Елена РОМАНОВА
05.02.2025 г.
Объявленный президентом Год защитника Отечества и восьмидесятая годовщина Великой Победы определяют одну из актуальных тем нашего времени – патриотизм. Как воспитать это чувство у подрастающего поколения?
А «каким аршином» его измерить? Как отличить патриотизм настоящий от показушного? Эти вопросы мы обсуждаем с педагогом дополнительного образования школы №4 Геннадием Владимировичем СУХОВЫМ.
- Геннадий Владимирович, вы – медик-спасатель, офицер запаса, педагог. Вот уже несколько лет ведёте в четвертой школе кружки патриотической направленности: «Юные путешественники», в котором ребята развивают свои туристские навыки, и военно-патриотическую группу «Искра», где в том числе обучаете навыкам оказания первой помощи. Что вы вкладываете в понятие «патриотизм»?
- Патриотизм по определению – любовь к Родине. Но это некая призрачная материя, которую трудно проверить. Знания по любому школьному предмету проверяют с помощью тестов и контрольных. Даже навыки ребят, занимающихся в туристском кружке, я могу проверить, устроив им зачёт. А ещё они получают разряды. Например, шесть моих семиклассников получили первый юношеский разряд по туризму и столько же – третий взрослый. Это показатель их уровня подготовки? Бесспорно. А вот с патриотизмом дело обстоит сложнее.
- Но ведь сейчас в школах большое внимание уделяется патриотическому воспитанию: еженедельные линейки с выносом флага, обязательное исполнение Гимна, «Разговоры о важном». Наконец, по всей стране созданы тысячи военно-патриотических клубов. Разве это не формирует патриотизм?
- Как это часто бывает у нас: задумка хорошая, а вот воплощение… Многие клубы существуют формально. И мероприятия проводятся так же, для галочки. Надели форму, помаршировали, вынесли флаг, не забыли все это сфотографировать, написать отчёт.
- Как же тогда прививать патриотизм?
- Великие педагоги прошлого А. С. Макаренко и Н. К. Крупская считали, что патриотизм можно воспитать через преодоление трудностей, через усилия, причём преодоление это должно быть добровольным и бескорыстным. Это формирует волю. Прийти в свободное время и наколоть дров матери, чей сын исполняет свой воинский долг, – это патриотизм. Уважение к памяти военнослужащего, погибшего на поле боя, – это патриотизм. Если тебе физически неприятно видеть мусор, и ты его уберёшь – это патриотизм. Нетерпимость к несправедливости – это тоже патриотизм. И за это ты не ждёшь награды или материального вознаграждения, кроме обычного спасибо. Такие простые вещи, но как много они значат для формирования личности!
Вторая составляющая патриотизма – сопричастность к тому, что происходит вокруг, нежелание оставаться в стороне, если твоя страна переживает нелёгкие времена, стремление внести свою, пусть небольшую, лепту в общее дело.
- Работа, которую вы проводите со своими кружковцами, тому доказательство. Именно вы наладили производство носилок-волокуш, с помощью которых выносят с поля боя раненых бойцов.
- За прошлый год мы изготовили 340 носилок, причём заставлять и напоминать об этой работе никому не надо было. В свободное время, после уроков ребята приходят и делают эти носилки. Учащиеся младших классов могут дать фору своим старшим товарищам. А потом в школу приходит участник СВО, рассказывает о том, что происходит на фронте, и говорит, что эти носилки, которые ребята только что делали в спортзале, реально спасают жизни бойцов… Это такое эмоциональное потрясение и осознание значимости своего труда, что на другой день какой-то озорник предлагает собраться, чтобы сделать ещё несколько этих самых волокуш. Вот вам ещё один ключик к патриотизму – эмоциональная вовлечённость в процесс.
Можно много рассказывать о войне, приводить страшные цифры, показывать фотографии, но они не дойдут до сердца и ума. А вот приведу пример из нашей походной жизни. Мы отправились в пеший поход из Семёнова в Галибиху. И случайно набрели на вымершую деревеньку, от которой осталось несколько разрушенных домов. И вот посредине этой деревни стоял памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Сваренный из железа, уже ржавый от времени. Но на нём сохранилась табличка с именами жителей этой деревни, которые ушли на фронт и не вернулись. Когда один из ребят подошёл к этой табличке и начал ее протирать от пыли, гладить высеченные на ней буквы… Вот рассказываю, а у самого сейчас слезы наворачиваются. В такие моменты понимаешь, что всё не зря. Значит, то время, которое я провожу с детьми, обучая их и туристическому спорту, и навыкам оказания первой помощи, и выживанию в походных условиях, не проходит для них даром. И это для меня лучшая награда.
- Вы и походные маршруты выбираете не просто так, а с точки зрения воспитания патриотических чувств. Стали уже традиционными ваши походы вдоль рубежа обороны города Горького во время войны. Какое это имеет значение для подрастающего поколения?
- Рубеж возводили старшеклассники и студенты осенью и зимой 1941-42 годов, его протяжённость более тысячи километров. Мысль о том, что здесь работали практически твои ровесники, воодушевляет ребят. Каждый раз мы исследуем новые участки маршрута, изучаем карту, читаем литературу. Походам предшествует серьёзная подготовительная работа. Здесь нужны навыки и туриста, и историка, и краеведа. Только тогда поставленная задача выполнима. И опять приведу пример в доказательство эмоциональной вовлечённости детей в то, чем они занимаются. Пройдя очередной отрезок пути вдоль рубежа по жаркой погоде, усталые, вымотанные, мы сделали привал. И вдруг увидели, что в овраге лежит железобетонная огневая точка, которую сдвинул туда незадачливый тракторист. Казалось бы, что с того? Пусть лежит. Но парни встали, спустились в овраг и стали очищать её от грязи. Для них это было живое напоминание о событиях войны, а не просто развалины. Неравнодушие к происходящему вокруг – вот ещё одна черта патриотизма.
- Четвёртой школе и учащимся определенно повезло с таким педагогом, как вы. Но ведь воспитать патриотов в отдельно взятой школе – это ничтожно мало. Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы патриотическое воспитание было целенаправленным и давало результат?
- Патриотизм, о котором мы с вами говорим, получил название «активный» именно за вовлечённость и сопричастность к тем или иным делам. Но без наставников, учителей, которые сами увлечены этим, ничего не получится. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись системно, а не иметь характер разовых акций к 23 февраля или Параду 9 Мая, например. А для этого педагоги должны общаться между собой, обмениваться опытом. Нужно ездить друг к другу в гости, учиться, качественно готовиться к урокам и классным часам, вести краеведческую работу. Если педагог сам «заражён» тем делом, которому хочет научить, сам умеет делать полезное (например, фасует супы, делает окопные свечи или плетёт сети), тогда и ребёнка можно этим зажечь. Но, к сожалению, из-за банальной загруженности педагогов, которые вынуждены брать полторы и даже две ставки, чтобы обеспечить себя и свои семьи, этого не происходит. Имея нагрузку в 18 часов, учитель сразу получит достаточно времени, чтобы подготовить и провести такой классный час, на который придут даже ярые прогульщики, потому что там будет интересно. Вот вам снова и вовлечённость, и сопричастность. А ещё у педагога появится время на самообразование, участие в конференциях и слетах. Прибавьте к этому достойную зарплату, и вы получите мотивацию к работе и воспитанию подрастающего поколения.
Должен отметить, что в наших школах ведётся работа. Среди педагогов можно назвать Елену Васильевну Козлову, Александра Владимировича Марцева, Антона Евгеньевича Рогова, Артема Витальевича Бурдейного, которые сотрудничают с Нижегородским областным туристским клубом. Александр Владимирович и Артём Витальевич ещё обмениваются опытом в неформальном объединении «Наследники героев». И, конечно, необходима поддержка со стороны администрации, управления образования.
- Поколению современных детей, как их бабушкам и дедушкам, выпало расти в военное время. События СВО, так или иначе, коснулись многих семей. Способствует ли это воспитанию патриотизма?
- Безусловно. Сначала кажется, что это где-то далеко и не про нас. Но когда в школу приходит ополченец, который принимал участие в боях за Донбасс ещё в 2014 году, и рассказывает, что дети вместо школы скрываются в бомбоубежищах и до автоматизма знают правила поведения при воздушной тревоге, и что их убивают, тогда ребята начинают задумываться, а какую пользу они могут принести Родине. Это слово обретает для них смысл. И появляется уважение к людям, которые принимают решение добровольцами пойти на фронт, потому что просто не могут оставаться в стороне. Ребята понимают, что это поступок не только настоящего мужчины, но и истинного патриота своей страны. И вот на них хочется быть похожими и учиться реальным, нужным вещам: военное дело, медицина, профессиональная подготовка. Я буду продолжать своё дело, учить и воспитывать детей, пока у меня будут силы.