Печать
Категория: Гость номера
Просмотров: 335

Наталья КАЛИНОЧКИНА
Фото автора
31.01.2024 г.

В Советском Союзе людей воспитывали в строгих традициях уважения к труду, ответственное отношение к работе прививали с младых ногтей. Гость сегодняшнего номера Галина Александровна Чечина – типичный представитель того поколения больших тружеников.

«Я рустайская»

Родом она из посёлка Рустай Борского района, из многодетной семьи – девять братьев и сестёр было у Галины. Мама Мария Яковлевна – мать-героиня, имела орден и соответствующее удостоверение к нему, всё как полагается.
В Рустае прошли детские годы Галины. Папа Александр Иванович работал начальником лесопункта, мама хлопотала по хозяйству. Большой след в памяти маленькой девочки оставила её бабушка Капитолина, которая хорошо разбиралась в хворях домашних животных и могла, к примеру, своими снадобьями поставить на ноги заболевшую корову.

Галина окончила 8 классов рустайской школы и решила идти работать. Тогда детям из крестьянских семей не принято было долго учиться. Есть за плечами восьмилетка – и хорошо! Но куда могут взять юную девчушку? Поехала она в Семёнов, на фабрику «Хохломская роспись». Провели её по цехам, показали производство, однако поняла Галина, что это не её.
А вот на арматурном заводе девушке сразу понравилось. Быстро обучили её работать на токарном станке. Одновременно поступила Галина в вечернюю школу. Но произошёл на заводе несчастный случай – сильно поранила она палец и поехала на время больничного домой, в Рустай, к маме.
На арматурный девушка уже не вернулась – устроилась в деревообрабатывающий цех в Рустае, где в то время работала мама. Пару лет трудилась она в этом цехе, а потом сестра Валентина, которая в то время училась в техникуме в Кирове, стала убеждать её вернуться в Семёнов. Галина и сама понимала, что в городе перспектив больше, и решила второй раз испытать удачу в районном центре.

Всё решил случай

И вот идёт Галина по центральной улице Ленина, направо-налево смотрит, мыслей насчёт будущей работы пока никаких… И встречается ей знакомая. Мама её в типографии работала, и подружка предлагает Галине тоже попробовать. «Смогу ли?» – усомнилась девушка. Пришла в типографию и… осталась там на долгие годы.

Только потом Галина узнала, что, прежде чем принять на работу, наводили справки о ней у рустайской землячки, работавшей тогда в милиции, – спрашивали про порядочность, про трудолюбие. «Берите не раздумывая эту девчушку! Работящая. Вся семья такая – десять детей, и все большие труженики», – ответила та.

Галина начала вникать в новое для себя полиграфическое дело. Типография тогда печатала районную газету и различные бланки. Интересно было всё! Её взяли на должность наборщика машинного набора. В те далёкие времена тексты набирали на линотипах – строкоотливных машинах.
- Коллектив отличный в типографии был, все специалисты высококлассные, настоящие профессионалы. Было у кого поучиться, – вспоминает Галина Александровна.

После трёх месяцев стажировки вызвали молодую типографскую работницу в военкомат. У неё от этого известия аж ноги подкосились. Но всё оказалось просто: типография в те годы была закрытым предприятием, печатала секретные документы Горьковского авиазавода, и все работники были военнообязанными. В военкомате Галине выдали военный билет.

Девушка постепенно вникала в курс дела и за всё, что ни попросят, бралась. Бывает, обращаются в типографию со срочным заказом – никто из коллег не хочет брать, поскольку сверхурочно придётся остаться, а Галина не может людям отказать. Начальство оценило рвение сотрудницы и после трёх лет работы в типографии наградило её путёвкой в Крым! Что скрывать, кое-кто из коллег позавидовал: «Ишь какая! Позже всех пришла, а её уже путёвкой награждают!»
Даже папа нашей героини не поверил тогда известию и стал подтрунивать: «Гляди-ка на неё, курортница!» Да и самой двадцатилетней Галине было на тот момент неудобно перед маститыми типографскими работниками. Но директор типографии Пётр Андреевич Матушкин никаких возражений слушать не хотел, вручил девушке билет на самолёт и отправил отдыхать без разговоров, а труд и отношение к делу Галины в пример другим поставил. И это для нашей героини было первым и памятным поощрением.

Вспоминает Галина Александровна, как в 1982 году пришлось срочно переделывать газету в связи со смертью Леонида Ильича Брежнева. Все четыре страницы уже набраны были, но пришла разнарядка на первой разместить скорбную новость-некролог. До глубокой ночи тогда номер печатали, никто домой вовремя не ушёл, но никого и не подвели печатники. Газета вышла в срок.
- В типографии мне очень нравилось, – вспоминает Галина Александровна. – Одиннадцать лет я там отработала. Начинала при директоре Петре Андреевиче Матушкине. Да и в целом замечательные люди там трудились! Мастер Павел Васильевич Денисов, бухгалтер Иван Алексеевич Мухин, корректор Клавдия Васильевна Шаханова, Юлия Степановна Цветкова в отделе кадров, мастер Зинаида Петровна Мясникова. Всех помню и без меры благодарна каждому.

Пришло время – вышла замуж Галина, родила первенца, а потом неожиданно для себя поступила учиться на бухгалтера в Ильино-Заборский техникум.
Три года заочно училась Галина, добросовестно на сессии ездила. И в результате освоила она специальность бухгалтера.
А в 1983 году Галина Александровна получила ещё одну памятную награду – стала она ударником коммунистического труда.

«Ты к нам её больше не присылай!»

И всё устраивало нашу героиню в работе, но начались проблемы со здоровьем.
- В те годы в типографии использовали свинец – вместе с сурьмой и оловом он входил в состав гарта, типографского сплава, из которого линотип отливал строки. А свинец, как известно, – металл токсичный, - добавляет она.

Как ни жаль было, но пришлось Галине Александровне задуматься о смене места работы. Устроилась она лаборантом на очистные. Директор Аркадий Михайлович Егоров в то время как раз такого специалиста искал. Идеально подходил Галине и график: сутки рабочие – затем отсыпной, выходной. Тогда Чечины скотины полный двор держали, и за большим огородом с весны до осени уход был нужен.

И началась её работа на очистных. Вместе с работниками санэпидемстанции делала анализ сточных вод. Проверяли промышленные предприятия – арматурный завод, авторемонтный, «Хохломскую роспись».
- Бывало и такое: лакмусовая бумажка непорядок показывает, а мне предлагают в документе расписаться, что всё хорошо, – признаётся Галина. – Никогда я не шла на такие сделки. А директоров заводов убеждать приходилось: если в воде мазут, как эту воду ваши родители, дети пить будут?
О принципиальности Галины Александровны чуть ли не легенды ходили. Часто руководитель того или иного предприятия просил Егорова: «Ты к нам Чечину больше не присылай!» А Аркадий Михайлович не нарадуется на свою работницу: «Нам такие принципиальные только и нужны!»
Вот так и трудилась Галина Александровна всю жизнь - честно, не кривя душой, с чистой совестью и полной отдачей.

Герой

Старшее поколение трепетно относится к памяти своих предков. Самой Галине Александровне скоро исполнится 70, а память о деде Иване Павловиче Напылове – участнике освобождения блокадного Ленинграда от фашистов – хранит свято. И в редакцию она пришла с портретом своего дедушки, которого и в живых-то не застала. Он погиб 25 января 1943 года в возрасте 45 лет, а она родилась в 1954-м.

- Две войны прошёл мой дед до Великой Отечественной: успел повоевать и в Первую мировую, и в гражданскую. Уважаемый человек в деревне был, начальником лесопункта в деревне Вишня работал, потом моему отцу свою профессию передал. А в 1941-м – опять мобилизация, опять война. Про моего героического деда мне в основном тёти рассказывали. Очень гордится наша семья своим героем. Похоронен он в деревне под Ленинградом и имя его в мраморе высечено.

Трудовой стаж Галины Александровны насчитывает 42 года. Оглядывается она на свою жизнь и не жалеет ни капельки ни о чём, что было. А было разное – и хорошее, и плохое, только хорошее, как правило, дольше помнится.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle