Елена РОМАНОВА
26.06.2024 г.
Совсем недавно, 6 июня, отмечалась 225-я годовщина со дня рождения самого народного поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Члены литературного объединения «Родники», которое тоже отметило свой юбилей весной, посчитали это хорошим поводом для поездки в село Большое Болдино, где находится музейный комплекс, посвященный жизни и творчеству поэта.
Со школьных уроков литературы в наших умах закрепилось понятие «болдинская осень» как синоним необычайного творческого всплеска поэта. Ведь за то время, что Пушкин провёл в Болдине в 1830-х годах, улаживая свои финансовые дела, он написал более пятидесяти произведений, среди которых стихотворения, сказки, проза, драма.
Ранним утром 20 июня группа семёновских поэтов во главе с руководителем Надеждой Андреевной Узденёвой отправилась в дорогу. Путь неблизкий – почти шесть часов мы добирались до усадьбы-музея. Многие уже бывали в Болдине несколько раз. Людмилу Александровну Чуткову можно в этом плане назвать рекордсменом. Впервые она попала туда ещё школьницей, а, став педагогом, почти каждый год возила учеников на экскурсии, научные конференции и даже балы, которые давали семёновские лицеисты, приводя в восторг зрителей и посетителей Болдина.
Для меня это была третья поездка. Впервые я побывала там студенткой, потом, когда работала в школе, уже возила своих учеников, а нынче ехала как обыкновенный турист. Что же изменилось в усадьбе Пушкиных к юбилею?
Нужно сказать, что изменения произошли заметные: дорожки вымощены брусчаткой, чистота, облагорожена территория, появились новые фотозоны, но главное, конечно, – обновлённые музейные экспозиции.
Экскурсовод Елена Юрьевна Сапожникова встречает нас на пороге барского дома, и для нас начинается путешествие во времени…
Александр Сергеевич впервые приехал в Болдино 3 сентября 1830 года, чтобы уладить наследственные дела. А по факту – заложить крепостных болдинских крестьян и отдать полученные деньги своей будущей тёще, матери Натальи Гончаровой, которая только на этих условиях соглашалась отдать красавицу-дочь замуж.
Поэт не собирался задерживаться в Болдине, но начавшаяся эпидемия холеры, карантин в Москве и на всех почтовых станциях вынуждают его пробыть здесь долгих три месяца. То ли воздух в Болдине особенный, то ли желание занять себя – никто до конца не разобрался в природе творчества, но у Пушкина начинается золотая пора. Почти каждый день из-под его пера выходят произведения. И именно здесь впервые у него получается написать прозу, которая никак не давалась ему раньше.
Еще дважды, в 1833 и 1834 годах, поэт бывает в родовом имении, и снова появляются несколько значимых произведений, среди них поэма «Медный всадник», повесть «Пиковая дама», стихи…
Комнаты в доме небольшие. В 1830 году он был нежилым, и поэт поселяется в двух комнатах: зальце и кабинете, спит на небольшом диване (удивляешься, как он вообще на нем помещался!). Верный камердинер Никита Козлов занимает соседнюю с кабинетом поэта комнату. Её раньше не было в экспозиции, она появилась к юбилею. Обстановка кабинета лаконичная, воссозданная по рисунку Пушкина: стол, бюст античного героя, стулья, диван, под стеклом рисунки и черновики произведений. Те, кто бывали раньше в доме, замечают, что обстановка поменялась. С особым трепетом Елена Юрьевна показывает предметы, которые передал на временную экспозицию петербургский всероссийский музей Пушкина: хрустальная печатка поэта и чернильница в виде гробницы Наполеона.
И ещё одна комната появилась в доме – буфетная. В ней работники музея поставили стол со стульями, на полках разместили дорогую посуду, из которой ели господа. Еда готовилась не в доме, а в отдельно стоящей постройке, приносилась в дом через чёрный вход и уже в буфетной перекладывалась в дорогую фарфоровую посуду.
Выходим на улицу, идём к знаменитому горбатому мостику – излюбленному месту для фотографирования. Он находится над одним из пяти искусственных прудов, называемых каскадными, потому что каждый следующий располагается ниже предыдущего, и между собой они сообщаются.
Изменилась экспозиция по сказкам Пушкина. Теперь это объемные диорамы, на которых расположены иллюстрации к произведениям, известным всем с раннего детства. По отзывам посетителей, выставка нравится детям, хотя нам по душе была прежняя экспозиция из панно, выполненных в стилях народных промыслов, хохломского в том числе.
Трехсотлетняя ветла по-прежнему стоит на берегу пруда. Замечаем, что часть ствола отломилась в одну из прошедших бурь. Почему не убрали?
- Это удивительный факт, – рассказывает Елена Юрьевна, – действительно, эту часть хотели убрать, чтоб вид не портила, но оказалось, что корни у нее остались в земле, и она благополучно живет своей жизнью и расцветает каждый год. Поэтому мы решили её оставить как символ вечной жизни.
Не иначе как сам Александр Сергеевич приложил к этому руку.
Прогуливаемся дальше, заглядываем в контору, где сидели управляющий, приказчик, конторщик, собирали с крепостных оброки, взвешивали продукты, крупы, полотна ткани и многое другое. Отстроена конюшня на шесть лошадей, рядом в каретной расположились сани и экипаж (правда, не подлинные – новодел, но сделанные умельцами по рисункам и чертежам девятнадцатого века).
Делаем традиционное фото у памятника и на фоне барского дома и отправляемся в Львовку – ещё одно имение семьи Пушкиных.
Это место уникально тем, что там находится «Музей литературных героев «Повестей Белкина», а заведует отделом Валентина Фроловна Тюльнева, праправнучка вотчинного писаря и конторщика Петра Александровича Киреева, который осенью 1830-го года помог Александру Сергеевичу быстро оформить в собственность деревню Кистенево.
Почти полвека Валентина Фроловна отдала работе в музее, являясь ещё и крупным исследователем творчества поэта.
Господский дом в Львовке появился уже после смерти поэта по настоянию Натальи Николаевны, жены поэта. Она распорядилась построить небольшой дом, а перед ним посадить четыре сосны в честь детей Пушкина. Истинным хозяином усадьбы стал старший сын, отставной военный Александр Александрович, который построил в усадьбе храм в честь Александра Невского, покровителя рода Пушкиных, и приходскую школу.
Каждая комната дома отведена одной из пяти «Повестей Белкина»: «Гробовщик», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» и «Метель». Экспозиция открылась в 2005 году, а к нынешнему юбилею обновилась.
Волшебная мелодика голоса Валентины Фроловны просто завораживала. Затаив дыхание, как маленькие дети слушают сказку, мы впитывали каждое слово этой удивительной женщины, выросшей на болдинской земле и на генном уровне впитавшей любовь к Пушкину. Первое, что захотелось сделать, – обязательно перечитать не только «Повести Белкина», но и остальные произведения, созданные на болдинской земле.
Зашли мы и в школу, построенную в 1904 силами крестьян. Класс, комната для учительницы Прасковьи Герасимовны Погодиной, сени с печью… Музей здесь был открыт в 2009-м. Школа действовала до 1972 года, а потом была закрыта, что привело к постепенному вымиранию Львовки, где сейчас постоянно живут всего два человека…
Недалеко от Львовки в роще «Лучинник» бьёт ключик с чистейшей родниковой водой. Сам Бог велел «родниковцам» испить этой чистой студеной воды, что мы и сделали. Кто знает, может, уже ночью из-под пера наших поэтов польются строчки, навеянные духом великого Пушкина? Ответ узнаем осенью на очередном занятии «Родников» …
«Наш барин» – так называли Александра Сергеевича крестьяне, шли к нему со своими просьбами, а он никому не отказывал. Наверное, поэтому в 1918 году, когда повсеместно крестьяне жгли господские дома и разоряли церкви, крестьяне Болдина на сходе решили усадьбу Пушкиных сохранить. Это дорогого стоит и говорит о том, что Пушкин действительно народный поэт. В Болдине он повсюду: в кафе с его фамилией висит портрет поэта, племхозяйство носит название «Пушкинское», даже на автозаправочной станции расположены щиты с цитатами из стихотворений вместе с портретом и годами жизни. Может, конечно, это уже перебор, думали мы, но почему нет? Люди, далёкие от чтения, хотя бы будут знать, кто написал хрестоматийные «Мороз и солнце» или «Очей очарованье».
На обратном пути в автобусе воцарилась тишина, лишь изредка нарушаемая разговорами. Каждый был наполнен впечатлениями прожитого дня, просматривал фотографии на телефоне и твёрдо убежден, что надо сюда периодически возвращаться за живительной влагой поэтического слова. И нужно привозить сюда школьников и студентов, чтобы они поняли, что Пушкин – это не пыльный томик на книжной полке, а близкий и дорогой нам человек, стихи которого не потеряют актуальности ни через сто, ни через двести лет.