Людмила КОРОЛЁВА
01.04.2017 г.
Не так давно мы проводили опрос среди семёновцев, и делалось это с единственной целью – выяснить, насколько знают, помнят и ценят поэта Бориса Корнилова современные жители его исторической родины. И выяснилось, что если представители старшего поколения не затруднялись с ответом, то школьники иногда затруднялись…
Будем надеяться, что у этих ребят ещё всё впереди, и есть неплохие шансы познакомиться с творчеством Бориса Корнилова. А помогут им в этом, в первую очередь, учителя литературы, к тому же в текущем году и повод представляется весомый – 110-летие поэта.
Юбилейная дата выпадает на лето, но памятные мероприятия уже начались. 24 марта в актовом зале второй городской школы прошёл литературно-музыкальный вечер, посвящённый Б. П. Корнилову, в торжественной обстановке прозвучали многие его стихи.
Как рассказала учитель русского языка и литературы Светлана Владимировна Гибатдинова, сценарий вечера они составляли совместно с директором школы Светланой Геннадьевной Рудковой, которая приходится внучатой племянницей самому поэту. В этой городской школе сохранить память о знаменитом земляке – дело чести, поэтому уже много лет там действует музей, посвящённый жизни и творчеству Бориса Петровича.
На вечере памяти присутствовала Фаина Васильевна Смирнова, племянница поэта.
Актовый зал украшали рисунки к сказке «Как от мёда у медведя зубы начали болеть» и пейзажные фотографии. Берёзовая роща, перелесок, тёмная гладь лесной реки – это были детские иллюстрации к воспевающим родную природу корниловским стихам:
Мы идём. И рука в руке,
И шумит молодая смородина.
Мы на Керженце, на реке,
Где моя непонятная родина.
Основу вечера составили многочисленные стихотворения в исполнении школьников, и даже его ведущими были две семиклассницы – Яна Плигина и Диана Гибатдинова. Конечно, готовили мероприятие и все педагоги-словесники школы, это они репетировали стихи с самыми лучшими чтецами. Но при этом ребята самостоятельно выбирали те лирические произведения Б. П. Корнилова, которые наибольшим резонансом отозвались в детских душах.
Громадный временной разрыв, отделяющий нашу эпоху от корниловских времён, почти не ощущался. Серёжа Булганин, Иван Чесноков, Матвей Цветков, Катя Иванова и другие учащиеся-старшеклассники исполняли выбранные ими стихотворения выразительно, с большим чувством. На экране появлялись слайды старых фотографий, а на школьной сцене ребята двадцать первого века перевоплощались в удалого комсомольца, «парня-вырви-гвоздь» и очень талантливого молодого поэта из начала века двадцатого. И говорили о любви – его словами:
Я замолчу, в любови разуверясь, –
Она ушла по первому снежку,
Она ушла – какая чушь и ересь
В мою полезла смутную башку.
Хочу запеть, но это словно прихоть,
Я как не я, и всё на стороне, –
Дымящаяся папироса, ты хоть
Пойми меня и посоветуй мне…
Литературно-музыкальная композиция вкратце рассказывала обо всех этапах непростой жизни поэта, начиная с его рождения в семёновском роддоме и детских годов, о крестьянском труде и первых стихотворных опытах, когда печатался под псевдонимом Борис Вербин и до ленинградского этапа, литературной группы «Смена», встречи с будущей женой Ольгой Берггольц, и далее, и далее по ходу биографии. И несомненная удача Корнилова, ставшая хитом 30-х годов, – «Песня о встречном». Её прослушали в полном объёме на фоне видеоряда об ударных комсомольских стройках.
Но вот уже тревожной нотой звучит набат: это трагический 1937 год. Именно в марте 37-го, то есть ровно восемьдесят лет назад, за Корниловым пришли, и «чёрный воронок» увёз поэта в неизвестность.
Борису Корнилову судьбой было отпущено всего лишь тринадцать лет творчества, но и этого короткого временного отрезка оказалось достаточно, чтобы под его пером успели родиться настоящие шедевры:
Усталость тихая, вечерняя
Зовёт из гула голосов
В Нижегородскую губернию
И в синь семёновских лесов.
Сосновый шум и смех осиновый
Опять кулигами пройдёт.
Я вечера припомню синие
И дымом пахнущий омёт…