Наталья КАЛИНОЧКИНА
Фото автора
06.03.2024 г.
Кузнечные изделия холодной ковки наверняка видел каждый. Подставки для цветов самых затейливых форм, украшения садовых участков, кованые дровницы и многое другое – сейчас эти вещи продаются в магазинах и очень ценятся знатоками ландшафтного дизайна.
А вот увидеть, как рождаются такие работы, доводилось далеко не многим, и сегодня мы в гостях у Сергея Павловича АКАТОВА, кузнеца компании «Метро».
Изящная… арматура
Множество самых разнообразных подставок для цветов – на любой вкус: в виде велосипедов, карет – выстроились в ряд. От такой красоты и разнообразия даже глаза разбегаются, одно изделие лучше другого. Это всё – уже готовая продукция, радующая свежей краской, ждёт упаковки и отправки на склад. А мы отправляемся в кузницу, на рабочее место Сергея Павловича.
Он показывает, что успел сделать за полдня: четыре завершённых изделия – два небольших велосипеда и две других подставки для цветов, пятое в работе. Вот это производительность!
В кузнице нет привычных, в понятии обывателя, горна и печи, где металл накаляется докрасна. Здесь применяется так называемая холодная ковка. Мастер показывает мне эскиз изделия на бумаге – со всеми деталями, размерами. В принципе, всё понятно: это будет очередная подставка-велосипед. Отдельно изготавливаются колёса, в них спицы, рама, к ней привариваются на разной высоте два кашпо, два маленьких обруча на месте педалей – тоже места для цветочных горшков. Только вот как из прямых и жёстких металлических прутьев рождаются все эти декоративные завитки, представить мне пока сложно.
Наблюдать за процессом работы кузнеца очень интересно. Сергей Павлович – в специальном кожаном длинном фартуке, защищающем от летящих в разные стороны искр. Предупреждает, чтобы и я отошла подальше, а то небезопасно. Процесс реально завораживающий. Вот под пронзительный металлический звук из-под резака в руках кузнеца вылетает столб искр. И при резке лучше не ошибаться, хотя, конечно, ошибки бывают.
- Всё или почти всё можно исправить, – комментирует Сергей Павлович, показывая уже нарезанные за нашим разговором круги колёс для велосипеда. – Но бывает так «исправишь», что только в переработку отправляй…
Из заготовок получается обод колеса, потом привариваются спицы и так далее. На моих глазах рождается будущий ландшафтный арт-объект.
Кузнецом не рождаются
В династии Акатовых кузнецом был дядя нашего героя. Возможно, тогда, в далёком детстве, и получил Сергей первое представление об этой работе.
Свой трудовой путь Сергей начал водителем в колхозе «Красный Керженец» в Хахалах, откуда был родом. В молодые годы техника сильно манила его.
С 1989 года работал на предприятии «Хохломская роспись» – тоже водителем. Десять лет развозил продукцию фабрики по стране: Пермь, Челябинск, Уфа, Северный Урал, Самара, Саратов, Питер, Харьков, Херсон… В общем, география широчайшая. В столицу отправки хохломской продукции шли в то время каждую неделю.
Затем его трудовая биография – опять же водительская – продолжилась на заводе «Металлист», через какое-то время – у индивидуального предпринимателя за рулём лесовоза. Таким вот образом общий профессиональный водительский стаж Сергея Павловича перевалил за четверть века. Много дорог за это время было изъезжено, много километров намотали спидометры его машин.
И ещё в трудовой биографии Сергея Павловича есть период работы в подмосковном Домодедове, на заводе железобетонных изделий. Там он получил хорошую практику сварщика.
- Много мужчин из нашего района, соседних Варнавинского, Воскресенского, Краснобаковского отправлялись тогда на эти вахты, – вспоминает Сергей Павлович. – Завод большой, мы собирали из арматуры каркасы бетонных плит. А потом мне предложили работу сварщика.
Два с лишним года трудился он в Домодедове, а потом начались перебои с выплатой зарплаты. Сергей стал искать работу ближе к дому. Устроился на арматурный завод, возил кокс. Затем и на арматурном дела стали плохи, и Сергей Павлович пришёл в «Метро» – там требовался кочегар. Когда руководство стало подыскивать сварщика, он предложил свою кандидатуру.
- Зачем где-то искать? – говорит он. – Я и есть сварщик. Правда, сначала мне предложили работу слесаря, потом уже сварщика. А теперь ещё освоил кузнечное дело.
И вот последние пятнадцать лет трудится Сергей Павлович в «Метро». Работа нынешняя ему нравится – не рутинная, можно даже назвать её творческой. Самые разные изделия из металла приходится делать – не надоест.
В работе кузнеца важно уметь читать чертежи и самому чертить. Сергей Павлович демонстрирует велосипед-подставку под цветы с каким-то огромным количеством «загогулинок».
- Очень сложно их выставить, как надо. Этой работы на целый день хватит.
А вообще работа в кузнице очень подвижная. Подсчитано, что 15 тысяч шагов делает кузнец только за половину смены! Приходится постоянно перемещаться по своему рабочему пространству от одного станка к другому: тиски, наковальня, отрезной станок, арматурогиб... На моих глазах в руках мастера рождается завиток. Даже не верится, что кузнец работает с жёстким материалом – под ударами он очень податлив.
- Заметно, что я загорелый? – обращается ко мне Сергей Павлович, и я действительно замечаю красивый смуглый цвет его лица. – Постойте и вы минут пять рядом – никакого солярия не потребуется.
Время с конца марта и до начала осени считается сезоном активных продаж кованой продукции. Дачники охотно раскупают кузнечные изделия, которые эффектно украшают садовые участки.
Ученик радует
Сергей Павлович в кузнице трудится не один. У него есть ученик Алексей Козлов, им мастер очень дорожит. В свои 28 лет Алексей осознанно пришёл на работу в кузницу – как говорится, по зову сердца. До этого он уже имел опыт работы с металлом, умел работать со сварочным аппаратом.
У каждого мастера есть свой план по изготовлению кованых изделий: стойки, садовые тележки, подставки для цветов, так любимые покупателями «велосипеды» в разном исполнении.
Алексей поясняет, что сейчас работает одновременно над изготовлением трёх одинаковых подставок для цветов. Так быстрее и сподручнее получается. Сначала готовятся все элементы, потом происходит их сборка. До девяти цветов устанавливаются на такой стойке.
Алексей – самоучка, но многое брал от наставников, которые в жизни встречались. Ещё и года не работает Алексей на предприятии, а ему уже доверяют серьёзные работы. Сложность такая же, как и у Сергея Павловича. И пока предприятие нуждается в его умении, его навыках, ничего в своей трудовой истории менять не планирует. Тандем ученика и опытного мастера получился отличный.
- Мы с Сергеем Павловичем, похоже, представители вымирающего класса, – улыбается Алексей. – Сейчас молодые больше блогерами мечтают быть, а вот я не хочу, мне это не интересно. Здесь у нас другая реальность. Кому-то надо и руками работать.
И с этим не поспоришь. И пока этот интерес к профессии кузнеца есть у Алексея, спокойно на душе у Сергея Павловича – есть кому передать свой навык.