Печать
Категория: Культура
Просмотров: 2706

Н. УЗДЕНЕВА,
зав. сектором отдела искусств Центральной библиотеки имени Б. П. Корнилова

04.02.2016 г.

Это сейчас автомобили всё заполонили, а в конце XIX – начале XX веков автомобиль был редкостью, диковинкой, народ сбегался посмотреть на это чудо техники.

Cовременного городского жителя, казалось бы, автомобилем не удивишь. Вы уверены? А вот и нет! Удивишь, да ещё как! Уникальная коллекция моделей старинных автомобилей открылась на днях в музее ремёсел на улице Гагарина. Вы помните любимый, практичный маленький «Запорожец»? В музее есть! И даже не тот, который хорошо представляют некоторые из нас, а ещё более старый.

С самого детства мы помним строки из стихотворения С. Маршака:

В пять минут автомобили 
До пожара докатили,
Стали строем у ворот,
Подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги,
Он забил как пулемёт.

Давно написано стихотворение, и Самуил Яковлевич имел в виду отнюдь не современную пожарную машину. А какую? Хотите узнать? Такая модель тоже есть на выставке: совсем как настоящая, с пожарной лестницей, с упругим шлангом.

А какие прекрасные здесь кадиллаки! – модели, разумеется. И с открытым верхом, и с откидным, и высокие, и низкие, изящные – предназначенные, очевидно, для элегантных дам.

А известно ли вам, что первыми за руль автомобиля сели именно дамы? Почему? Здесь мы можем только предположения строить. Возможно, им было нелегко управлять лошадью – древнейшим транспортным средством. А возможно, потому что женщины более аккуратны и осторожны. А может, были и какие-то другие причины у элегантных дам. Ну а потом уже сильный пол отобрал у них руль, напридумывал всяких-разных марок автомобилей, которые теперь уже всё и заполонили.

Есть на выставке и безмоторные транспортные средства. Детская коляска столетней давности, которую не вспомнят даже наши прабабушки, плетёные санки на высоких полозьях – очень удобные и для мамы, и для малыша, к тому же изготовленные из экологически чистого материала – натурального дерева. Маленькие салазки с уникальной ковкой по периметру остались от предыдущей выставки, на них выезжали из леса Деды Морозы. Новый год прошёл – санки остались.

Старинные средства передвижения расположились на полу, на стеллажах, а на стенах развешаны фотографии: запряжённые лошади, телеги, сани, тарантасы и первые авто.

Мы разговорились с директором музея Т. И. Стерденко, и она рассказала очень любопытную историю, связанную с названием автомобиля «Победа».

Когда конструкторы представили Сталину новый автомобиль, Иосиф Виссарионович поинтересовался, какое же предполагается название. «Родина» – был ответ. «Так значит «Родина», – усмехнулся в усы вождь. – И почём же мы этой «Родиной» торговать будем?» Так новоявленная «Родина» превратилась в «Победу».

Есть и другие истории, связанные с автомобилями. Хотите узнать? А посмотреть? Отправляйтесь в музей ремёсел в бывший особняк купца Строинского на улицу Семёновскую, то бишь Гагарина.

Фото Александра ЮРЬЕВА


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle