Наталья КАЛИНОЧКИНА
28.09.2024 г.
Для Павла Кутумова его назначение в Семёновский округ – дополнительная нагрузка. Он по-прежнему остаётся благочинным Варнавинского района, но уже многие семёновцы за три недели его работы в нашем округе с ним познакомились. Хотим и мы рассказать читателям о новом священнике, имеющем здешние корни.
Знакомство
Итак, Семёновский округ для батюшки Павла – это родные места. До 14 лет он здесь жил, до 9-го класса учился в школе №1, затем в лицее и полгода в четвёртой школе.
Первый храм для него был в селе Медведево. Очень хорошо молодой человек общался с отцом Аркадием Абакумовым, потом – с отцом Игорем Иудиным. Ходил в воскресную школу, проводил полезное время в детских трудовых лагерях, подростком восстанавливал гимназию, помогал выносить строительный мусор.
Юноша окончил школу с золотой медалью и сначала планировал поступать на физмат в университет Лобачевского. Но отец Игорь его отговорил, направил учиться в семинарию. «Всё в своей жизни я прошёл, – вспоминает батюшка Павел слова своего духовного наставника. – Суди сам: я окончил консерваторию, играл в Горьковском оркестре, служил в армии, переучился на портного, окончив Московский институт лёгкой промышленности, был директором техникума лёгкой промышленности в Горьком, но выше священнического служения ничего нет».
Эти слова духовника глубоко запали в душу Павла. Получив рекомендацию, он поступает в семинарию, и местное духовенство надеется, что он после её окончания вернётся в Семёнов преподавать греческий язык в православной гимназии. Но жизнь распорядилась по-другому. Отец Игорь был переведён на службу в Нижний Новгород, потом в Пестяки.
В 2008 году выпускник духовной семинарии Павел Кутумов рукоположен в сан священника. Три года служил в Нижнем, а потом владыка митрополит направил его в Варнавино настоятелем. И вот уже 12 лет батюшка – благочинный в Варнавинском округе.
Супруга батюшки – тоже наша, местная. Детьми Павел и Ольга учились в одной музыкальной школе, дружили с детства. Родители Павла работали в Семёновском техникуме: отец тогда преподавал историю, а мама – черчение, работала воспитателем в общежитии. Но когда в 90-е годы прекратили выплачивать зарплату, они нашли работу в Нижнем и переехали жить в областной центр. На какое-то время Ольга и Павел потеряли друг друга из вида, а вот на старших курсах снова встретились, чувство вспыхнуло с новой силой, и у них родился союз.
Ольга – человек разносторонний. Она окончила с красным дипломом нижегородский техникум менеджмента и бизнеса, прошла курсы кройки и шитья, потом – регентское училище.
В семье батюшки Павла трое детей, супруга полностью занята воспитанием малышей, но по мере возможности помогает на приходе, поёт на клиросе.
- Конечно, если бы мне предложили другой район – Городецкий или Шахунский, к примеру, – для меня это было бы сложнее, – признаётся батюшка. – В Семёнове же я многих знаю, остались ещё старые прихожане. Я помню, как восстанавливал с ними этот храм. В этом городе у меня остались одноклассники и друзья детства.
Навести порядок и ввести новые традиции
Сейчас он планирует усилить материально-хозяйственную базу храма, которая оставляет желать лучшего. Но задача номер один – это всё же сплочение.
- Очень хочу сплотить деятельность прихода храма Всех Святых, православно-просветительского центра «Сретение», воскресной школы, православной гимназии, деревенских приходов, – рассказывает мне батюшка. – Деятельность всех этих организаций должна быть объединённой, а не изолированной друг от друга. Сейчас назначен новый директор воскресной школы Ирина Александровна Макарова. А вообще хочется создать команду из молодых и зрелых людей, чтобы наполнить новыми силами православие на семёновской земле.
Батюшка был удивлён, что в семёновском храме Всех Святых в основном пожилые прихожане.
- Один храм на весь город Семёнов должен цвести и благоухать, – считает он. – Хочется создать такие условия, чтобы молодёжь и дети тянулись к вере. Скажу, что на такой город, как Семёнов, одного храма недостаточно – два-три было бы в самый раз. Вот поосмотрюсь здесь, и начнём строительство.
Знаю, что в Семёнове до революции были единоверческие храмы – они соединяли старообрядцев и православных. Такой – Казанской Божьей Матери – был в Пурехе (там потом размещался тубдиспансер), Покровский монастырь в Медведеве. Территория бывшего Казанского храма большая и сейчас запущенная, но там растут вековые сосны – красивое место, если навести порядок.
- Знаю, что в мечтах многих семёновцев – строительство нового и современного Дома культуры, а прежнее здание собора на центральной площади можно вернуть церкви, – продолжает батюшка. – В этом есть здравый смысл и перспектива в работе. Почти столетнее здание православной гимназии тоже нуждается в капитальном ремонте. Неплохо, если бы у гимназии был свой небольшой храм, за которым ухаживали бы сами гимназисты.
В планах батюшки – оживить работу православного центра «Сретение».
- Его месторасположение очень удобное – в центре города, – рассуждает он. – Почему бы не создать здесь место молодёжного общения? На территории сделать летнее кафе, чтобы оно стало любимым для местной молодёжи. В дальнейшем здесь можно организовывать интересные встречи с музыкантами, художниками, певцами, актёрами и спортсменами из других городов – Нижнего Новгорода, Москвы. Местная молодёжь не должна замыкаться только на семёновских традициях. Надо постоянно знакомить её с другими православными людьми, которые делают что-то полезное для нашей страны, городов, где они живут. Постараюсь таких людей привозить в Семёнов. В этом направлении хочу сотрудничать с депутатом Госдумы Артёмом Александровичем Кавиновым. Он может помочь мне в этом.
- Есть у меня мысль объединить интеллигенцию округа, – продолжает мой собеседник. – Можно устраивать для неё и с её участием творческие вечера, организовывать выставки, беседы, чаепития. Следует добавить живого человеческого общения, его не хватает.
Также очень хочется батюшке Павлу привести в порядок храм Всех Святых, расписать его внутри, обновить, чтобы он стал светлым и нравился прихожанам.
- Этот храм у больницы сделали кладбищенским, здесь – имена усопших. Но есть ещё маленький придел Александра Невского – покровителя императора Александра II. Второй придел – в честь покровителя военных Георгия Победоносца – не сохранился. Храм Всех Святых построен в 1863 году, в стране в то время закончилась Крымская война, поэтому и захоронений офицеров здесь много. Скажу вам, что на старинном кладбище Кукушкин бугор вокруг могил моих родственников захоронены несколько офицеров с той войны – полные кавалеры Георгиевских крестов. Их могилы заброшены, за ними никто не ухаживает. Непорядок это, конечно.
- Было бы хорошо облагородить парк живых и мёртвых, что расположен рядом с вокзалом, – продолжает мой собеседник. – Со всех северных районов области везут людей в Семёновскую больницу, а им негде погулять. Что мешает нам сделать на этом месте парк времён, как уже сделано во многих районах области? Я узнал, что, когда строили пристрой к алтарю в храме Всех Святых, выкопали останки царских офицеров, которые воевали в Первую мировую войну, были найдены офицерские именные сабли. А если создать аллею кавалеров Георгиевского креста и рассказывать молодёжи об этих героях? Стоит только сделать хороший проект целого комплекса: храм, парк, историческое место, зона отдыха. Здесь горожане и гости города могут гулять с детьми, если всё будет красиво и современно.
C горечью и сожалением батюшка вспомнил тот факт, что многие молодые люди сейчас уезжают в крупные города, а то и за границу. Но очень хочет он встретить то время, когда они вернутся в Семёнов.
- В маленьком городе больше здоровых увлечений у людей: кто-то рыбалкой «болеет», кто-то охотой, кто-то свою пасеку содержит, а у кого-то огород и сад замечательные, – говорит батюшка. – А что в большом городе в старости делать? Город ничего такого не даёт. Сидеть и скучать в «человейнике»? В Семёнове гораздо больше возможности рожать и растить детей, в большом городе без бабушек или нянь порой никак не обойтись. В маленьком городе нет пробок, а это большая радость.
Очень хочет батюшка Павел делать в нашей газете публикации для души, для нравственного развития читателей. Видеоканал «Семёновский благовест» тоже планируется сохранить, только сделать его более живым, подвижным, интересным для молодёжи.
Что нового у соседей-варнавинцев?
- В будущем году исполнится 580 лет со дня кончины Варнавы Ветлужского, – рассказывает батюшка. – Планируется приезд на Варнавинскую землю митрополита Георгия, губернатора Глеба Никитина. К этой славной дате будем готовить конференцию, сплавы, мото- и велопробеги.
Сейчас в Варнавине воссоздают Никольский храм, построенный предками в XVII веке. Он полностью деревянный. 18 сентября на Красной горе состоялось историческое событие – установка купола и креста на строящийся храм в честь Николая Чудотворца. Храм максимально приближен к тому, что стоял здесь неполных четыре века тому назад. Проектом занимались архитекторы Виктор Викторович Коваль и Леонид Григорьевич Горник. Виктор Викторович постарался учесть все имеющиеся данные о том, как выглядел Никольский храм 1666 года постройки. Техническую часть шатра и купола выполнил Леонид Григорьевич. Купол изготавливался вологодским мастером Алексеем Вячеславовичем Фомичёвым по старинной технологии, крест сделан из лиственницы. В основании купола хвоя, дальше гидроизоляция, а сверху осиновый лемех классического вида.
17 сентября епископ Городецкий и Ветлужский Парамон совершил чин освящения купола для строящегося на Красной горе посёлка Варнавино храма в честь Святителя и Чудотворца Николая. Архипастырю сослужил благочинный иерей Павел Кутумов. Владыка лично нашёл мастеров, которые сделали этот купол. Это очень большая помощь в строительстве!
- Знаете, в сельской местности священнику нельзя делать ошибок, – задумчиво говорит батюшка. – Тут же все друг друга знают. И двери до сих пор в домах не запирают, когда уходят, и машины на улице оставляют открытыми. Я не пойму: то ли здесь время «развитого социализма», то ли эпоха первых христиан. Так что авторитет заработать трудно, потерять же очень легко. А Господь священника никогда не оставляет. Если тот несёт жертвенное служение, отдаёт всего себя. Тогда Он ему всё посылает: добрых людей, хороших прихожан… Но нужно жертвовать собой. Теперь я не только умом, но и сердцем понимаю слова моего первого наставника. Выше священнического служения действительно ничего нет!
В свои 38 лет батюшка Павел ощущает себя созидателем. И он твёрдо уверен, что только сообща, вместе с единомышленниками и с поддержкой друг друга можно добиться положительных сдвигов. Когда каждый за себя – это нехорошо, неправильно.
Расставаясь, я пожелала новому благочинному найти в округе близких по духу людей, вместе с которыми у него всё обязательно получится.