Печать
Категория: Гость номера
Просмотров: 1218

Юлия КОМОВА
Фото героем статьи
11.02.2023 г.

15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов. Именно в этот день 34 года назад территорию Афганистана покинула последняя колонна советских войск.
Сегодня мы знакомим наших читателей с ветераном той войны Владимиром ЛЮЛЬКИНЫМ.

«Вовка твой на войну поехал!»

Владимир Николаевич был в числе первых, кого направили для оказания интернационального долга дружескому афганскому народу. 19-летнего парня после окончания семёновского техникума призвали в армию.
- Зимой 79-го года о том, что наши войска уже находятся на территории Афганистана, не говорилось: по телевизору молчали, в газетах не писали, информация была засекречена, – говорит Владимир Николаевич. – А потому мы, молодые мальчишки, вовсе не переживали, где придётся служить. Я вначале попал в город Ковров, в танковую дивизию, где меня начали готовить на должность командира танка. Полгода учебки, и вот, казалось бы, возвращаюсь ближе к родине, – в город Дзержинск. Распределили в 9-ю танковую роту. И ещё два месяца нам всё подробно объясняли, показывали. Танки старые, без автоматики, долгое время экипаж был неполным – три человека. Пришлось ждать, когда пришлют заряжающего – он четвёртый.

Парни уже догадывались, к чему их так усердно готовят, – в роте уже шли разговоры о начале войны в Афганистане. Незадолго до этого, 25 декабря, первые десантники были подняты по тревоге и переброшены на афганскую землю. А пока командование строго-настрого запретило бойцам писать о предстоящей службе – мол, едете на учения, и всё.

Выезд назначили на 11 января 1980-го года. Володя написал маме, чтобы она приехала в часть проводить его. Но, к сожалению (а может, и к счастью?), Нина Николаевна опоздала – подразделение уже отправили. Матери, разумеется, не хотели говорить, куда конкретно. Но женщина разыскала жену командира роты, та ей раскрыла секрет: «Вовка твой на войну поехал! Остаётся только молиться за наших родных!»
- В первой половине дня мы покинули часть, – вспоминает Владимир Николаевич. – Загрузили на открытые платформы танки, плюс несколько вагонов с солдатами, один офицерский и ещё один товарный вагон с полевой кухней. Ехали неделю, остановки были недолгими, во время этих остановок и бегали к вагону с полевой кухней: хватаешь скорее еду, и обратно на своё место. Дневальные на ходу в вагоны заскакивали – кто успел, тот и поел! А вкусненького как хотелось… Иногда забегали в привокзальные магазинчики. Местные уже знали, куда мы держим путь, поэтому многие давали еду бесплатно и тихо нас жалели.

«Пацаны, вы живые?»

Неделя под стук колёс, и вот он, Термез – граница Узбекистана и Афганистана. Ребята сгрузились с платформ, на танках выбрались за город и расположились в открытом поле рядом с границей.
- Спали в палатках, обогревались железными печками, – продолжает рассказ наш герой. – Днём обслуживали технику, вооружение грузили, боекомплекты. А на улице ветер, мокрый снег, грязи по колено… Вечером в палатке у печки согреешься – «вырубаешься» в считаные минуты. А ночью проснёшься – голова мёрзнет, шапка к брезенту примёрзла. Так месяц и жили, готовились к выдвижению на границу.

11 февраля по мосту через р. Амударью парни пересекли границу и вошли в Афганистан. Первое, что запомнилось тогда юному Володе, – природа: кругом зелёная трава и целое море цветущих тюльпанов.
- И тишина какая, будто никакой войны нет… – вспоминает мужчина. – Встали мы в тридцати километрах от города Кундуз – там располагалась дивизия. Оборудовали окопы и на охрану по периметру выставили танки. Воды своей не было, а потому водовозки в сопровождении БТРов выезжали на сахарный завод, там запасались. И вот однажды два наших бойца отправились на местный рынок поглазеть. А там ведь тогда чего только не было: фотоаппараты-мыльницы, японские кассетные магнитофоны, джинсы-варёнки, крутые часы и многое другое, что считалось в Советском Союзе большим дефицитом. В общем, прямо в толпе, среди народа, одного нашего ударили по голове. Он начал стрелять, второй боец поспешил на помощь. Кончилось всё это трагично – обоих парней убили и автоматы у них забрали. И это были, увы, не последние наши потери.

Однажды и Владимир только чудом остался в живых. Был марш-бросок в Баграм.
- Наш танк туда не сразу попал, случай вмешался, – рассказывает Владимир Николаевич. – После ночёвки один парнишка из нашего экипажа заболел и не смог поехать. Из-за нехватки личного состава перегруппировали экипажи, в нашем так и осталось три человека, а я стал командиром 991-го. На подъёме к перевалу Саланг с нашей машиной что-то случилось. Вижу: мы на полной скорости летим в обрыв. Я кричу механику: «Тошев, влево!» Он как-то сумел затормозить, но было поздно – мы уже начали падать. Я сидел на броне за люком – успел спрыгнуть. Повернул голову, смотрю, а эта махина летит прямо на меня. Отпрыгнул. Хорошо, что танк остановился, приземлившись на башню, – это меня и спасло. Кричу пацанам: «Живые?» Слава богу, отделались ссадинами и ушибами. У водителя спрашиваю, что случилось, он говорит: «Фрикцион отказал, не смог танк повернуть». Дождались техпомощь, и – до ближайшего блокпоста.

Рота, где служил наш герой, была занята охраной гарнизонов, мостов, сопровождала колонны, нередко плотно взаимодействовали с десантниками, поддерживали их огнём. Конечно же, ребятам не раз приходилось встречаться с местным населением. Владимир Николаевич рассказывает, что общение с местными проходило нормально, но спиной к ним лучше не поворачиваться – того и гляди пуля прилетит.

Через полтора года службы Владимир вернулся домой. Искренне считает, что от смерти в Афганистане его спасла мама, ведь каждый день Нина Николаевна молилась о здравии сына. После армии Владимир женился, жена Зинаида родила ему сына и дочку. А теперь подрастает и лапочка-внучка.

Нас никто не спрашивал – был приказ

- Нет, я нисколько не жалею, что был на той войне, – признаётся наш герой. – Даже при том, что упразднили почти все наши льготы. Понимаете, я горд, что перенял эстафету воина от своего отца-фронтовика Николая Григорьевича Люлькина – кавалера ордена Красной Звезды, двух медалей «За отвагу», «За взятие Праги», «За взятие Будапешта», «За победу над Японией»… Я хорошо помню те времена из моего детства, когда в День Победы у трибуны стояли ветераны Великой Отечественной, и я, тогда пионер, бежал вручать цветы своему отцу. Это было так волнительно!
- Но, к сожалению, находятся такие люди, которые нам, «афганцам», просто плюют в души, – продолжает Владимир Николаевич. – Находились чиновники, которые запросто говорили: «Мы вас туда не посылали!» или даже: «Лучше бы вас там не было!» А нас никто и не спрашивал, желаешь или нет. Ты – солдат; есть приказ, и ты обязан его выполнить!
В преддверии 34-й годовщины вывода советских войск из Афганистана хочется пожелать всем воинам-«афганцам» крепкого здоровья, счастья и любви, больше оптимизма и позитива. И ещё желаю, чтобы сегодняшние защитники, участники спецоперации на Украине, вернулись домой здоровыми и невредимыми. Пусть быстрее наступит мир!

Совет ветеранов и администрация округа приглашают участников боевых действий в Афганистане и Чечне, а также всех неравнодушных жителей Семёнова на торжественное мероприятие, посвящённое выводу советских войск из ДРА, которое состоится 15 февраля у памятника воину-интернационалисту (около городской школы № 3) в 12.00.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle