Печать
Категория: Гость номера
Просмотров: 851

Ирина КОЛОБОВА
Фото: Александр ЮРЬЕВ
05.04.2023 г.

2023 год – юбилейный для избирательной системы Российской Федерации, ей исполняется тридцать лет. Есть среди наших земляков такие, которые знают о выборной системе всё: как формировалась, совершенствовалась и обретала собственное лицо. В первую очередь к этой категории следует отнести Веру Павловну ФИЛИППЫЧЕВУ.

Уж она-то знает, с чего всё начиналось, те первые выборы приснопамятного 1993-го крепко врезались в память. А что ещё яркого осталось в памяти, какие личные выборы ей приходилось делать в жизни, с чего всё начиналось конкретно для нашей героини?

- Уж точно не с выборов начиналась моя жизнь, – смеётся Вера Павловна, – я в детстве о них вообще ничего не знала, даже не помню, на какой избирательный участок мы с мамой ходили. Ходили, наверное, но память этого не сохранила. Что касается личного выбора, то в детстве его делали за меня мои родители. Решили переехать из Свердловска в Семёнов и моего согласия не требовали.

Да, наша героиня родилась на Урале, в небольшой деревне Гари. Мама – педагог, папа – офицер. Вот папа и делал выборы для семьи, вернее, служба делала выбор за него.
- После юридического института отцу предложили на выбор несколько мест службы – он выбрал Семёнов. Не знаю, почему, наверное, потому, что в Ковернинском районе у него были какие-то родственники. Уехал сначала один, работал в районном суде. Как сейчас помню: шестьдесят первый год, январь, и мама вдруг ни с того ни с сего стала упаковывать вещи – собралась к отцу в Семёнов. Приехали, жили на квартире на улице Трёх Коммунистов. Первый свой юбилей, 10 лет, я отметила 27 января здесь. Мама устроилась на работу в пионерский лагерь имени Гагарина директором, там мы и жили. Так что жизнь у меня была лагерная, интересная, весёлая, и даже когда нам дали квартиру на улице Свердлова, лагерь остался для меня и для младшего брата родным домом, я и сама потом работала там пионервожатой.

Вера Смирнова пришла в третий класс школы №1 скромной девочкой. Заводилой никогда не была, но чувство долга и ответственности, наверное, было в ней врождённым. Не сделать уроки или прогулять школу для неё было неприемлемо от слова совсем. Наверное, именно поэтому её выбрали старостой класса.
- В четвёртом классе нас стала учить моя мама, – вспоминает Вера Павловна, – и мне, если честно, было даже как-то неудобно, не хотелось, чтобы об этом знали мои одноклассники. Вот Серёжа, младший брат, частенько пользовался своими привилегиями, когда мама заменяла учителя по истории, он мог спокойно заявить: «Мам, я сегодня не выучил, не спрашивай меня».

Первый свой выбор Вере пришлось сделать в выпускном классе, когда нужно было определяться с будущей профессией. Но, кажется, и здесь для неё всё было предрешено.
- Никакого выбора я не делала, всегда знала, что стану педагогом, потому и поступила в педагогический институт на филологический факультет. У нас группа подобралась, так сказать, сельская, все жили в общежитии, но домой я часто ездила. Девчонки после учёбы – кто на танцы, кто по городу гулять, а я на электричку, ведь дома мама ждёт, надо помогать. Что такое дрова и воду носить на второй этаж, мне хорошо знакомо. Когда брат подрос, стало немножко полегче – он взял на себя мужскую работу, и на старших курсах мне удалось хоть немножко узнать студенческую жизнь с её весёлой стороны.

Вера Павловна не любит говорить о семейных сложностях и вспоминать свою обиду, когда отец уехал от них на Урал, – это осталось болью в сердце и ещё сильнее укоренившимся чувством ответственности за маму, за брата, за семью.
- У меня даже мысли не было уехать по распределению куда-то далеко, – говорит Вера Павловна, – только в Семёнов. Я уже в институте поняла, что сделала исключительно верный выбор, поступив в пединститут. Точнее, на практике поняла в горьковской школе. Ну а в нашей школе №1 окончательно убедилась. Это были лучшие годы! Коллектив подобрался молодой, энергичный, остроумный. У нас был свой музыкальный ансамбль с оригинальными инструментами – я, например, играла на стиральной доске, а кто-то на тазике, на водопроводных трубах. Хотя настоящая балалайка всё же была, на ней Сергей Сальников играл. Смеху было!

Казалось бы, всё для молодой учительницы пришло к нужному знаменателю: дети любят, коллеги уважают, руководство ценит. Но точку в судьбе нашей героини ставить было рано, снова вмешался выбор, и снова не свой собственный. Директор школы порекомендовал Веру Павловну в партию, и в её судьбу вмешались высшие силы – в смысле, высокопоставленные.
- Да, тогда было очень строго, – соглашается Вера Павловна, – партия сказала – комсомол ответил. Так и со мной произошло. Вызывают в райком и предлагают должность третьего секретаря районной комсомольской организации. Мне очень не хотелось из школы уходить, а мои пятиклашки даже письмо в райком писали, чтобы вернули их учительницу. Но ничего, привыкла, работа снова закружила. Не было ни одной свободной минуты, зато очень интересно. Летом в лагере работала старшей вожатой.

В пионерском лагере имени Гагарина Вера и судьбу свою нашла. Или она её. Горьковчанин Евгений работал там физруком и музыкальным руководителем, и ему очень приглянулась миниатюрная, строгая и серьёзная старшая вожатая Вера.
- Мы поженились с Женей, и пришлось уехать в Горький. Устроилась во Дворец пионеров имени Чкалова. Жили со свекровью, о собственной квартире могли только мечтать. Беременность заставила сделать свой собственный выбор – я уехала к маме.

Уезжать из Семёнова нашей героине больше не хотелось – дома, как говорится, и стены помогают. Да и хорошее предложение не заставило себя ждать с перспективой получить собственное жильё.
- Мне предложили работу в райкоме партии, в отделе статистики и партийного учёта. Самое сложное было уговорить мужа переехать в Семёнов, но удалось. Евгений устроился в музыкальную школу. Мама помогала дочку воспитывать, если бы не она, не справились бы мы со своей вечной занятостью.

Всё хорошо было в семье Филиппычевых, кроме материальной стороны, на зарплату преподавателя музыки по классу баяна и партийного работника не самого высшего звена особо не разживёшься. И отец семейства принимает решение ехать на заработки.
- Очень мне не хотелось отпускать мужа, – вспоминает Вера Павловна, – но первая его поездка в Южно-Курильск была такой удачной, что немного заглушила мои опасения. А вот вторая стала роковой – погиб мой муж.
Получение отдельной двухкомнатной квартиры и новая должность консультанта кабинета политпросвещения – конечно, хорошее дело, но заглушить боль утраты Вере Павловне было трудно, пришлось приложить много усилий, чтобы справиться с эмоциями. Работа и помогла – там не до эмоций, да и обустройство нового жилья не позволяло долго горевать.
- Да, работа меня отвлекала, а её навалилось очень много. Ситуация в партийной работе имела свои особенности, оттуда коммунистов обычно рекомендовали на новые серьёзные должности. Вот и меня рекомендовали секретарём горисполкома. Пришлось вникать, разбираться в куче документов. Зато свободного времени стало побольше, чем в райкоме партии – там у нас вообще ни выходных, ни свободных вечеров не было. У меня даже дочка удивилась, когда я стала с работы приходить рано: «Мам, а разве с работы в пять часов уходят?»
Не так уж долго наша героиня приходила вовремя с работы, не умеет она жить без дополнительных обязанностей.
- Я люблю, чтобы в документах порядок был, – признаётся Вера Павловна, – чтобы в любой момент можно было взять нужную бумагу. Да и сотрудникам всегда помогала. Ну, если у меня это получается, так почему не помочь? Взять, к примеру, выборы: ведь все председатели участковых комиссий – люди занятые на работе, им некогда вникать в законодательные нюансы, и я старалась всегда им помочь.

В конце восьмидесятых и начале девяностых годов прошлого века время не просто летело, оно мчалось со скоростью света, меняя, а иногда ломая многое на своём пути. Одни талоны на продукты и товары повседневного спроса чего стоили.
- Талоны тогда распределяли через председателей уличных комитетов, – вспоминает Вера Павловна, – а их под моим контролем было 138. Это очень большая ответственность и работа трудоёмкая.
Вскоре упразднили горсовет как отдельный муниципальный орган, наша героиня стала заведующей организационным отделом райисполкома, и обязанностей, конечно же, прибавилось. А 1993 год, когда ломалось, рушилось всё привычное и устанавливалось новое, стал для неё настоящей проверкой не только на профессионализм, но и на лучшие человеческие качества.
- Я никогда не ругалась с людьми, даже не представляю, как это взять и накричать на человека. У меня другие подходы, потому мне с людьми всегда легко было общаться. Предвыборная и выборная кампании действительно выявляют все грани человеческих характеров. А мне приходилось близко знакомиться с очень многими. Сначала списки составляешь, бюллетени готовишь, потом вживую с людьми общаешься. И у каждого свой характер, свои амбиции, свои надежды на положительный результат.

А результаты выборов, в которых секретарём была Вера Павловна, всегда были положительными. Она не помнит ни одного эпизода, за который было бы стыдно или который осложнил бы работу комиссии, нарушил привычный порядок. Такого не могло быть по определению, потому что подготовкой и проведением выборов занималась Вера Павловна, у неё на контроле каждый штрих. За тридцать лет работы секретарём территориальной избирательной комиссии района через её руки, голову и сердце прошла сорок одна выборная кампания от выборов в Земское собрание до президентских. Не удивлюсь, если она помнит по именам и знает в лицо всех кандидатов. А председатели избирательных комиссий Владимир Шутов, Фёдор Майоров, Александр Мерекин, Александр Прытков, Владимир Пискунов стали если не друзьями, то очень близкими людьми.
- На моей памяти был только один тревожный случай во время выборов, – говорит Вера Павловна, – однажды на нескольких избирательных участках одновременно погас свет, а дело было уже к вечеру… Но всё обошлось – никакой паники не было, ни криков, ни шума, ни ругани. Сразу же пошли в ход фонарики, люди спокойно проголосовали и спокойно вышли из здания. Больше ничего плохого не помню, да и не было ничего.

Похоже, ничего плохого не было и в жизни самой Веры Павловны, по крайней мере, она этого не помнит, не хочет помнить. Даже когда пришлось уйти с любимой работы, опять же не по собственному выбору, она быстренько нашла себе занятие по душе.
- Первый день на пенсии было как-то непривычно, но я пошла мыть ФОК. Как раз его построили, и нужна была помощь в уборке. Я даже решила остаться там работать, очень мне понравился бассейн, которому требовался дежурный. Но не привелось – меня попросили вернуться к должности секретаря избирательной комиссии.
Ещё два года проработала Вера Павловна секретарём, пока в канун выборов в марте 2011 года её не увезли на скорой в больницу. Судьба снова сделала за неё выбор.
Но он оказался не таким уж плохим, если не брать в расчёт сложную операцию. В остальном всё у неё складывается хорошо. По крайней мере, она узнала, что такое свободное время и на что можно его потратить. И у неё появилась возможность делать свой личный выбор. Например, Вера Павловна призналась, что всегда терпеть не могла огородные заботы, но у мамы была дача, и приходилось там вкалывать. Но даже это нелюбимое дело она, со своим чувством долга и комплексом отличницы, всегда доводила до совершенства. Мамы не стало, и нелюбимые обязанности отпали сами собой. Зато появились любимые.
- Я хожу в бассейн, увлеклась северной ходьбой, лыжами, из спокойных занятий – вышивание крестиком. А ещё мы с дочкой очень любим путешествовать. Раньше не хватало ни времени, ни денег – могли позволить себе разве что наш юг. А теперь и в Турции неоднократно бывали, и на Европу замахнулись: Италия, Франция. Да и дом свой я полюбила – хочется наверстать упущенное, чтобы уют был, чтобы пирогами пахло.

Да, комплекс отличницы никуда не денешь, наша героиня даже самое нелюбимое дело может превратить в шедевр. И неправда, что она всегда жила по чужому выбору, сама она его сделала – свой собственный, единственно верный выбор.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle