Ирина КОЛОБОВА
31.05.2023 г.
Наверное, нет ни одного человека, который хотя бы раз не воспользовался услугами железной дороги. Все мы бываем пассажирами, воспринимаем железнодорожный транспорт как нечто обыденное и, давайте себе признаемся, редко задумываемся над тем, что ЖД – это зона повышенной опасности, как правильно пишут в инструкциях.
Гость нашей сегодняшней страницы Фёдор Баталов об этом не забывает никогда, поскольку должность обязывает. Фёдор Евгеньевич – начальник станции Семёнов. Он служит в этой должности всего полтора года, но уже хорошо усвоил, что такое железная дорога и почём на ней каждый фунт удобств и опасностей.
Называть Фёдора по отчеству как-то плохо получается, ведь ему всего 24 года, но так уж сложились обстоятельства, что в столь юном возрасте он уже начальник большого и беспокойного хозяйства. А может быть, это не обстоятельства, а судьба?
- Насчёт судьбы не уверен, – сомневается Фёдор, – полтора года – невелик срок, и сказать, что вот именно здесь, на железной дороге, моё настоящее место, я пока не могу. Время покажет. Одно знаю: о работе на железной дороге я не мечтал никогда, даже и не думал об этом.
Да, мечтал Фёдор совсем о другом, и даже был уверен, что обязательно станет или профессиональным спортсменом, или тренером. Спортом он увлёкся ещё в раннем детстве. Хотя в деревне Шалдёжке, где он рос, и не было для этого особых условий, но футбольное поле, волейбольная площадка, да хоть первый в жизни трёхколёсный велосипед, на котором он лихо мчался по деревне, стали для мальчишки хорошей базой для развития физических способностей и закалки спортивного характера.
- В Шалдёжке я учился до восьмого класса, был круглым отличником. Да это было и не сложно, ведь в классе нас всего человека три-четыре, так что внимания учителя нам уделяли больше чем достаточно, а о том, чтобы не сделать уроки, и мысли не возникало – знали, что всё равно спросят.
Но не только это заставляло Фёдора учить уроки, внимательно слушать учителя. Просто в нём с раннего детства обнаружились задатки лидера. Не любил он быть в аутсайдерах, главный спортивный девиз: «Быстрее, выше, сильнее» – это про него, он и по жизни стал его девизом.
- В девятый класс я пошёл в городскую школу №2, – вспоминает Фёдор, – ну как пошёл, поехал, конечно. Каждое утро полтора км до остановки автобуса, потом от вокзала до школы пешочком. Хорошая закалка. Было немного страшновато перейти из деревенской школы в городскую, но я был не один, с приятелем, так легче было вливаться в новый ритм.
И Фёдор влился в этот ритм легко и непринуждённо. Круглым отличником среди многочисленных конкурентов-одноклассников уже не был, но статус твёрдого хорошиста закрепился за ним железно. А главное, его спортивные способности сразу же отметил учитель физкультуры. Тут парню было мало равных.
- Я ведь вторую школу потому и выбрал, что в ней хороший спортивный уклон, –признаётся Фёдор. – Здесь и стадион рядом, и ФОК. Так иногда не хотелось домой возвращаться с тренировок, потому частенько оставался у сестры.
Спортивные олимпиады, различные спартакиады, турниры, и в результате наш герой имеет золотой значок ГТО и жгучее желание продолжить спортивную карьеру – так сказать, на профессиональном уровне.
- Я специально выбрал для ЕГЭ биологию – этот предмет был проходным на факультет физической культуры в университете имени Лобачевского. Но случилась обидная неудача – уже в марте я узнал, что о бюджетном месте мне нечего и мечтать, а платное обучение, я знал, мои родители не потянут, я даже просить их об этом не стал. С моими баллами я мог поступить на юридический, но не хотел. Расстроился, конечно. Стоим как-то на переменке с ребятами, обсуждаем эту тему, и одна девчонка говорит, что есть возможность поступить в железнодорожный техникум по целевому договору, который потом позволит поступить в институт. Я зацепился за эту мысль и стал её продумывать. Взвесил все «за» и «против» и решил поступать.
Специальность Фёдор тоже выбрал, хорошо подумав: «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте». Она открывала ему большие возможности и перспективы. Водить электровозы ему, конечно, не пришлось бы, но руководить этой работой, знать всю подноготную серьёзного хозяйства – это именно то, о чём может мечтать любой прирождённый лидер.
- Ни о каком руководстве ещё и речи не шло, – возражает Фёдор, – на преддипломную практику я устроился составителем поездов на станции Каликино. Пришлось таскать тяжеленные башмаки. Но я даже во время диплома не ушёл с практики. Приходилось иногда с ночной смены на экзамены ездить. После защиты диплома меня назначили дежурным по станции.
Вот тут и пришлось совсем молодому специалисту реально оценить, куда же его забросили обстоятельства или судьба. Ведь дежурный по станции – это практически главный руководитель на дороге, к нему даже начальник станции прислушивается. И его рабочее место – это сложнейший пульт-манипулятор, на котором так нужно манипулировать, чтобы не возникло даже малейшей ошибки, ведь на кону человеческие жизни.
- Мне поначалу каждую ночь дорога снилась, – вспоминает Фёдор. – Только с работы придёшь от всего этого шума, суеты, не успеешь голову на подушку положить, как глаза тут же закрываются. И опять начинается: вагоны, составы, грохот, гудение. Физически на этой должности, конечно, легче: тепло, светло, в рубашке можно сидеть, а не в грязи и на холоде. Но морально очень устаёшь. Да у меня ещё и характер такой, что надо бы немножко исправить, – я очень переживаю за всё, близко к сердцу принимаю каждую мелочь. Хотя и нет мелочей в нашей работе, но надо бы как-то немного абстрагироваться.
Через два с половиной года Фёдору поступило карьерное предложение, от которого ни один лидер не смог бы отказаться.
- С момента, когда мне предложили занять должность начальника станции Семёнов, до моего окончательного решения прошёл год. Я сначала как-то не очень поверил в серьёзность этой идеи, ведь ни опыта у меня, ни практики большой. Попросил, чтобы сначала меня назначили дежурным по станции – надо было изнутри всё изучить. Вроде бы та же самая работа, что и на станции Каликино, но нюансов очень много. А ведь именно из мелочей и складывается каждое большое дело. Родители тоже переживали, как у меня получится, справлюсь ли. Но они у меня молодцы, никогда своё мнение не навязывают, знают, если я решил, то так тому и быть, а они обязательно поддержат.
Вот так появился у нашей станции Семёнов новый молодой начальник. Полученные профессиональные навыки сложились в хорошую практику, лидерские задатки тоже служат неплохую службу. Теперь пульт-манипулятор у Фёдора не на рабочем столе, а в голове, и тоже требует огромной организации, снайперской реакции и постоянного напряжения всех физических и умственных способностей.
- Конечно, я стараюсь хорошо исполнять свои обязанности. Не скажу, что чувствую себя на работе как дома, но в общем мне приятно здесь работать. Тем более что наш вокзал выгодно отличается от многих своих собратьев. А я ещё помню тот старый, деревянный.
Как строился новый вокзал, я тоже видел, один раз даже слышал, как один мальчик в электричке сказал своей маме, что обязательно будет работать на этом вокзале, и обязательно начальником.
Но начальником взяли не того мальчика, а Фёдора. И что это, судьба или обстоятельства, пока не ясно. Тут действительно нужно время. А время у Фёдора есть, по крайней мере, для работы, для того, чтобы понять: его это служба или не его. А вот со свободным временем, как говорится, напряжёнка.
- Домой мы приходим поздним вечером, я любимую девушку Татьяну с работы забираю – она у меня тоже трудоголик. Обязательно вместе готовим ужин и проводим время вместе, на телевизор времени редко остаётся. Иногда выбираемся на велосипедные прогулки, а в выходные ездим к родителям в деревню. Для нас совместное время в тёплой семейной обстановке – самый лучший отдых. Куда-то в отпуск поехать пока не получается, но, надеюсь, всё впереди.
Фёдор говорит, что наполеоновских планов относительно карьеры не строит.
- Не хочу жить в большом городе, а большая карьера как раз предполагает переезд в мегаполис. Во время сессии в Москве меня так утомляет вся эта суета (Фёдор учится в Российской открытой академии транспорта, – авт.)! А у нас здесь всё рядом: семь минут, и ты на работе, двадцать минут, и ты в деревне, а там – баня, вкусный ужин, уютный дом, любовь родных. Чего ещё желать?
И всё же Фёдор желает, и верит, и надеется, что и на работе со временем будет себя чувствовать как дома, и что собственный дом у него появится, и семья, и дети. И он сам себе торит дорожку к этому счастью. С его лидерскими качествами всё обязательно получится.
Да и уже получается, хоть и приходится львиную долю времени проводить на работе. Ну, такая уж у него должность – не выключишь тумблер, не выбросишь из головы все мысли, стоит только переступить порог рабочего кабинета. Снова, наверное, по ночам вагоны снятся?
- Сейчас уже почти не снятся, – улыбается Фёдор, – но переключиться и впрямь не получается. Нельзя на нашей работе переключаться – это такое дело, что вроде бы всё хорошо, но в любой момент может что-то произойти. Когда меня маленького мама предупреждала, что надо осторожно себя вести на вокзале, в электричке, я не понимал, чего ж тут опасного, ведь всё так интересно. Мне даже яркие предупреждающие плакаты, знаки не казались страшными. Думал: чего со мной может случиться, я же не лезу под поезд, не перебегаю в неположенном месте! Теперь я знаю – в любой момент может случиться беда, и к ней нужно быть готовым. Взять последнюю сводку по Горьковской железной дороге: только за четыре месяца по собственной неосторожности получили травмы 29 человек, 18 из них погибли. Это меньше, чем в прошлом году за тот же период, но всё равно очень много. Поэтому, пользуясь случаем, я снова хочу напомнить об осторожности в зоне повышенной опасности. Наша железнодорожная страна не прощает ошибок и легкомыслия. Ведь зачастую дети не понимают элементарных правил поведения, а это может стоить им жизни. Давайте жить по законам этой страны, соблюдая правила поведения на железной дороге, это позволит сохранить жизнь и здоровье – ваши и ваших близких.