Печать
Категория: Читатель – газета
Просмотров: 3691

Евгений ГРОМОВ
01.02.2014 г.

Продолжается творческий конкурс «Время, к которому можно прикоснуться», объявленный в прошлом году по инициативе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области М. В. Манухина. Напоминаем, что в этом конкурсе участвуют материалы о судьбе и жизни участников Великой Отечественной войны, произведения, основанные на письмах с фронта, и поэтические творения о военных годах из жизни члена семьи. Работы можно принести в депутатский центр (г. Семенов, площадь Ленина, дом 2, 1-й этаж, тел. 5-25-72) либо отправить на электронный адрес нашей газеты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (телефон редакции 5-28-15).

На днях в редакцию «СВ» пришла очередная конкурсная работа. Ее автор Евгений Громов, учащийся 9 класса Беласовской школы (руководитель задания – преподаватель Е. И. Яценко) рассказывает историю своего прадеда. Итак, предлагаем ее вашему вниманию.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я вспыхнул над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой,
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя.
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я. 

Н. Заболоцкий 

Давно отгремела Великая Отечественная Война, но ее след навсегда остался в судьбах многих людей. По всей нашей огромной стране можно встретить небольшие обелиски с красной звездой – память о погибших на войне. К ним несут цветы, идут люди, чтобы почтить своих земляков, не вернувшихся с фронта, и тех ветеранов, что уже умерли после войны от ран и болезней.

С каждым годом все меньше и меньше остается в живых участников войны. Вот и моего прадеда, Громова Николая Леонидовича, уже давно нет в живых.

Я никогда его не видел, но знал, что к нему с уважением относились не только родные, но и односельчане. Я родился, когда его уже не стало – он умер рано, в 62 года от инфаркта. До последнего дня работал он в школе учителем истории. В тот день он принимал экзамен, и некоторые ребята уже успели его сдать. 

Смерть – страшная штука, она вычеркивает человека из жизни, оставляя только фотографии и... память в сердцах людей. Для меня он навсегда остался молодым, каким я его увидел на пожелтевшей фотографии, висящей на стене в доме бабушки. Молодой, задорный, с огоньком в глазах. Короткая стрижка, выразительные темные глаза, легкая улыбка на губах, чуть вздернутый нос. От него исходит какая-то сила, сразу понятно – этому человеку все по плечу.

Бабушка часто мне ставит прадеда в пример: «Учись, внук, будешь таким же уважаемым человеком, как Николай Леонидович. В нем – крестьянская закваска, он всегда твердо шел к поставленной цели. Потому и в люди выбился, институт закончил, учителем работал. Его очень уважали. А ты? Чего хочешь в жизни?»

Да, учеба, возможно, не мой конек. Люблю в футбол погонять с друзьями, послушать музыку, поиграть в компьютерные игры. Но приходится по хозяйству помогать – и родителям, и бабушке. Да и про уроки нельзя забывать.

Чем старше я становился, тем больше меня интересовала судьба прадеда. Как изменила война его судьбу? Из рассказов родных о нем узнал, что жизнь его была непростой, полной труда и лишений. Прошел войну простым солдатом, попал в плен. Но ему повезло, он вернулся живым, а потом учил ребят уму-разуму. 

Семья, в которой он родился, была большой, трудовой, крестьянской, жила в деревне Ново-Дмитриевке – рядом с Боковой. Детство было тяжелым. Работать детям приходилось с малых лет, помогать родителям по хозяйству. 

Прадед учился в Овсянковской начальной школе, а затем – в Шалдежской средней. В 1939 году он ушел из 9 класса на курсы учителей для начальных классов при Семеновском педучилище. По окончании курсов был направлен на работу в Залесный район, в деревню Любки – на должность учителя и заведующего начальной школой.

Когда началась Великая Отечественная, ему шел восемнадцатый год. В октябре 1941-го по досрочному набору был призван в парашютно-десантные войска. Краткосрочные курсы, и в феврале 1942-го – Южный фронт. При обороне Дона в июне 42-го под Аксаем Ростовской области он попал в окружение. В бой посылали необстрелянных молодых солдат, плохо вооруженных. А им противостоял сильный враг, вооруженный до зубов. Взвод прадеда окружили и взяли в плен. Дед с сослуживцами сначала попали в Германию, в лагерь в городе Гаммерштейн, а в начале 1943 года его вывезли в Норвегию, где он и находился до конца войны. Там работал в порту города Крекен. 

Местные жители относились к военнопленным с сочувствием, по возможности подкармливали их. В июле 1945 года прадеда репатриировали и направили в фильтрационный лагерь в городе Навашино Горьковской области. Этот период жизни был самым тяжелым: голод, атмосфера недоверия, доносы друг на друга... Но, к счастью, в отряде, где находился прадед, не оказалось предателей. Из лагеря прадеда направили в Чернораменское торфопредприятие, что в Балахне, где он какое-то время работал плотником, и лишь в 1946 году Николаю Леонидовичу выдали паспорт и военный билет. Наконец-то он смог продолжить учебу в Ветлужском педучилище, которое  не успел закончить до начала войны.

В 1947 году он обратился в Семеновское  РОНО с просьбой принять на работу учителем, объясняя в заявлении, что хочет работать только по своей специальности, чтобы «возможность была применить свои знания и умения на деле. Причем имею огромное желание продолжать свой рост – свое образование». И вот – любимая работа: вначале в Елисеевской начальной школе, а с 1950 года  и до самой смерти – в Беласовской средней. Сначала учителем физкультуры и труда, военруком, потом – преподавателем истории и обществоведения. Стремление учиться у него было огромное, и уже в зрелые годы, в 1969 году, Николай Леонидович закончил заочно Горьковский педагогический институт по специальности «история и обществознание».

В школах он проработал в общей сложности 40 лет, из них 35 – в Беласовской. Звание учителя, как говорили в былые годы, нес высоко, работал с огоньком, всю свою энергию и любовь отдавал ученикам. А они отвечали взаимностью. Своей неукротимой энергией он заряжал всех, кто был рядом: ученики вместе со своим учителем участвовали в художественной самодеятельности, ездили с концертами по другим деревням, зимой ходили на лыжах. Прадед любил петь – пел и в хоре, и солировал. Одной из его любимых песен была «Поле Куликово». Сейчас, когда исполняют эту песню, у моей бабушки катятся слезы.

А еще Николай Леонидович очень любил спорт: летом он бегал, занимался тренировками, а зимой каждый день после работы ходил 15 километров на лыжах.

Деревня Беласовка стала для прадеда родным домом, здесь он обзавелся семьей, пустил свои корни. Вместе со своей женой Анастасией Савельевной, тоже педагогом, вырастил трех сыновей. Затем появились на свет шесть внуков, а теперь уже и семь правнуков – правда, их он уже не увидел.  Николай Леонидович навсегда остался в памяти своих родных и  односельчан добрым, честным, работящим человеком и Учителем с большой буквы. В семье хранятся его награды: медаль «За победу над Германией», юбилейные медали, орден Отечественной войны, медаль «Ветеран труда», похвальные грамоты за активную и добросовестную работу в школе. 

На мой взгляд, война закалила моего прадеда. Он не любил рассказывать о войне, воспоминания ему давались тяжело, поскольку в них были и холод, и голод, и предательство. Но простой солдат вынес все трудности, научился ценить главное, что есть у человека, – любимую работу, семью, Родину, уважение потомков, которое он заслужил, заработал тяжелым трудом.

В коридоре школы, где я учусь, есть стенд, посвященный учителям, которые прошли сквозь пламя войны. Там есть и фотография моего прадеда и небольшой рассказ о нем…

Николай Леонидович прожил непростую, но достойную жизнь. Для меня он стал примером, жизненным ориентиром. Я понял, что нужно ставить цели и стремиться к ним, преодолевая трудности, а семья – это опора и основа в жизни каждого человека.

Фото из семейного альбома и архива Беласовской школы


Система Orphus