12.10.2024 г.
Музеев, посвящённых гармони и гармонистам, в России всего несколько. Отрадно, что наши гармони мастеров Потехиных занимают почётное место и в экспозиции Музея русской гармоники Альфреда Мирека в Москве, и в музее «Гармони деда Филимона» в Туле.
О происхождении и развитии этого самобытного инструмента и о том, как совершенствовался промысел, можно узнать в мемориальном музее изобретателя первой в России хроматической гармоники Н. И. Белобородова также в Туле.
А нам хотелось в Семенове создать свой музей гармони и рассказывать в первую очередь о местных мастерах гармонных дел, чьи инструменты отличаются необычной яркостью звучания, звонким, глубоким тембром. Интересно высказывание на эту тему Г. Заволокина: «Нижегородская – самая звонкая гармонь России. В народе говорят: на одном берегу Оки играют, на другом слышно».
Создание нового музея гармони в Семенове – пока мечта, а вот интересная современная выставка гармони в скором времени будет доступна нашим посетителям музея народного быта «Дом Семена-ложкаря».
В настоящее время в рамках проекта «ГАРМОН(Ь)ия звука и технологий: Нижегородские мотивы», победителя второго грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив 2024 года, ведётся большая работа по созданию интересного музейного пространства, где разместится музейная коллекция и уникальные интерактивные комплексы. Обновится и перечень музейных продуктов – запланировано проведение встреч с гармонистами, мастер-классы, новые туристические маршруты, что, несомненно, даст новый толчок в популяризации гармони как самобытного народного инструмента и привлечёт детей и юношество к изучению исполнительского мастерства.
Да и где, как не в Семёнове должна родиться такая выставка! Появление первых нижегородских гармоник связано именно с Семёновским уездом. Родоначальниками гармонного дела были знаменитые Потехины, Михаил Степанович и его сын Максим Михайлович Сараничевы, Александр Яковлевич Соловьёв и другие.
Самой первой гармоникой, созданной на нижегородской земле, считается пятиклапанка мастера Павла Тюлюсова (Потехина) из села Совинское Семёновского уезда. Он не только наладил дома изготовление гармоней, но и научился лихо и весело на них играть, за что и получил прозвище «Потехин», ставшее в дальнейшем фамилией целой династии гармонных мастеров.
Хороший гармонист в деревне был уважаемым человеком, «слава на весь район шла, а то и дальше». Чаще всего для простого человека и не было другой возможности послушать музыку, кроме как пригласить на праздник гармониста. Он был и музыкантом, и вокалистом, и плясуном, и хранителем традиционной культуры. Ни одно деревенское гулянье, праздник или свадьба без гармони не обходились.
Более ста лет изготавливали и совершенствовали инструмент пять поколений мастеров гармонных дел Потехиных. Их гармони веселили душу и утешали в печали необычайной яркостью звучания.
Дело Павла Тюлюсова продолжил его сын Яков Павлович Потехин и его сыновья – Василий, Иван, Николай и Борис. И достигли они в ремесле такого искусства, что заказы в небольшую деревушку поступали со всей России! Гармошки Потехиных были не только звонкими, но и очень красивыми. Их с любовью украшали в соответствии с художественными традициями здешних мест. Накладки делали из шпона ценных пород дерева: ольхи, дуба, ясеня. Ткань на меха закупали на Нижегородской ярмарке, стальные элементы для отделки везли из Тулы. Клавиатуру обрамляли мельхиоровый кант и перламутр. Украшали гармони и речными ракушками.
Вручая гармонь заказчику – ладную, как игрушечка, звонкоголосую, со своим фирменным знаком – Потехины добродушно наказ давали: «Как зеницу ока храни, ещё твои внуки на ней сыграют».
Вся семья Потехиных была очень трудолюбивой: зимой гармошки делала, летом крестьянствовала. И каждый из братьев старался стать лучшим в своём деле, продолжал совершенствовать гармонь, чтобы радовала народ, зазвучала громче. У старшего сына Василия отбоя от заказчиков не было. Изготавливал он как хромки, так и русские. И даже баян один сделал на заказ. Яков Павлович взял в семью на воспитание пятилетнего мальчишку Ваню Сухарева, сироту, и также выучил его азам мастерства. Кроме того, поставил ему дом, как и всем своим родным сыновьям. А Ваня не подкачал – гармони Ивана Сухарева ценятся и сейчас. За звонкий голос называют из «резухи».
В начале 1930-х годов в деревне Совинское создается филиал по изготовлению гармоней и баянов от горьковской артели «Гармония». Были набраны ученики, которые впоследствии стали знаменитыми мастерами гармонных дел. Трудились там и Яков Павлович Потехин, и Василий. Но, к сожалению, в 1937 году попали они в жернова репрессий. После этого филиал артели «Гармония» распался.
Николай Яковлевич и Борис Яковлевич переехали в город Бор, где продолжили заниматься изготовлением и ремонтом гармоней. Борис организовал мастерскую в Горьком, где работал со своим сыном Валентином и племянниками Владимиром и Анатолием Потехиными. Ещё один сын Иван переехал в Семенов, где в конце 1938 года организовал мастерскую по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов. За высокое качество работы был награжден дипломом Роспромсовета. Работал со своими сыновьями Львом и Павлом.
Дети всех четырёх братьев тоже были настоящими мастерами гармонных дел. Но самым талантливым из последних мастеров-потехинцев оказался Апполинарий Федорович Дворянинов, перенявший секреты и тонкости гармонного ремесла от деда Ивана Яковлевича и дяди Льва Ивановича Потехиных. После смерти деда именно он возглавил мастерскую по ремонту гармоней. В каждом новом инструменте старался повысить его музыкальные возможности, добиться непревзойдённого тембра, силы звука. К изготовлению как хромки, так и гармоней русского строя подходил очень тщательно. В каждую вкладывал душу и талант. Знатоки утверждают, что каждая гармошка мастера Дворянинова по-своему уникальна. Отличают их лёгкость, красота и эстетичность оформления, приятный звук и глубокий тембр. В год мастеру удавалось сделать 2-3 инструмента, так как процесс создания гармони кропотливый и суеты не терпит. Да и настройка инструмента дело не простое! Аполлинарий Фёдорович был ещё и великолепным гармонистом, знал все нижегородские наигрыши. С его уходом из жизни славная династия закончила свое существование.
А гармони, изготовленные мастерами династии Потехиных, живут! Встречаются и в частных руках, и в музейных коллекциях, а сыграть на них для музыкантов – особая честь!
Наш музей гордится тем, что удалось собрать богатую коллекцию кустарных и фабричных гармоней – более 80 инструментов! А с открытием в скором времени выставки в рамках проекта «ГАРМОН(Ь)ия звука и технологий: Нижегородские мотивы» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив мы сможем транслировать народный инструмент и исполнительское мастерство для всех поклонников самобытной народной культуры.
Оксана ЦВЕТКОВА,
историко-художественный музей
г. о. Семеновский
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив