Елена РОМАНОВА
15.06.2024 г.

Многих семёновцев, побывавших на персональной выставке известного художника Валерия Седышева, удивила необычная техника написания некоторых картин, где изображение предстает выпуклым и объёмным – как модно сейчас говорить, в формате 3D. Мы договорились с мастером о встрече и сегодня с удовольствием предлагаем вашему вниманию беседу с Валерием Михайловичем.

Гостеприимный дом художника открыт для неравнодушных к искусству людей. Захожу – и застываю на пороге: в картинную галерею попала, не иначе. Полотна везде: на стенах, на полу, за шкафом, за кроватью, в рамах и без… Несколько десятков уже упакованы, чтобы отправиться на фестиваль «Золотая хохлома», где Валерий Михайлович ежегодно выставляет своё творчество на обозрение туристам и местным жителям.

- Откуда в простом деревенском мальчишке из деревни Хомутово зародилась тяга к прекрасному?
- Зимы-то раньше какие были? По две недели морозы такие стояли, аж срубы трещали. Надо же было чем-то себя занять. Вот я и начал рисовать. Всегда мне это нравилось. Учился в Хахальской школе, это в семи километрах от Хомутова. Туда приехал преподавать рисование и черчение Валерий Иванович Анкудинов, вот у него я постигал азы изобразительного искусства. Он же мне сказал, что в Городецком педучилище открывается художественно-графическое отделение, и посоветовал туда поступать. Конкурс большой – восемь человек на место, но аттестат у меня был без троек, и спецпредметы – живопись и рисунок – я сдал хорошо. До сих пор помню, что по рисунку надо было нарисовать гипсовую розетку, а по живописи – бумажный кулёк с выпавшими из него яблоками.

- Свою первую выставку помните?
- Да, она состоялась, когда я закончил второй курс. Две молодые преподавательницы из Ленинграда, увидев мои акварельные работы, тут же их развесили в аудитории, и получилась импровизированная выставка.

Потом в жизни Валерия Михайловича будет много выставок и районного, и областного уровней, совместно с другими художниками он выставлялся в Центральном выставочном комплексе в Нижнем Новгороде.

А после училища год проработал молодой специалист в Сосновском районе и ушёл в армию. Отслужив, уехал в Калининград, где к тому времени жили родители, устроился художником-оформителем в Горпромторг.

- Что входило в ваши обязанности?
- Витрины, вывески, объявления… Мы обслуживали 80 магазинов. Оплата сдельная: сколько напишешь, столько и получишь. Работа оформителя мало оставляла простора для творчества, поэтому писал я дома, для души.

Потом Валерий вновь переезжает с самого запада страны в наши края, устраивается в школу в посёлке Линда, ведёт у ребятишек рисование и физкультуру.
- Я и футболом увлекался, за линдовскую команду играл, и секции вел. Жизнь бурлила.

А ещё через некоторое время переехал Валерий Михайлович в Семёнов, где познакомился со своей будущей женой Ниной, когда пришёл снимать квартиру. И вот уже почти сорок шесть лет они живут душа в душу – воспитали троих детей, помогают растить внуков. Задаю вопрос ей:

- Нина Александровна, как вы относитесь к таким «соседям» – это я про картины? Не надоело, что каждый свободный сантиметр в квартире ими занят?
- Я привыкла уже. Да и потом, я знаю, что для Валерия Михайловича это дело всей жизни, и он постоянно занят, а это в нашем возрасте многое значит. Тут и болячкам сложнее его одолеть.

Валерий Михайлович – человек прямой и честный, кто с ним знаком, может это подтвердить. В одном из недавних материалов я написала о том, что ему принадлежит авторство технологии написания тех самых объёмных картин. Художник попросил исправить эту неточность:
- Технику написания картин на специально загрунтованной поверхности придумал не я. Многие художники любят экспериментировать. Вот пишешь акварель, например, да и бросишь на холст горсть речного песка или манки. Она обсыплется, конечно, но там, где останется, цвет уже совсем по-другому играет. А сейчас я опилки использую при грунтовке. Они неровные, и цвет ложится по-разному, изображение получается объёмным.
Сохнуть такому полотну (впрочем, как и любому другому масляному) надо как минимум неделю, а лучше месяц. Зато потом эти выпуклые изображения создают удивительные цветовые сочетания.

- Есть ли спрос на ваши картины?
- Многие подходят, интересуются, но услышав цену, удивляются. Но я не могу за бесценок свои работы отдавать: ведь это силы, время, расходные материалы, наконец. Да и талант какой-никакой нужен. В художественных салонах работы подобного уровня стоят на порядок дороже, чем продаю их я.
Между прочим, в суровые девяностые, когда зарплату почти нигде не платили, а выдавали по бартеру то продуктами, то вещами, деньги от продажи картин здорово выручали семью.

- Сколько времени уходит на создание полотна?
- По-разному. Некоторые картины идут с лёту: чем больше пишешь, тем больше хочется. А другие – туго. Тогда я их откладываю в сторону, а потом возвращаюсь опять. Но писать надо каждый день! Это для меня закон. Я сажусь за стол и по несколько часов пишу. Если день пропустишь – неделю потеряешь, неделю пропустишь – это как месяц впустую, а уж если месяц мимо пройдет – считай, что год потерян.
Раньше Валерий Михайлович часто выбирался на пленэр, делал эскизы, наброски, по которым потом писал картины. Сейчас уже не получается, зато память его хранит столько сюжетов родного края, что хватит на десятки полотен.

Кстати, Валерий Михайлович поделился со мной одним из своих секретов мастерства. Знаете ли вы, как он проверяет свои работы на ошибки? Нам, обывателям, не понять, что на картине вообще есть ошибки, а вот зоркий глаз живописца все неточности увидит сразу при помощи простого… зеркала! Надо лишь посмотреть отражение картины, и тогда все недочеты становятся видны как на ладони. Я попробовала, но, скажу честно, никаких ошибок не увидела.

- Вы владеете еще одной необычной техникой письма – монотипией. Что это такое?
- Это когда художник наносит изображение масляной краской на стекло, потом делает оттиск этого изображения на целлофан, а уже с него переносит на подготовленный холст, ДВП или картон. Оттисков может быть несколько, и каждый будет не похож на другой. Можно в тёплой гамме сделать, можно в холодной, всё равно изображения будут разные.

- В ваших картинах преобладают пейзажи родного края: Керженец, родные деревеньки, леса, поля... Это находит отклик в сердцах русских людей. А есть ли среди ваших почитателей иностранцы?
- Не поверите: один китаец купил у меня шесть картин, всё умилялся нашим березкам, ведь для китайцев это и правда экзотика.

- В самом начале нашей беседы вы показали приготовленные для фестиваля работы. Этот фестиваль – юбилейный, двадцатый. Как вы думаете, зачем нужны такие массовые мероприятия? Только чтобы привлечь туристов?
- Нет, конечно. Это, в первую очередь, возможность для мастеров различных промыслов показать свои умения, заявить о себе, заинтересовать молодёжь. Может, кто-то увидит необычное изделие и захочет стать резчиком, токарем, художником. А ещё можно познакомиться с интересными людьми из других районов, городов. Я вот с одним художником из Воскресенского познакомился, до сих пор поддерживаем связь.

Дочь Седышевых Елена пошла по стопам отца. Она прекрасно рисует, занимается декоративно-прикладным творчеством, обучая ребятишек в Центре детского творчества. Да и у внуков опытный глаз Валерия Михайловича замечает искры таланта. Поэтому можно говорить о династии самобытных семёновских художников, любящих свой край, родную природу, не устающих восхищаться ее сдержанной, строгой красотой.
А ещё есть у художника мечта – чтобы была создана галерея семеновских художников, имена и работы которых сейчас почти уже забыты.
- Надо, чтобы люди помнили своих земляков, смотрели их работы, развивали вкус, ведь каждый художник своеобразен и неповторим.

Хотелось бы верить, что желание Валерия Михайловича исполнится. Пожелаем ему крепкого здоровья, заботы и любви близких, и пусть еще не один год он удивляет нас своими новыми работами.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel