12.10.2024 г.

Музеев, посвящённых гармони и гармонистам, в России всего несколько. Отрадно, что наши гармони мастеров Потехиных занимают почётное место и в экспозиции Музея русской гармоники Альфреда Мирека в Москве, и в музее «Гармони деда Филимона» в Туле.

О происхождении и развитии этого самобытного инструмента и о том, как совершенствовался промысел, можно узнать в мемориальном музее изобретателя первой в России хроматической гармоники Н. И. Белобородова также в Туле.

А нам хотелось в Семенове создать свой музей гармони и рассказывать в первую очередь о местных мастерах гармонных дел, чьи инструменты отличаются необычной яркостью звучания, звонким, глубоким тембром. Интересно высказывание на эту тему Г. Заволокина: «Нижегородская – самая звонкая гармонь России. В народе говорят: на одном берегу Оки играют, на другом слышно».
Создание нового музея гармони в Семенове – пока мечта, а вот интересная современная выставка гармони в скором времени будет доступна нашим посетителям музея народного быта «Дом Семена-ложкаря».

В настоящее время в рамках проекта «ГАРМОН(Ь)ия звука и технологий: Нижегородские мотивы», победителя второго грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив 2024 года, ведётся большая работа по созданию интересного музейного пространства, где разместится музейная коллекция и уникальные интерактивные комплексы. Обновится и перечень музейных продуктов – запланировано проведение встреч с гармонистами, мастер-классы, новые туристические маршруты, что, несомненно, даст новый толчок в популяризации гармони как самобытного народного инструмента и привлечёт детей и юношество к изучению исполнительского мастерства.
Да и где, как не в Семёнове должна родиться такая выставка! Появление первых нижегородских гармоник связано именно с Семёновским уездом. Родоначальниками гармонного дела были знаменитые Потехины, Михаил Степанович и его сын Максим Михайлович Сараничевы, Александр Яковлевич Соловьёв и другие.
Самой первой гармоникой, созданной на нижегородской земле, считается пятиклапанка мастера Павла Тюлюсова (Потехина) из села Совинское Семёновского уезда. Он не только наладил дома изготовление гармоней, но и научился лихо и весело на них играть, за что и получил прозвище «Потехин», ставшее в дальнейшем фамилией целой династии гармонных мастеров.

Хороший гармонист в деревне был уважаемым человеком, «слава на весь район шла, а то и дальше». Чаще всего для простого человека и не было другой возможности послушать музыку, кроме как пригласить на праздник гармониста. Он был и музыкантом, и вокалистом, и плясуном, и хранителем традиционной культуры. Ни одно деревенское гулянье, праздник или свадьба без гармони не обходились.
Более ста лет изготавливали и совершенствовали инструмент пять поколений мастеров гармонных дел Потехиных. Их гармони веселили душу и утешали в печали необычайной яркостью звучания.

Дело Павла Тюлюсова продолжил его сын Яков Павлович Потехин и его сыновья – Василий, Иван, Николай и Борис. И достигли они в ремесле такого искусства, что заказы в небольшую деревушку поступали со всей России! Гармошки Потехиных были не только звонкими, но и очень красивыми. Их с любовью украшали в соответствии с художественными традициями здешних мест. Накладки делали из шпона ценных пород дерева: ольхи, дуба, ясеня. Ткань на меха закупали на Нижегородской ярмарке, стальные элементы для отделки везли из Тулы. Клавиатуру обрамляли мельхиоровый кант и перламутр. Украшали гармони и речными ракушками.
Вручая гармонь заказчику – ладную, как игрушечка, звонкоголосую, со своим фирменным знаком – Потехины добродушно наказ давали: «Как зеницу ока храни, ещё твои внуки на ней сыграют».

Вся семья Потехиных была очень трудолюбивой: зимой гармошки делала, летом крестьянствовала. И каждый из братьев старался стать лучшим в своём деле, продолжал совершенствовать гармонь, чтобы радовала народ, зазвучала громче. У старшего сына Василия отбоя от заказчиков не было. Изготавливал он как хромки, так и русские. И даже баян один сделал на заказ. Яков Павлович взял в семью на воспитание пятилетнего мальчишку Ваню Сухарева, сироту, и также выучил его азам мастерства. Кроме того, поставил ему дом, как и всем своим родным сыновьям. А Ваня не подкачал – гармони Ивана Сухарева ценятся и сейчас. За звонкий голос называют из «резухи».

В начале 1930-х годов в деревне Совинское создается филиал по изготовлению гармоней и баянов от горьковской артели «Гармония». Были набраны ученики, которые впоследствии стали знаменитыми мастерами гармонных дел. Трудились там и Яков Павлович Потехин, и Василий. Но, к сожалению, в 1937 году попали они в жернова репрессий. После этого филиал артели «Гармония» распался.
Николай Яковлевич и Борис Яковлевич переехали в город Бор, где продолжили заниматься изготовлением и ремонтом гармоней. Борис организовал мастерскую в Горьком, где работал со своим сыном Валентином и племянниками Владимиром и Анатолием Потехиными. Ещё один сын Иван переехал в Семенов, где в конце 1938 года организовал мастерскую по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов. За высокое качество работы был награжден дипломом Роспромсовета. Работал со своими сыновьями Львом и Павлом.

Дети всех четырёх братьев тоже были настоящими мастерами гармонных дел. Но самым талантливым из последних мастеров-потехинцев оказался Апполинарий Федорович Дворянинов, перенявший секреты и тонкости гармонного ремесла от деда Ивана Яковлевича и дяди Льва Ивановича Потехиных. После смерти деда именно он возглавил мастерскую по ремонту гармоней. В каждом новом инструменте старался повысить его музыкальные возможности, добиться непревзойдённого тембра, силы звука. К изготовлению как хромки, так и гармоней русского строя подходил очень тщательно. В каждую вкладывал душу и талант. Знатоки утверждают, что каждая гармошка мастера Дворянинова по-своему уникальна. Отличают их лёгкость, красота и эстетичность оформления, приятный звук и глубокий тембр. В год мастеру удавалось сделать 2-3 инструмента, так как процесс создания гармони кропотливый и суеты не терпит. Да и настройка инструмента дело не простое! Аполлинарий Фёдорович был ещё и великолепным гармонистом, знал все нижегородские наигрыши. С его уходом из жизни славная династия закончила свое существование.
А гармони, изготовленные мастерами династии Потехиных, живут! Встречаются и в частных руках, и в музейных коллекциях, а сыграть на них для музыкантов – особая честь!

Наш музей гордится тем, что удалось собрать богатую коллекцию кустарных и фабричных гармоней – более 80 инструментов! А с открытием в скором времени выставки в рамках проекта «ГАРМОН(Ь)ия звука и технологий: Нижегородские мотивы» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив мы сможем транслировать народный инструмент и исполнительское мастерство для всех поклонников самобытной народной культуры.

Оксана ЦВЕТКОВА,
историко-художественный музей
г. о. Семеновский

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel