Печать
Категория: Конкурсы
Просмотров: 1125

Ирина КОЛОБОВА
Фото из мобильного альбома Романа Лукоянова
05.06.2021 г.

Поэтическая слава нашего города с годами и веками не становится тише – будто и вправду знаменитый семёновский соловей Корнилов посеял столько красивого, доброго и вечного, что наша земля не перестаёт рождать и рождать таланты.

Гость нашей рубрики Роман Лукоянов подтвердил это предположение, заняв третье место во всероссийском конкурсе молодых поэтов «Владеющий словом».

Стихами в детстве не грешил

Мы пригласили Романа, чтобы он рассказал об этом конкурсе, но начали разговор с вопроса, как вообще становятся поэтами. Или поэтом нужно родиться?
- Не знаю, рождаются поэтами или становятся, – задумался Роман. – Я лично родился в 1994 году самым обыкновенным мальчишкой в самой обыкновенной семье, где мама – работница «Хохломы», а папа водитель. Сейчас думаю, что родителям, наверное, было не очень легко воспитывать двоих сыновей в это трудное время, но тогда я сам никаких трудностей не замечал. В садик ходил, потом в школу, никаких особенных успехов не проявлял. Спортом увлекался, футболом. Хотя был у меня один отличительный пунктик – я всегда с лёту запоминал стихи. Мне ничего не стоило выучить минут за пятнадцать любое стихотворение. И я любил это дело, вообще поэзию любил – и читать, и запоминать. Вот рассказывать не очень любил – мне нравилось, что они у меня всегда в голове, и я в любой момент мог их вспомнить.

- То есть в детстве ты стихами не грешил?
- Нет, не грешил, даже подумать не мог, что могу вот так, как, к примеру, Пушкин, взять да придумать складные строчки. Я понимал, что это какой-то совсем другой мир, другие люди, почти небожители, и мне в этот мир хода нет.

- И всё-таки ты вошёл в этот мир. Когда же это произошло? Был какой-то толчок?
- Был, конечно. Всё классически банально: первая любовь, первая обида, непонимание и неразделённость. Я тогда уже в техникуме учился в Красных Баках и познакомился с девушкой. Казалось, вот оно – настоящее, навеки, но не сложилось. Помню, такой грустный ехал домой на выходные, весь мир потемнел. Всю дорогу пытался вспомнить хоть что-то из стихов, которые могли бы отразить мои чувства. Ничего не вспомнил, да, наверное, и не знал я тогда таких стихов. Прибежал с вокзала домой и сразу – за книжки со стихами, начал искать про любовь. Ничего подходящего не нашёл, и вдруг меня будто что-то стукнуло: а почему бы самому не попробовать, вдруг получится? И получилось что-то вроде: «Что происходит между нами, зачем мне это и за что.. Всё прошло вчерашним днём…». Одним словом, лирика попёрла, мысли и чувства зарифмованные. В понедельник приехал в Красные Баки, пошёл к девушке, серьёзный такой, мрачный, как Чайльд Гарольд, молча отдал ей листок со стихами и гордо удалился. Сердце у меня тогда выскакивало. Я уже не о чувствах своих думал и не о том, как она ко мне относится. Мне было важно, как она к моим стихам отнесётся – посмеётся или нет. Стихи ей понравились, она потом перед девчонками хвалилась. И я тогда успокоился: наплевать на любовь, главное – стихи понравились.

Заболел Есениным

- И ты прямо сразу почувствовал себя поэтом?
- Не то чтобы настоящим поэтом, но что-то во мне изменилось, сейчас думаю, что я в тот момент повзрослел окончательно. Но за стихи какое-то время не садился – наверное, просто не было такого же всплеска эмоций, таких событий и впечатлений. А потом армия подошла, вот там вспомнил свои открывшиеся способности. Ребята просили что-то написать своим девушкам, на различные армейские мероприятия писал, даже со сцены свои стихи читал. Совсем осмелел. Но всё же это были не те стихи, не те чувства.

- И когда же настали те стихи и те чувства?
- Когда из армии вернулся и снова встретил любовь. Я пытался девушке что-то из своего почитать, но оказалось, что ничего у меня нет для такого случая, да и вообще все стихи из головы вдруг куда-то делись. Пришёл я с первого свидания домой, в интернет полез и даже сам не знаю почему, сразу же на Есенина наткнулся. Начал читать и не смог остановиться до утра. Будто время вдруг остановилось – так меня захватило. Заболел я Есениным. С тех пор без стихов я уже не могу.

- Теперь уже не нужен эмоциональный толчок и стихи рождаются в голове постоянно?
- Нет, конечно, толчок нужен, только теперь я как-то внимательнее, что ли, стал присматриваться к окружающему миру или просто видеть стал всё по-другому. Красоту я вижу – вот в чём дело. А когда вижу, сразу хочется, чтобы и другие увидели, поняли. Иду куда-то по делам или гуляю – вдруг фраза или просто словосочетание в голове мелькнёт. Я её тут же в телефон запишу, а потом додумываю, вспоминаю свои эмоции на тот момент, и – стихи потекли.

- Просто как у Пушкина: «И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута и стихи свободно потекут».
- Очень правильные стихи. Вообще, лучше классиков ещё никто не объяснил поэтические чувства. Правда, мои пальцы тянутся не к перу, а к телефону, но это, как говорится, детали, издержки времени. Нам легче – телефон всегда под рукой, хоть днём, хоть ночью. Хочется, конечно, систематизировать своё творчество, записать на бумагу, но пока руки не доходят.

- А уже есть что систематизировать?
- Немножко есть, где-то порядка двухсот стихов у меня, точнее не подсчитывал.

- И все написаны под влиянием музы, эмоций и впечатлений?
- Муза, конечно, не всегда приходит сразу, но даже когда пишу, так сказать, по заказу или к дате, она в процессе всё равно заглядывает. Без этого стихи не получатся или получатся не стихи, а так – слова зарифмованные.

- А уже и стихи заказывают? Признали, значит, настоящим поэтом?
- Сначала друзья не верили, что это я своё читаю, потом стали как-то по-другому ко мне относиться. Я вообще заметил, что сильно изменился. Увереннее в себе стал, я теперь не испытываю неудобства в любой компании, всегда есть о чём поговорить, словарный запас сильно пополнился, без этого трудно было бы стихи складывать. Заказные стихи с одной стороны писать легче – тема есть, только рифмы подбирай, а с другой – сложнее: эмоций поначалу нет, и трудно бывает их разбудить. Для этого я всегда прошу рассказать о человеке, которому стихи посвящаются. Кстати, это тоже здорово развивает личность: начинаешь разбираться в тонкостях характера, вникаешь во все мелочи, и рождается образ.  А когда образ родился – родятся и стихи.

Поэтов кто-то планирует

- А когда ты окончательно понял, что твои стихи – это настоящее творчество и пора бы его продемонстрировать на широкой арене?
- А вот после очередного выступления на публике и решил. Сейчас есть множество способов заявить о себе – время интернета, безграничные возможности для творчества. Решился и опубликовал стихи в одной из поэтических групп. Волновался, лайки подсчитывал… Когда больше тысячи насчитал, немного успокоился. Даже критические высказывания принял спокойно, хоть и не очень приятно критику читать, но это нормально: если критикуют, значит, читают, интересуются, а это уже неплохо.

- Наверное, именно это массовое интернет-признание позволило тебе заявиться на столь высокую трибуну как всероссийский конкурс поэтов?
- Да, однажды в январе зашёл в группу, а там – приглашение принять участие в конкурсе. По условиям первого этапа нужно было отобрать пять стихотворений на разные темы. Я отослал, через некоторое время организатор конкурса Елена Корнеева  поздравила меня и сообщила, что я вышел во второй тур. Для этого этапа нужно было подготовить видеоролик с двумя стихами. Начал выбирать, думать, как бы всё поинтереснее преподнести. Отправил и вышел в финал. Финал был запланирован на 23 мая. Я долго не мог решиться поехать в Рязань, где уже в третий раз проводится этот конкурс. Думал: писать стихи это одно, выложить их в сеть тоже не очень страшно. А как выступить с ними перед солидной публикой, перед профессионалами, да ещё и на родине самого Есенина!  Посоветовался с родными, и отец меня не просто поддержал, он сам со мной поехал. Прибыли мы в Рязань, устроились в гостинцу и сразу же отправились в Константиново. Я там как будто есенинской энергетикой напитался. По-моему, это настоящее место поэтической силы. Там – такое раздолье, реки, пейзажи… Так что к моменту финала я был настолько наполнен всей этой красотой, что мне было уже ничего не страшно.

- А поподробнее об этом конкурсе можно узнать? Кто организатор, кто в жюри? Каков вообще его статус?
- Статус конкурса достаточно высок, он проводится по инициативе Елены Корнеевой, у которой столько званий и регалий, что все и не перечислишь. Елена – поэт, писатель, автор множества песен, член совета Евразийской творческой гильдии, организатор международного фестиваля «Всемирные дни поэзии» ЮНЕСКО в России, руководитель международного проекта «На одном языке», лауреат конкурса «Открытая Евразия», золотой лауреат «Евразийской международной премии». Жюри тоже очень солидное: поэты, артисты, члены Союза писателей. Одним словом, планка очень высокая. А проходило всё в арт-кафе «Старый парк». В финал вышли 15 авторов, но смогли приехать только семь. Я слушал тех, кто первым выступал. Волновался, конечно, – не за стихи, а за само своё выступление – не научился ещё вести себя на сцене, артистизма мне не хватает.

- Поэтому и не первое место?
- Не знаю, у победительницы очень хорошие стихи были, и читала она их замечательно. Был ещё интересный момент: мы подходили к столу жюри, тянули, как на экзамене, билеты, где были напечатаны стихи не самых известных современных поэтов, и нужно было через десять минут прочитать их на публику. Это тоже оценивалось.

- То есть ты согласен с мнением жюри относительно  призовых мест?
- Абсолютно согласен. Там вообще не было каких-то обид, у всех было такое приподнятое настроение, все даже как будто родными стали. Все молодые, до 35 лет и, как говорится, на одной волне. Многому можно научиться на таких конкурсах, что-то переоценить, подправить.

- В Семёнов ты уже вернулся настоящим поэтом? Здесь ещё не выходил на публику, у нас ведь тоже много замечательных поэтов, у которых можно поучиться?
- Я знаю, мне в библиотеке предложили заглянуть в наши «Родники». Пока всё времени не хватает, но я обязательно приду. Наверное, здесь я буду ещё сильнее волноваться – перед своими всегда сложнее. Там – выступил и уехал, а здесь все тебя знают, если не тебя, то твоих родителей, родных, а это добавляет волнений.

- Творческим людям всегда задают коронный вопрос о дальнейших планах. У тебя они есть?
- Есть. Во-первых, надо бы пройти школу актёрского мастерства, хочется быть более уверенным на сцене, тем более что я и музыку пытаюсь подбирать к своим стихам. Хочется, наконец, привести в порядок свои стихи – я уже и блокнот большущий купил, чтобы от руки их записать. Сейчас будет издаваться сборник со стихами участников конкурса, может, когда-то и мой личный сборник появится.

- Так всё-таки как ты считаешь, рождаются поэтами или становятся?
- Я всё же думаю, рождаются. Это солдатом можно не родиться, а настоящие поэты, такие, как Есенин, наверное, заранее кем-то запланированы. И научить быть поэтом, наверное, нельзя. Я где-то слышал фразу, что поэт – это не профессия, а состояние.

*   *   *

Расплескалась трава по холмам,
Тень берёз по туманам развеяна,
Мы гуляем с тобой по лугам,
Я читаю тебе Есенина.
Белым пухом поют камыши,
Окроплённые солнечным светом,
Так приятно, купаясь в глуши,
Мне казаться великим поэтом.
Для тебя воспевать луну,
Как бежит серый день по равнинам,
Что на гибель пойти не могу,
Как читать каждый стих с середины.
Отражаясь в воде, звездопад
Нежным цветом рябиновой кисти,
Он в далёкой степи наугад
Зажигает кленовые листья,
Я на зеркало русской души
Проливаю пейзажные краски,
Волшебство от осенней листвы
Расплескалось, как в утренней сказке.
Но и всё же на сердце твоём
С давних пор сладким запахом веяло!
Мы гуляли с тобой вдвоём,
Я душевно читал Есенина.

*   *   *

Жёлтым облаком в закате
Чудо-осень закружила,
По полям, по серым гатям,
Всё листвой заворожила.
Лёгким дымом крылья ветра
Звонкой песней кличут стужу.
Золотой румянец, пенный,
Проливается наружу.
От покоя лес дремучий,
Сеет притчи в хвойной чаще,
Белой пеной вьются тучи,
Дождь струится моросящий.
Хворост тлеющего сада
Языком клубит покровы,
Непокорная прохлада
Льётся в бездну снов еловых.
Лунный свет оближет крыши,
Вот и день уж стал короче,
Лишь в полях невольно слышен
Нежный шелест звёздной ночи.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle