Печать
Категория: Резонанс
Просмотров: 2087

Ирина КОЛОБОВА
30.10.2021 г.

Неожиданно бурную реакцию вызвал материал ««Не теряя истинную веру»», опубликованный в прошлом субботнем номере нашей газеты. Размышления читателя, а «по совместительству» жителя улицы Глазова Сергея СИРОТКИНА по поводу возвращения улицам и площадям города исторических названий активно обсуждали на многих интернет-платформах, в том числе в наших группах в соцсетях.

Не знаю, к месту ли, нет ли, почему-то вспомнился Некрасов, который мечтал о времени, когда «мужик не Блюхера и не милорда глупого, Белинского и Гоголя с базара понесёт». Похоже, настало это время? Наш народ всё больше задумывается о вечном, о классике, не хочет ходить по улицам имени Розы Люксембург, мало известного Ванеева или почти совсем забытого Глазова. Радует, что Пушкин с тем же Некрасовым, Гоголь и Достоевский не попали в этот список и пока ещё не подверглись обструкции. Споры вокруг публикации разгорелись нешуточные, каждый решительно высказывал свою точку зрения на тему: возвращать улицам старые названия или оставить всё как есть.

«Правильно. Не стесняйтесь. Гагарина, Матвеева, Груздева, Морозова в топку истории!», – возмущается ярый сторонник благословенной советской эпохи. «Срочно выкинуть 70 лет славной истории и заменить историей Николая Кровавого. Так и до 9 января докатимся», – подхватывает собеседник. Только не понятно, что он имеет в виду, говоря про 9 января, – кровавое воскресенье, которое, не дай бог, повторится, или улицу нашего города, которую тоже ни в коем случае нельзя переименовывать.

«Старые названия улиц бесспорно красивые и звучные, но переименование – это, наверное, очень хлопотно и материально затратно, придётся все документы переделывать. Так что мы и на Советской поживём». Это мнение нормального реалиста.
«А мне без разницы. Ну, названы и названы. Что ворошить-то это всё? Лучше о людях думать, которые живут на этих улицах, и улучшать инфраструктуру. И если, например, Глазова будет Спортивной, то асфальт от этого лучше не станет, и чистить зимой её лучше не будут. Всё это лирика, думать о насущном надо. Но вот если улицу назовут именем Путина, то на ней точно появится хороший асфальт, бордюры, дорожки, тротуары, всегда будет поддерживаться порядок». Мнение этого оппонента предполагает, что название улицы всё же чего-то значит.
«Думаю, это должны решать жители конкретной улицы. По мне так лучше жить, предположим, на улице Розы Люксембург и знать, кто она такая, чем на ямских, базарных, кустарных, названия которых ни о чём не говорят, ну кроме ям, базаров и т. п.» Мнение этого автора вполне разумно и говорит о том, что с кондачка такие вопросы не решаются, надо у народа спрашивать. Но и на него нашлось возражение: «Вопрос о переименовании улиц или объединении, в частности Розы Люксембург и Максима Горького уже был. Население не поддержало. И зачем менять историю бесконечно? Пусть всё останется как есть».
«Кустарная – очень знаковое название в плане деиндустриализации. От советских заводов – к кустарным артелям». Кстати, знаю пару республик, где декоммунизацию тоже так начинали: сначала улицы переименовали, потом памятник свалили, а потом – раз, и ты уже в кружке друзей-нацистов палишь из пушки по Донбассу. Это не первая попытка затирать память. Недавно пытались парк имени Ленинского Комсомола переименовать, народ в газету писать стал».
«Те названия, что даны в угоду временщикам или лицам, к примеру, которые лишь были небольшой частью истории, считаю, что можно поменять. Все знают Ленина, мало кто знает Луначарского и практически никто не знает, что такое Третий Интернационал».
А вот старое название этой улицы вряд ли кто захочет вернуть. Пусть уж лучше будет никому не известный Третий Интернационал, чем Кладбищенская.
«Интересно, как называлась улица Трёх Коммунистов?». Отвечаем любознательному товарищу, что улица Трёх Коммунистов когда-то называлась Верхняя.

И вообще оказалось, что вся эта полемика совсем не напрасна. Люди интересуются, спорят, ищут истину, решают, как лучше. Особенно порадовал следующий коротенький пост: «Пошла читать, кто такие Ванеев и Володарский». Значит, не напрасно спорим, раз многие сразу же берутся за книги и исторические сводки.

Подводя итог этой активной полемики, можно сделать вывод, что мнения участников виртуальной платформы практически единодушны: ничего менять не надо. Но у нас есть и другая «сеть» – так сказать, сарафанная. И вот среди неё многочисленных участников встречаются и инакомыслящие.
- Я с удовольствием хожу по обновлённым улицам нашего города, – говорит Людмила Охрименко, – душа радуется от того, как он меняется прямо на глазах. Взять, хотя бы улицу Ванеева – ну просто пряничная! Как тут не вспомнить, что когда-то она называлась Сластёнинской. Название просто в точку. Вот бы вернуть. Пусть сейчас на ней нет торговых рядов с различными вкусностями и сладостями, но внешний облик больше подходит под прошлое название. Не хочу задеть память ленинского соратника Ванеева, который в детские годы жил в нашем городе, но его имя и правда мало о чём говорит даже нам, рождённым в самый расцвет советской эпохи, а что уж говорить о молодёжи. Я бы и рада что-то рассказать об этом человеке своим внукам, да не знаю, чего.

- Мне бы хотелось вернуть некоторые старые названия нашим улицам, – говорит Ольга Бурашникова, – но не все. Даже нейтральные названия – такие, например, как Верхняя (Трёх Коммунистов) сейчас уже не подходят, город изменился и совершенно непонятно, почему Верхняя. Понятно, что переименование – дело непростое и даже не самое первостепенное, но хотя бы названия для новых улиц выбирали с умом. Вот Сиреневая, Хохломская, Садовая, Полевая мне очень нравятся. И Пушкина с Тургеневым, Лермонтовым, Маяковским и т. д., пожалуйста, пусть не трогают. Ведь тут, как историю не переиначивай, никогда не будет стыдно жить на такой улице.

А что по этому поводу думают и решают наши власти предержащие?
Отвечает председатель Совета депутатов Николай НОСКОВ:
- Название улиц в каждом городе – дело серьёзное, оно, можно сказать, отражает всю сущность города, – говорит Николай Фёдорович. – Это, может, американцам нравится жить на первой стрит, второй и так далее. А нам хочется, чтобы название улиц заставляло задуматься, вызывало интерес и гордость. Поэтому я согласен, что к выбору имени для улиц надо подходить с умом. А у нас, к сожалению, не всегда так было. Я, например, тоже не понимаю, почему один большой уличный пролёт неоднократно меняет названия. Почему улица Гагарина вдруг становится 9 Января, а улица Кирова – Пролетарской. Почему Тельмана плавно переходит в 50 лет Октября, а Розы Люксембург – в улицу Горького. Можно, конечно, это объяснить оригинальностью застройки нашего города, то есть большим количеством площадей – доходит улица до площади с одним названием, прерывается и продолжается уже с другим. Но это очень слабое объяснение, да и не везде оно подтверждается. Можно сделать вывод, что системы в выборе названий улиц не было никакой. Мне бы и как руководителю, и просто как жителю города очень хотелось наладить эту систему. И мы уже начинали такую работу, опрашивали жителей относительно улицы Розы Люксембург. Народ нас не поддержал, но вопрос остаётся открытым, и на ближайшем совете депутатов я его обязательно подниму. Будем думать и решать, какие улицы возможно объединить и какое название дать. Думаю, что опрос нужно проводить не общий по всему городу, а только среди жителей конкретной улицы.
Сплеча рубить тоже нельзя, то есть взять да и переименовать без разбора – неправильно, это мы уже проходили. Кроме того, что это очень трудоёмкий финансовый и бюрократический процесс, это ещё и в морально-этическом плане неверно. Продлить, к примеру, улицу Гагарина, оставив ей имя знаменитого космонавта, или Кирова объединить с Пролетарской – это, я считаю, не только возможно, но и правильно. Дать улице Розы Люксембург имя нашего знаменитого пролетарского писателя – тоже логично, всё же Горький нам гораздо ближе. А вот взять да и отобрать у улицы имя Глазова – это уже, по меньшей мере, некорректно. Улице на определённом этапе времени дано имя личности, чью деятельность на каждом отрезке времени будут трактовать по-разному.
Имя – это не игрушка: сначала дал, потом отобрал или поменял. В имени – судьба и история, и мы должны знать свою историю на всех её этапах, и победных, и не очень. И не надо стыдиться названия своей улицы, лучше узнать подробно, откуда оно взялось и почему именно этим именем улица названа, а потом детям рассказать, внукам. В идеале – на каждой улице обязательно должен быть свой исторический уголок, своя легенда. Тогда, возможно, и гордость появится, и захочется порядок на улице поддерживать. Вот к этому все вместе и будем стремиться.

Стремиться к лучшему надо обязательно, и у нашего города это неплохо получается. Это даже Первый канал подтвердил. 26 октября в программе «Доброе утро» показали маленький киноролик о нашем городе, и он тоже вызвал живое обсуждение в соцсетях.
«Замерла у телевизора, увидев родной город, – очень красивый сюжет и добрые слова!». «Можно гордиться городом, очень красиво». «Хоть и маленький, однако, замечательный».
Нашлись и пересмешники, критикующие всё и вся – куда ж без них, на то и щука в озере, чтоб карась не дремал: «Ха-ха-ха, город хороших людей, у которых дети половину всего нового уже развалили, сломали, изгадили». В ответ: «Красивый сюжет, смотрела с удовольствием. А что и недостатки есть, так в семье не без урода».

Тут уж, как говорится, комментарии излишни. Но вывод из всего вышесказанного можно сделать такой: мы хотим жить в городе хороших людей с правильными улицами.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle