Подготовила Ирина КОЛОБОВА
27.03.2014 г.

О жертвах Первой мировой,
О мертвой армии пишу я.
Забытых, проклятых войной
Я снова в жизнь введу земную.

Александр Балтин

Летом этого года во всем мире будет отмечаться знаменательная дата – 100-летие Первой Мировой войны, первого военного конфликта мирового масштаба. За свою вековую историю эта война получила много самых различных эпитетов: великая и позорная, унизительная, жестокая, катастрофическая... Мы не станем навешивать новые ярлыки на это мировое событие, мы точно знаем одно – Россия никогда не хотела войны, она всегда была вынуждена защищаться, будучи втянутой в жестокое противостояние мировых держав. Главная задача потомков забытых героев – это возрождение и сохранение памяти о них, о патриотизме всего русского народа, о его моральных и духовных ценностях, о его истории.

Евгений Иванович Новожилов, историк и патриот Семеновского края, в очередной раз доказал, что сохранять память о великих событиях и героях прошлых лет можно и нужно собственным интересом, кропотливостью и вниманием к «мелочам». Он доступно и красочно рассказывает историю нашего края на жизненных примерах своих родственников и земляков. Его герои оживают и становятся близкими и понятными читателю. Сегодня он рассказывает нам о судьбах двух крестьян деревни Татарка – Якове Григорьевиче Груздеве и Евграфе Степановиче Лукшине.

«Я. Г. Груздев родился в 1885 году. К сожалению, о его участии в Первой Мировой войне я ничего не знаю. Причина этому одна – все военные заслуги того времени тщательно скрывались и самими героями, и их родственниками. А вот хозяином он был отменным. Об этом говорили  все, кто помнит его семью. Всю свою жизнь он прожил в Татарке, занимался сельским хозяйством, и причем довольно успешно. В хозяйстве Груздевых были две лошади, которые обеспечивали семейству благополучную жизнь не только во время полевых работ, но и в так называемое межсезонье – Яков Григорьевич занимался перевозкой людей и грузов. Благодаря своему трудолюбию, крестьянской хватке Яков Григорьевич построил большой деревянный крестовый дом. В бурные тридцатые годы Я. Г. Груздев на общем колхозном сходе был единогласно избран председателем колхоза имени Ворошилова. Несколько лет Яков Григорьевич благополучно руководил колхозом, а осенью тридцать четвертого года совершил трагическую ошибку. Во время уборки урожая колхозники из-за непогоды оставили на поле не более двух соток овса. Председатель посчитал, что ничего страшного в этом нет, убрали бы через день-другой. Но, видимо, по-другому рассуждала его односельчанка по прозвищу Громиха и донесла на председателя «куда следует». Я уже давно изучаю крестьянские судьбы тех лет и понял, что подобные личности, якобы радеющие за справедливость, а на самом деле обыкновенные злобные завистники, были в каждой деревне,  и даже не в единственном экземпляре. По доносу гражданки Л. И. Балабохиной Яков Григорьевич был арестован «тройкой» НКВД, объявлен врагом народа и осужден по 58-й статье на десять лет без права переписки. Изучая архивы, я выяснил, что отбывал свой срок Я. Г. Груздев в знаменитом «Дальлаге», был строителем Комсомольска-на Амуре. От непосильного труда и голода он скончался в 1937 году. В настоящее время Я. Г. Груздев полностью реабилитирован.

Не менее трагично сложилась судьба еще одного жителя деревни Татарки – Е. С. Лукшина. Евграф Степанович был сватом Я. Г. Груздева – их дети стали мужем и женой. Родился он в 1890 году. В самом начале Первой Мировой войны он был призван в армию и принимал участие в боевых действиях, выполняя свой воинский долг перед Родиной. Евграф Степанович  попал в плен и долгое время  жил в Германии, работал у одного бюргера, и, видимо, неплохо, потому что последний уговаривал его остаться в Германии и даже предлагал жениться на его дочери. Но сразу после заключения Брестского мира Е. С. Лукшин вернулся в родную Татарку к своей семье. 

Работа на немецкой земле заставила Евграфа Степановича по-новому взглянуть на ведение собственного хозяйства. У себя в деревне он занялся сельским хозяйством хуторского типа, и было в нем все необходимое: скотный двор, погреб, колодец с деревянным срубом, а по окружности хутора росли вековые липы. Под окнами большого и длинного 4-комнатного дома был разведен сад, где росли кусты черемухи, сирени и еще какие-то декоративные растения, привезенные, по-видимому, из Германии. На его сад приходили смотреть все жители деревни. Все хозяйство Е. С. Лукшина содержалось в идеальной чистоте и порядке. Лукшины запомнились жителям Татарки как чистоплотные, приветливые, тихие люди, которые ни с кем никогда не ссорились – Евграфу Степановичу удалось соединить в себе немецкую пунктуальность с русской душой и трудолюбием. Почти все свое время он проводил в работной, где делал ложки и половники. Но в 1937 году Евграф Степанович разделил судьбу своего свата Я. Г. Груздева – был арестован по той же самой печально известно 58-й статье, только не как враг народа, а как немецкий шпион. И срок ему дали гораздо меньший – 1 год лишения свободы. 

Спустя много лет перед самой своей смертью он рассказывал, как его пытали в НКВД, как подвешивали за руки к потолку и сутками не давали спать и выбили-таки  признательные показания – иначе не миновать было ему расстрела. По всей видимости, не было объективных улик против него, иначе долго бы еще Евграф Степанович не увидел родного села. Но воспоминания об унижениях, пытках и побоях, а также грозные требования о неразглашении всего, что происходило с ним в застенке, на всю жизнь, до самой смерти закрыли рот Евграфа Степановича на замок. В настоящее время Е. С Лукшин также полностью реабилитирован. В начале 60-х годов, в семьдесят с небольшим лет, Евграф Степанович умер и был похоронен на кладбище в родной Татарке.

У Груздевых и Лукшиных выросли замечательные дети и внуки.  Сын Г. Я Груздев сначала работал заведующим клубом в поселке Осинки, а затем длительное время мастером лесозаготовок, внучка Лидия стала преподавателем, а внук Виктор работает на Семеновском литейно-механическом заводе. Сын Г. С. Лукшина Тимофей жил в Москве и работал управляющим главком в Министерстве лесной промышленности, дочь Александра трудилась экономистом, а затем – продавцом сельмага. Права русская пословица, утверждающая, что от хорошего семени нет худого племени».

Изыскательскую и творческую работу Е. И. Новожилова невозможно переоценить. Его исторические «раскопки» заставляют каждого по-новому взглянуть на жизнь своих предков, поглубже копнуть корни своих родовых дерев. И. В. Терехов, родившийся в деревне Перелаз, а сейчас проживающий в Самарской области, прочитав в «Семеновском вестнике» статью о героях Первой Мировой (газету ему отправляют по почте родственники), обратился в нашу редакцию с огромной просьбой.

- Мой отец Василий Иванович Терехов (он родился в 1890 году) тоже был участником Первой Мировой войны, но мы, двое его сыновей, оставшиеся в живых из девяти детей, ничего не знаем об этой стороне его жизни, – рассказал он. – Брату моему Федору Васильевичу уже восемьдесят восемь лет, да и мне уже семьдесят четыре, разыскивать какие-то сведения мы уже физически не имеем возможности. Может быть, вам хоть что-то известно о нашем отце?

Эту информацию я передала Е. И. Новожилову, и он пообещал покопаться в архивах, только вот посетовал на недостаток свободного времени. Хочется надеяться, что эту трудную, но очень нужную краеведческую, изыскательскую эстафету подхватит молодежь. Пусть у каждого проснется гордость быть русским и появится желание подняться до своих славных предков.

Фото из семейных альбомов Груздевых и Лукшиных


Система Orphus
   
   

   

   
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel