Печать
Категория: Культура
Просмотров: 3229

М. АЛМАЗОВА,
научный сотрудник Историко-художественного музея

28.03.2017 г.

Вас когда-нибудь убаюкивали, мурлыкая? 

Песня маленькая,
а забота у ней великая,
на звериных лапках песенка,
с рожками,

с угла на угол ходит
вязаными дорожками.
И тепло мне с ней
и забавно до ужаса...

Что это, стихотворение, песня или необыкновенный сплав лирики, который рождается в душе настоящего поэта? Такие мысли приходят, когда читаешь произведения настоящего поэта-песенника, поэта, наделённого талантом чувствовать слово и задавать ему ритм. Чувство ритма – это, безусловно, природный дар, который встречается крайне редко, принимается долго, а потому таким поэтам очень трудно заявить о себе. Такими были Есенин, Бродский, Высоцкий, был таким и наш Борис Корнилов. Судьба одарила его ярким, выдающимся умением на интуитивном уровне соединять слова и чётко высказывать мысль простыми и понятными фразами. В каждом его произведении – особое благозвучие, частое использование сонорных и гласных звуков, открытых слогов. 

Я в губернии Нижегородской
В житие молодое попал,
Земляной покрытый коростой
Золотую картошку копал.
Я вот этими вот руками
Землю рыл
И навоз носил
И по Керженцу и по Каме
Я осоку-траву косил…

Корнилову очень повезло: родившись в семье учителей, он сумел получить неплохое образование, а лесное Заволжье наполнило молодое сердце трогательной любовью ко всему живому. Уже ранней поэзии Корнилова свойственно внимание к деталям, конкретность, яркость красок. Корнилов учился литературным приёмам ещё в детстве, замирая при звуках гармони, вслушиваясь в каждую строчку народной песни, он поглощал народный фольклор. Но жить и расти он мечтал не в глубинке, его мысли уносились далеко за пределы Нижегородской губернии, туда, где он будет услышан, где будет понят единомышленниками. 

Университетом для Корнилова стала сама жизнь, трудовые подвиги народа. Успешная первая пятилетка, новые заводы, электростанции, химкомбинаты. Новые темпы жизни чувствовались во всём. В 30-е годы Корнилов активно работал, писал, создавал сильные произведения. Зная и язык городской, и язык деревенский, он сумел применить свой опыт и заговорить как современник, как участник событий. 

Особенной удачей поэта была «Песня о встречном», написанная в 1932 году к фильму «Встречный», она ярко отразила настроения подъёма народного духа, трудового энтузиазма. Благодаря молодому задору, жизнерадостности, искренности она явилась одним из первых удачных образцов советской массовой песни. 

Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Весёлому пенью гудка?

Текст «Песни о встречном» был в достаточной мере конкретный, эмоциональный и динамический. В ней ожило то всеобъемлющее поэтическое «мы», которое в советской поэзии по праву встало рядом с лирическим «я». Мелодию для песни сочинил молодой, талантливый композитор Дмитрий Шостакович. 

В печати появилось много статей, откликов и рецензий. 

«…Песня явилась той осью, на которой поэзия Корнилова повернулась к массам; создание песенных текстов не только ещё более сблизило его с жизнью, с духовными запросами людей и помогло ему глубже выразить чувство единства со всем народом, но и сделало Корнилова одним из популярных поэтов», – писал Л. А. Заманский. 

Из воспоминаний Ольги Берггольц: «Песня оставалась в душе, с ней было привычно и молодо на работе и в житейском обиходе, она, как иногда думалось, жила в нас словно бы ещё и до своего появления». 

«Песня о встречном» сразу же после обнародования приобрела поистине неслыханный, ошеломительный успех и всесоюзную известность. Ежедневно звучала на радио, стала народным гимном страны. Она облетела весь мир, воспевая молодость нашей страны, которая встаёт навстречу дня. 

Услышали эту задорную песню и на малой родине поэта в Семёнове. 

Наш краевед К. В. Ефимов, чья юность прошла в те годы, рассказывал: «В 1934 году молодёжь по вечерам собиралась вместе, и всегда с нами была музыка и песни. Музыку играли на балалайках, гитарах, гармошках. Подхватывали каждую новую мелодию и песню. В кино на фильм «Встречный» ходили сообща, у каждого было своё задание: кому-то запомнить первый куплет, другому второй, третьему мелодию. И уже сразу после сеанса мы возвращались домой с новой песней. Многие пионерские отряды записывали «Песню о встречном» своей отрядной песней. Это был настоящий хит». 

Эта большая удача Бориса Корнилова, конечно же, взбудоражила поэта, воодушевила и подстегнула к работе. Одержимость руководила поэтом, она была в его характере. 

После «Встречного» Корнилов продолжал писать песни. Была написана «Краснофлотская песня» на музыку Исаака Дунаевского для фильма «Путь корабля», «Песня о Шахтёрской слободке», прозвучавшая в кинокартине «Садовник». 

Некоторые произведения Б. П. Корнилова изначально не имели статуса песни, но благодаря ритмичности и размеру стихотворения приобрели вторую жизнь – жизнь песни. Так, например, лауреат Ленинской премии композитор Георгий Свиридов написал песню «Лесная сторона» на текст корниловского стихотворения «Усталость тихая вечерняя…». Композитор не знал Корнилова лично, но очень любил его стихи. Свиридов писал в своих письмах: «Это настоящий русский талант, крепкий, почвенный и свежий. Думаю, что на слова Корнилова будут писать песни». Его слова оказались пророческими! Так, стихотворение «Качка на Каспийском море» пели студенты всей страны. Трудно сказать, кто написал музыку, главное, произведение живёт, его помнят и знают. А стихотворение «В Нижнем Новгороде с откоса» исполнила Елена Васильевна Образцова. 

В Нижнем Новгороде с откоса
Чайки падают на пески,
Все девчонки гуляют без спроса
И совсем пропадают с тоски.

Сейчас нам точно известно о семи песнях на стихи Бориса Корнилова, возможно, было и больше. Они отражали советскую действительность и воплощали дух комсомольской молодёжи. Время как будто не властно над корниловской песней, идут десятилетия, сменяются поколения, но лишь глубже становится людская любовь. Так происходит с подлинными шедеврами литературы, созданными с душой, без отрыва от жизни и людей. Научиться этому труднейшему лиро-эпическому жанру невозможно, с этим нужно родиться, этим нужно жить. Ведь не зря говорят, что песня – символ бессмертия народа, символ самой жизни. 


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle