Печать
Категория: Гость номера
Просмотров: 451

Ирина КОЛОБОВА
Фото предоставлено героиней материала
20.09.2023 г.

В начале сентября в Кирове проходил десятый Всероссийский фестиваль гармонистов, народного искусства и творчества «Вятские-Хватские». Наш знаменитый ансамбль «Гармошкины посиделки» стал лауреатом этого фестиваля.

Поделиться с читателями своими впечатлениями от настоящего праздника жизни и рассказать, что значит песня, согласилась солистка ансамбля Наталья Замыслова. Кстати, именно сегодня Наталья отмечает свой юбилей, так что пусть эта статья послужит своеобразным подарком для женщины, которая поёт.

- Я сама иногда в шутку представляюсь именно так: «Женщина, которая поёт», – смеётся Наталья. – Нет, никакой параллели с Аллой Борисовной я ни в коем случае не провожу – куда мне до неё, но я и правда всегда пою. Вот сколько себя помню, столько и пою. Дома у нас всегда пели – папа на балалайке играл, мама ему на печном шестке ритм отстукивала или на губах такие рулады выводила, что заслушаешься. Наверное, я все эти звуки, мелодии, слова с молоком впитала, потому что уже лет с трёх начала на стул забираться и частушки петь. Как я их запоминала, даже не знаю. Родители нас, детишек, всегда с собой брали, и кажется, они не только каждый праздник, но и каждый погодный сезон отмечали: весной за подснежниками ходили в берёзовую рощу, летом на Санохту большой компанией, осенью по грибы, по ягоды. И всегда весело, с песнями, с гармошкой. И тут два варианта: или ты возненавидишь всей душой все эти песни-частушки, или полюбишь на всю жизнь. Мне повезло – я полюбила.
Когда стала чуть постарше, начали мы с подружками концерты устраивать: натянем на калитку покрывало – вроде как занавес, и веселим родных и соседей.
В садик я не ходила, с бабушкой сидела, а из неё шутки-прибаутки, частушки и поговорки как из рога изобилия сыпались. Кажется, к каждому слову она могла рифму подобрать или подходящую строчку, или пословицу. Я всегда думала, что она сама всё сочиняет – очень удивлялась, а когда стала в школе стихи учить, поняла, что и бабушка немало знала из русской классики.

Жила Наташа на Новой стройке, стало быть, и в школу пошла во вторую, и едва ли не с первого учебного дня стала звёздочкой класса. Смелая была, не стеснялась показать свои таланты.
- Смелости было хоть отбавляй, – соглашается Наталья, – я ведь сама «втихаря» пошла поступать в музыкальную школу – так хотелось на аккордеоне научиться играть! Знала, что пианино родителям не осилить, а на аккордеоне тоже клавиши есть, это успокаивало и давало надежду, а вдруг? Экзамен сдала, поступила, пришло время обрадовать родителей. Но, к сожалению, радости на лицах было маловато, а отец так вообще чуть за ремень не схватился: «Какая ещё музыка?! Давай уроки учи как следует». А к нам ведь даже преподаватель музыкальной школы домой приходил Алексей Константинович Вершков, спрашивал, почему дочка на занятия не ходит. Я стояла в другой комнате и заливалась слезами, но родители так и не разрешили.

Но недолго плакала Наташа – в школе её ждало столько моментов для проявления своих талантов, что и в самом деле только успевай уроки учить.
- Пение я всегда очень любила. Но однажды на урок пришла молодая учительница – красивая такая, модная, мы с девчонками все её наряды обсуждали. И началась такая скукотища! Она, видно, решила на нас все свои навыки опробовать – и ноты заставляла учить, даже нотные тетради у нас были. Помню, как скрипичный ключ я училась выводить – красиво получалось, но, пожалуй, это был единственный приятный момент. Тогда я, кажется, и успокоилась, что в музыкалку не пошла. Куда как лучше было с Николаем Макаровичем Карпенко песни в хоре горланить. А уж когда Наталья Ивановна Карелина пришла – наступила для меня настоящая песенная эпоха.

Но одними песнями Наташа не ограничивалась, её творческая натура прорывалась во всех направлениях, она с успехом осваивала хореографию в танцевальном кружке при Доме культуры.
- Я до сих пор помню все танцевальные позиции, и сплясать могу. Жаль, недолго пришлось мне танцевать.
Да, в двенадцать лет жизнь Натальи разделилась на «до танцев и после». Она попала под машину и получила слишком серьёзные травмы.
- Этот момент до сих пор остаётся самым страшным в моей жизни. Мы ехали откуда-то с родителями на автобусе, и я не глядя выскочила из него и угодила под прицеп грузовика. Несколько месяцев в больнице, потом дома долго восстанавливалась, ходить училась заново. Так что танцы для меня закончились. Но петь продолжала.

Как ни странно, но при всех своих талантах Наталья никогда не мечтала стать актрисой, а ведь кого только за школьную жизнь ни переиграла: и зайчиков, и мышат, и снежинок разных, в старших классах ведущей была и солисткой, и во всех КВНах – звезда.
- Кроме пения я ещё очень любила рисовать, – вспоминает Наталья, – и получалось, вроде бы, неплохо. Решила после восьмого класса поступать в художественное училище в Казань или в Набережные Челны. Но снова родители наступили на горло моей мечте. Тут уж мама возмутилась: «Какой ещё художник? Нашла тоже профессию, картинками на жизнь не заработаешь». «Тогда, – говорю, – пойду на агронома поступать». Я всегда любила в огороде копаться, разные цветочки сажать, и всё у меня росло. Но снова строгий мамин вердикт: «С твоими-то ногами в агрономы? Агрономы ведь по полям такие километры наматывают, а ты куда?» «А мне, – говорю, – мотоцикл дадут, на нём и буду по полям ездить». Но маму было не переубедить. И после десятого класса отправила она меня в Ильино-заборский техникум.
А в техникуме её творческие способности перешли на новый уровень, даже появился свой собственный аккомпаниатор, профессиональный гармонист, с которым они друг друга понимали и улавливали с первой ноты.
- После техникума я работала в администрации, в райсобесе, а тут через дорогу РДК, который всегда меня манил. Иду на работу, а ноги так и просятся зайти по знакомым ступеням в храм культуры. Зашла, да и осталась практически навсегда. В хор я записалась, им тогда Владимир Корнилов руководил. И снова песни, репетиции, концерты, – одним словом, моя настоящая жизнь. Только два раза я на время бросала любимое занятие – в декрет уходила со своими дочками. Но и в декрете песни не забывала – колыбельные пела, разные игры мы с девчонками придумывали, каждый момент обыгрывали. В детстве им нравилось мне подпевать, тоже многое запоминали, а как подросли, так иногда подсмеиваться начали: «Ну, мама опять затянула». Я ведь постоянно пою: посуду мою – пою, в огороде копаюсь – пою, кажется, даже не осознаю, что пою, просто думаю о чём-то, и сразу песенная строчка в голову приходит.
Теперь мои внучки удивляются на меня, как я когда-то на свою бабушку. Вот не знаю почему, но скажет внучка слово, а у меня на него готов песенный ответ. Они смеются и наперебой мне слова называют: осень, лето, берёза, ветер… Тут уж для меня никаких проблем – столько песен знаю с этими словами. Но бывает, нарочно такое слово зададут, что приходится ещё подумать.

Где только не побывала Наталья с песенно-танцевальным коллективом, который звучал раньше не менее громко, чем нынешний. Однажды на одном из праздников, который проходил на Нижегородской ярмарке, она познакомилась с Николаем Цветковым.
- Даже удивительно, что я раньше его не знала, – говорит Наталья. – Наш хор исполнил свою программу, было время погулять по ярмарке, и вдруг чья-то гармошка заиграла плясовую! Я не удержалась, в пляс пошла, и многие присоединились. Уж очень зажигательно играл гармонист. Потом я Николая в ДК увидела, он поделился мыслью о создании своего коллектива. Начали это дело обдумывать, нас поддержали в администрации, выделили помещение в Музее ремёсел, и стали мы собираться на посиделки. Название сразу в голову пришло: «Гармошкины посиделки». Сначала это и были посиделки: собирались, чай пили, песни пели, мечтали, придумывали. Я как-то говорю: «А что мы всё сидим, никуда не ходим, себя не показываем?» И тут за дело взялась Татьяна Ивановна Стерденко, она ведь настоящий генератор идей. Стоит нам только что-то предположить, а она уже действует. На очередных посиделках объявила: «Девочки, нас приглашают на праздник села туда-то, и на фестиваль туда-то». Мы все сразу оживились, начали думать, в чём выступать будем. Татьяна Ивановна и здесь первый помощник, она же портниха, сама и костюмы шила. Вот так и стали развиваться – уже не посиделки получались, а постоянные поездки.

В этом сентябре Всероссийский фестиваль «Вятские-Хватские» проходил в десятый раз. Семёновская гармошка и раньше принимала в нём участие, а вот наша героиня побывала впервые.
- Мне очень всё понравилось, – говорит Наталья. – Это просто праздник какой-то! Собрались быстро, репетиций особых нам не нужно, мы на посиделках постоянно репетируем, в гармошке импровизация играет не последнюю роль. Дело было в день выборов, мы с утра пораньше все проголосовали и отправились в Киров. Наш гармонист Сергей Шадрунов повёз нас на своей «Газели». Фестиваль проходил в Кирово-Чепецком районе, в бывшем пионерлагере «Алые паруса». Мне показалось, что там время застыло на месте, на том самом любимом нашем месте, в родной до слёз советской эпохе. Чуть ли не со всей России собрались участники, очень много. Приехали мы уже почти под вечер, и знакомство началось у огромного костра. Не секрет ведь, что гармошкой увлекаются в основном солидные люди, но мы все будто бы в пионерское детство вернулись – так было весело, так глаза у всех блестели! А утром снова как в пионерлагере: поднятие флага, зарядка. Какая-то заминка получилась с музыкой для зарядки, так наш Коля Цветков тут же свою гармошку развернул и так всех зажёг, что на месте никто не устоял. Один из организаторов фестиваля и председатель жюри Игорь Русских (кстати, известный композитор, поэт и исполнитель) в шутку сказал, что теперь Семёнову Гран-при обеспечен. А в девять утра начался конкурс-концерт и продолжался он до девяти вечера. Каждый коллектив и солист исполняли по два номера, было на что посмотреть и послушать. У нас солировали Николай Цветков, Сергей Шадрунов и я, и всем коллективом мы исполнили две песни. Как и предполагал Игорь Русских, наш Николай Цветков получил Гран-при, и дипломы первой, второй и третьей степени мы привезли. Мне кажется, что даже не это было главным на фестивале. Здесь собралась огромная армия любителей гармошки и русской песни, причём две половины армии: одна из тех, кто поёт и играет, а вторая – из тех, кто слушает, зрителей тоже было очень много. Кто-то издалека приехал в качестве группы поддержки. Самое приятное, что болели зрители за всех, а не только за своих, так хлопали, так принимали! В самом деле, не награды нам были важны, а вот такой приём и отдача от зрителя.

Слова Натальи подтвердил и руководитель ансамбля Николай Цветков, слава о его таланте уже давно вырвалась за пределы не только нашего округа, но и области. Многие сравнивают его с Валерием Сёминым, неподражаемым баянистом из малаховских субботних и воскресных телепосиделок «Привет, Андрей!» и «Песни от всей души». Наш Николай тоже может так зажечь публику, что от его гармошки зрители и плачут, и смеются, и пляшут, и подпевают. Так и на фестивале получилось, его сольная «Галина» вызвала бурю оваций.
- Наталья у нас молодчина, – говорит Николай, – с ней очень легко работать и дуэтом, и в ансамбле. А уж сколько песен знает – я просто удивляюсь! Стоит только первый аккорд дать, а она уже подпевает. Без таких певуний гармошке скучно. Она и на фестивале сумела публику удивить. Когда пела песню «Я любила сокола», не только зрители, но и жюри слезу смахивали. Из полагающихся по условиям конкурса весёлых песен Наталья выбрала «Трактористку», которую исполняет известная певица, солистка группы «Белый день» Лена Василёк. Кто-то из жюри снял выступление нашей Натальи на телефон и отправил Елене, и она по телефону передала своё восхищение – и Наташей, и самим фестивалем.
- В общем, весь фестивальный день был переполнен положительными эмоциями и закончился как-то уж очень быстро, – продолжает Наталья. – Снова был костёр до самого утра и, конечно, песни. Так что мы с костра прямым ходом на утреннюю зарядку угодили. И ведь не устали совсем – ну точно как в детстве! Значит, действительно песня жить помогает и стареть не позволяет.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle