Ирина КОЛОБОВА
08.12.2020 г.

Статья «Советская национальность», посвящённая всем рождённым в СССР и вышедшая в канун 7 ноября, вызвала весьма широкий резонанс.

В ней Владимир Юрьев рассказал о своём коммунизме и о своём советском Севере. Оказалось, что не только он с теплотой вспоминает холод и хранит память о лучших временах. Наша читательница Алевтина Жаркова не менее эмоционально рассказывает свою северную эпопею.

меня в жизни тоже был Север, – вспоминает Алевтина Владимировна, – но другой, чем у героя вашего материала. Я четверть века  прожила в Ямало-Ненецком автономном округе, в молодом городе Ноябрьске. Двадцать пять лучших лет!
Скажу честно, меня ни разу не напрягла ни полярная ночь, ни полярный день. Там всё было очень красиво, всё напоминало сказку. Двадцать пять лет в сказке! Мне теперь есть что вспомнить и о чём рассказать.

Летом в одиннадцать часов вечера солнце только-только начинает садиться, а в три часа утра уже встаёт. В полночь можно было читать, не включая свет, или спать, занавесив окна плотными шторами (чаще использовали одеяла). А для молодых это вообще – сплошная романтика, можно гулять и не расставаться. Кажется, молодёжь вообще не устаёт, до утра гуляет, а потом сразу на работу или на учёбу.
Днём, конечно, посложнее, жара доходит до +40. Зато за этот длинный полярный день успевает созреть черника, брусника, клюква. А осенью в лесах столько грибов, сколько я даже в нашем лесном краю не видела!

Полярная ночь – это отдельный разговор, она приходит в середине сентября.  К холоду привыкаешь, а вот к красоте привыкнуть просто невозможно. Удивляешься ей каждый раз заново.
Снова, как в сказке, каждый день. Темнеет часа в три дня, столбик на градуснике опускается до –50. Но ни одной ветринки, тихо, морозно, сухо. Деревья в инее такие красивые, что ни один художник не передаст! Каждая иголочка у сосен одета в своё неповторимое кружевное платье. Бежишь по морозцу и не чувствуешь его. И что характерно, ни припомню ни разу, чтобы из-за морозов вдруг встал общественный транспорт. Всё исправно работает. Заходишь с мороза в автобус, а там – тепло, уютно, чисто и спокойно. Никто не кричит, не ругается. Все люди удивительно доброжелательны и очень часто улыбаются.
Ноябрьск – многонациональный город. Владимир Юрьев правильно отметил – на Север ехали буквально из всех республик.  Даже названия магазинов в городе говорят о его многонациональности: «Украина», «Кама», «Ока», «Гаджи», «Славутич»… В этом городе не было ни злобы, ни зависти, ни корысти, ни межсоседских склок. А если даже и было в ком что-то такое, то за долгую зиму все отрицательные черты характера вымораживались.

Давно известно, что на Севере живут лучшие люди. Это южане привыкли к подаркам природы, к поблажкам и прочим плюсам. Им ни за что не нужно бороться, всё само даётся. А на Севере характеры закаляются, нельзя тратить силы на сиюминутные глупые и незначительные обиды и ссоры. Плохое действительно как будто вымораживается и остаётся только хорошее. И вот это хорошее остаётся с человеком на всю жизнь.
Известно, что до глубокой старости люди на Севере стараются не оставаться. Что ни говори,  а всё-таки это стресс, и на здоровье он отражается. Можно сказать, что Ноябрьск – город молодой во всех смыслах: и по своему возрасту, и по возрасту своих жителей ему где-то сорок лет. Самый лучший, трудоспособный и энергичный возраст. Поэтому для жизни людей здесь предусмотрено буквально всё. В городе четырнадцать школ, гимназия. Дети учатся в две смены, шесть параллелей всех классов. Педагогическое училище, медицинское, нефтяной техникум. Работают филиалы множества известных институтов.

Выпускники обеспечиваются работой, как это было когда-то в Советском Союзе. Там вообще в социальном плане как будто время остановилось. Просто настоящий оазис, где достаток, чистота, порядок. Город делает всё для людей, а люди платят ему трудом, любовью и бережным отношением. Образуют город промышленные гиганты: «Нефтегаз» и «Газпром». Было бы действительно стыдно и непонятно, если бы они держали своих людей в чёрном теле.

Я всю жизнь с теплотой и любовью буду вспоминать свой северный Ноябрьск. Но и с Семёновом мне повезло. Очень хороший город, и люди хорошие. Тоже ведь почти Север – север области, здесь тоже людям некогда тратить время и силы на склоки и размолвки. Соседи у меня прекрасные, мы практически – семья. Во дворе у нас есть беседка, летом мы собираемся за самоваром, делимся радостями и проблемами.

И если Ноябрьск привлекал меня своей молодостью, современностью, то здесь просто покоряет старинная архитектура. Так и хочется сказать огромное спасибо и руководству и людям за то, что всё это сохраняют, восстанавливают и берегут.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle