Печать
Категория: Культура
Просмотров: 1204

14.01.2023 г.

Ещё на заре развития человечества люди изготавливали из костей животных иглы, гребни, наконечники для стрел, скребки, сакральные предметы и ювелирные украшения. Они умели не только тонко обрабатывать материал, но и украшать его затейливыми орнаментами.

Белый цвет и благородный блеск кости всегда сравнивали с чистотой и светом. Украшения из кости считались показателем высокого статуса и материального достатка владельца, поэтому пользовались большой любовью у знати и в религиозном искусстве.

Уникальной особенностью российских промыслов по кости всегда было то, что резчики имели доступ не только к животной, но и ископаемой кости – бивню мамонта. Огромные млекопитающие в изобилии водились на территории нашей страны до начала современной геологический эпохи. В долинах рек и на Севере до сих пор можно найти древние бивни, хотя количество ископаемого сырья, конечно, резко сокращается.
В наши дни резьба по кости занимает весомую долю рынка народных художественных промыслов России. Традиции сохраняются в разных регионах страны. Костяные поделки любят местные жители и охотно разбирают на сувениры туристы.

Несмотря на развитие современных технологий, изделия из кости – это по большей части кропотливая ручная работа. Каждая поделка буквально завораживает своим внешним видом и притягивает внимание. Глядя на неё, хочется снова и снова рассматривать орнамент, любоваться необычными переливами света и изящными линиями украшений, которые хранят тепло рук мастера. За несколько веков в России появилось несколько самобытных косторезных центров художественной резьбы по кости: подмосковный город Хотьков и Тобольск Тюменской области, Якутск в Республике Саха и Чукотка в Чукотском автономном округе, село Холмогоры под Архангельском и рабочий посёлок Варнавино Нижегородской области. Каждый центр по-своему уникален.
В Варнавинском районе традиции косторезного ремесла прослеживаются с эпохи раннего железного века, когда значительное место в материальной культуре местного населения стали занимать изделия из кости и рога.
В основу стиля варнавинского косторезного промысла легли сюжеты нижегородской глухой домовой резьбы – традиционные для Нижегородчины изображения льва и вьющегося побега с листьями.
Родоначальником Варнавинской косторезной фабрики стал Парфён Парфёнович Черникович. У него сложился свой стиль резьбы на основе традиционной нижегородской резьбы.

В июне 1970 года мастер художественной резьбы по кости из села Холмогоры Парфён Парфёнович Черникович приезжает в посёлок Варнавино Горьковской области и начинает работу по организации предприятия резьбы по кости. Сегодня свыше 100 творений мастера хранятся более чем в 16 музеях нашей страны и в нескольких зарубежных. И в нашем историко-художественном музее имеется несколько изделий Парфёна Парфёновича Черниковича.

Если посмотреть на историю варнавинского косторезного искусства, получается удивительная картина. П. П. Черникович и Н. П. Михайлова привезли из Архангельска опыт художественной работы с костью, традиции которого уходят в толщу времени. Ю. Ф. Мишуков от чукотских умельцев перенял навыки резьбы в мелкой пластике и чувства трепетного отношения к природным формам, а от павловских мастеров – интерес к украшению холодного оружия, возродив утраченный на два столетия нижегородский промысел фигуративной резьбы по кости. Можно смело утверждать, что небольшой посёлок Варнавино, который не всегда найдёшь на картах, стал центром косторезного искусства российского масштаба.

Этот промысел бытует и сейчас. Хранителями его являются бывшие мастера ООО «Варко» и художественной студии резьбы по кости Ивана Геннадьевича Воскресенского. Они создают настоящие произведения искусства: кулоны и броши, заколки, бусы, браслеты, резные колечки, а также шкатулки, шахматы, ларцы, письменные приборы, ножи для бумаги и другое. Их изделия с успехом экспонировались и экспонируются не только в России, но и за её пределами.
Выставка произведений варнавинских косторезов будет работать в нашем историко-художественном музее до конца января.

Юлия КОЛЕСНИКОВА,
ведущий научный сотрудник историко-художественного музея
Фото предоставлено автором


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle