12.09.2020 г.

В Семёнове и его окрестностях в давние времена возникли различные промыслы. Их появление и развитие вытекало из самих условий жизни: малоплодородная земля, которая не могла прокормить, и окружение лесами, дававшими дополнительный заработок.

Чего только не умели делать из древесины кустари! В базарные дни по четвергам центральные городские площади были до отказа запружены всевозможными товарами. Тут и ложки, и игрушки, и короба, и плетюхи, и обозные изделия, и кадки, и санки, и дрань кровельная, и посуда точёная. Все это стекалось сюда с разных мест. Немало труда вкладывали мастеровые люди в промысел. Нередко в нём участвовали целые семьи. Чтобы свести концы с концами, кустари вставали в шесть часов утра, а ложились за полночь.

После революции жизнь ремесленников в корне изменилась. Коммунистическая партия выдвигает как неотложную задачу укрепление и развитие народных промыслов. Вскоре был издан первый декрет ВЦИК, подписанный В. И. Лениным, «О мерах содействия кустарной промышленности», который гарантировал неприкосновенность её предприятий – они не подлежали национализации и конфискации. Документ разрешал свободную торговлю изделиями кустарей. Мастера различных ремёсел были объединены в артели промысловой кооперации, ставшей новой формой организации труда.

В Семёновском уезде товарищества стали создаваться уже в первые годы советской власти. В 1925-1928 г. существовали промысловые, промыслово-кредитные кооперативы: Семёновское (городское) ложкарно-посудное и игрушечное, Кондратьевское, Елховское, Безводнинское, Озёрское, а также ложкарно-красильные и ложкарно-бельевые товарищества. Для развития производства им предоставлялись кредиты, сырьё и материал.

Для кустарей это было время больших перемен. Они сдавали готовые изделия на артельный склад и здесь же получали полуфабрикат и необходимые материалы. В целях координации деятельности артелей, оказания им помощи в расширении производства создаются межрайонные ложкарно-художественные союзы, объединяющие мастеров нескольких районов. В Семёнове такой ложкарный союз создается в 1932 году. Ремесленники освобождались от кабалы скупщиков и частных предпринимателей.
В конце 1929 года появляется Семёновское промысловое товарищество, при котором создаётся экспортный отдел. Кустари становятся членами этого товарищества, которое впоследствии составило ядро новой промысловой артели «Экспорт». Она объединила мастеров хохломской росписи, резных, полированных изделий, токарей и столяров, ложкарей, ковшечников. С самого начала предопределялось направление производственной деятельности – выпуск продукции на экспорт, для продажи за границей за золото.

В первоначальный период в артели насчитывалось около 100 человек. Художницам сначала приходилось выполнять все операции по заготовке изделий. Так работали около двух лет, пока не построили второй цех. Первый ассортимент был небольшой, он включал в себя хохломские изделия и резно-полированные. Выпускали и мебель – детские стулья, скамейки, кофейные столы. Писали изделия под фон и травкой.
В январе 1932года начал работу токарный цех. В нём установили 12 станков, на которых работали в две смены. Ассортимент изделий ограничивался немногими изделиями. Точили вазы, поставки разных размеров, сахарницы. Чтобы обеспечить надёжное качество токарного полуфабриката, рабочим давали рисунки, разработкой которых занимался Г. П. Матвеев. Эскизы позволяли точить деревянные заготовки без искажения формы.
Коллектив столяров складывался одновременно с другими. Они делали превосходные шестигранные и круглые столы, детские стулья, скамейки, щитки для подноса.
В 1932 году коллектив впервые принимает участие в выставке. Она проводилась в Москве в честь десятой годовщины Промысловой кооперации. Среди экспонатов – различные поставки, вазы, чашки, ложки. Артель была награждена Дипломом первой степени «За высокую технику работы и широкую организацию производства хохломских изделий».

В 1936 году экспонаты артели впервые в истории предприятия выходят на Всемирную выставку. Парижане и туристы были в восторге от хохломы. Блеск золота вводил в заблуждение зрителя – вещи казались очень дорогими. А узнав, что они доступны каждому, интересовались, где их можно купить. Хохломские изделия на выставке в Париже получили высокую оценку, а артель «Экспорт» была награждена Золотой медалью. В этом же году изделия экспонируются на выставке в Москве, где демонстрируется расширение ассортимента токарных изделий, появление новых интересных композиций письма. Во второй половине 30-х увеличился выпуск продукции на внутренний рынок. Стали больше делать солонок, чайниц, сахарниц, ваз для фруктов, ваз-цветочниц. Тридцатые годы явились значительным этапом в развитии хохломы. В это время начали возрождаться лучшие традиции этого искусства.

Мирные трудовые будни нарушила война, которая с первых дней наложила свой отпечаток на работу артели. В цехах всё перестраивалось на военный лад. Токарный цех переключился на точку банников для чистки стволов артиллерийских орудий, ручек к сапёрным лопаткам, стоек разборных. Столярному цеху увеличили задание на изготовление лесных лыж. Был организован участок по изготовлению спичек. В художественном цехе с первых дней возникли фронтовые молодёжные бригады. Они брали повышенные обязательства по росписи изделий и ложки и, как правило, перевыполняли их. Художницы писали ложку «травкой».

В апреле 1943 года проводится выставка художественных изделий, вырабатываемых предприятиями нашей области. Артель представила более двух десятков экспонатов. На выставку приходили зрители, радовались прекрасным вещам. Уполномоченный управления промкооперации при СНК РСФСР по Горьковской области и комиссия по оценке экспонатов отметили «высокую художественность» изделий хохломы и наградили артель Дипломом первой степени. Выставка придала мастерам новые силы в дальнейшем развитии производства высокохудожественных изделий.

Наступил долгожданный мир. В первый послевоенный год в артели насчитывалось немногим более 300 человек, включая бывших фронтовиков. Чтобы эффективнее решать задачу увеличения выпуска изделий, правление разукрупняет художественный цех. В этот период формирование творческого коллектива неразрывно связано с именем Г. П. Матвеева, ставшего главным художником. Он организует учёбу молодых мастеров, создаёт новые рисунки, формы изделий. В 1947 году Г. П. Матвеев передаёт обязанности главного художника Е. Ф. Сенниковой. Она создает эскизы подарочных наборов, серию новых интересных рисунков, сама пишет многие вещи. В послевоенные годы появляются бокал на ножке, пенал круглый, бочата разных размеров.

Развитию творчества во многом способствовала конференция мастеров хохломы Семёновской и Ковернинской артелей. Конференция была очень полезной для дальнейшего развития хохломского искусства. В это время партия за партией создаются и направляются новые образцы на рассмотрение областного художественного совета. Многие изделия получают одобрение и внедряются в производство. Страна залечивает послевоенные раны, набирает темпы промышленность. Промысловая кооперация на основе подъема тяжелой индустрии получила широкое развитие.

Материал предоставлен МТЦ «Золотая хохлома» (по материалам книги В. Красильникова «Наша Хохлома»)


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel