Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 776

06.06.2020 г.

С незапамятных времён народные календари-месяцесловы соединяли в себе как веками накопленные знания о родной природе, так и бытовые обряды, обычаи.

Поскольку народные календари были устные, они нуждались в канве, которая облегчала бы запоминание дат. Этой канвой стали со временем святцы – перечень почитаемых церковью праздников. Однако месяцесловы гораздо старше и всё-таки дошли до наших дней.

Июнь – почин лета, румянец года, звался славянами изоком – месяцем кузнечиков. А работы, забот было крестьянину в перволетье раннее предостаточно: и сев кончай, и навоз на поле вози под зябь, и сенокос начинай. «Поводит июнь на работу – отобьёт от песен охоту». Нет же, не отбивал: как раз на июнь выпадали знаменитые «зелёные святки», хороводы «русальной недели», когда белая берёза именинница. Пришли обычаи, хороводы, и песни этого периода из глубокой древности, отдалённой от нас десятками веков…

В народном календаре неделя, предшествующая Троице, была особо насыщена ритуалами, связанными с растительностью. В Нижегородском крае открывал обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества Семик – девичий праздник, включавший девочек-подростков в разряд невест:

Как у нас, у девушек,
Есть три праздничка:
Семик честной, Троица,
Третий – Купальница…

Основным событием Семика, носившего языческий характер праздника, было завивание или украшение ритуального дерева, чаще всего, молодой берёзки. На берёзу девушки вешали свои венки, сплетённые из цветов или веток, «рядили» цветными лентами, лоскутками. Вокруг деревца водили хороводы, оставляли его в лесу, в поле до Троицы, потом развивали. Могли приносить в селение, ставили у дома, а в Троицу топили в реке.

Бытовавший ритуал «кумления» между девушками, близкими подружками, происходил всегда попарно в поле, лесу или селении. Целование сквозь воротца из листьев и цветов, сквозь венок, через яйцо сопровождалось приговорами: «Давай, кума, кумиться, до Троицы не браниться». Своего рода посестримство могло быть от нескольких дней до года и даже до конца жизни.
Заключённый союз скрепляли обменом специально приготовленной для этого случая ритуальной пищей: яйцами, лепёшками. Обменивались и вещами – крестом, платками. В Семёнове и на Ветлуге девушки обменивались платьями. Совместная трапеза девушек проводилась под берёзкой в лесу или в селе после обхода дворов, ради сбора угощений. Трапезу составляли: яичница, пироги с зелёным луком, яйцом и пшенной кашей. По воспоминаниям жительниц деревни Богоявление, часть трапезы отдавали берёзке: «Яичницу из плошки берём каждая по ложке, а что осталось – в куст ставим, тут и оставляем».

«Семик честной, пирог пресной
С яишенкой, с яичками…»
«К вам (берёзки) идут красны девушки,
Несут яйца да яишенку».

Церковь строго запрещала празднование языческого разгульного Семика, который по значению всё же уступил место церковному Дню Святой Троицы.
«Скоро, скоро Троица, земля травой покроется», – приговаривали повсеместно в старину. В этот день церкви, дома и дворы украшали зеленью: молодыми деревцами, их ветками, травой, цветами. Утром ветки берёзы святили в церкви и по возвращению украшали жилище. Прикрепляли снаружи дома – к окнам, дверям. Внутри ставили в красный угол к иконам. Троицкую зелень, особенно, ту, что украшала церковь, считали средством охранительным – от нечистой силы, пожара, грызунов, также давали её скотине в случае болезни. На севере Нижегородского края было принято хранить сухие берёзовые ветки, «чтобы в гроб класть».

Троица была днём всеобщего гуляния. Гуляя вдоль селения, шли артелями, с гармошками. Проходили сборы молодёжи на поляне, у реки. Главное место среди развлечений занимали хороводы, которые водили девушки. Парни устраивали кулачные бои. Вечером все жители деревни отправлялись к реке, куда несли топить берёзку. Такое действо должно было обеспечить поля рождающей силой земли, напитать их влагой.

В Троицу, как и в другие переломные моменты календаря, было принято гадать. Гадали по растительности: венкам, травам, по берёзке – символу праздника. Это были гадания о жизни и смерти, о браке и любви. К редким принадлежит гадание на ложках, которое больше связано с темой урожая и плодородия. В Нижегородском Заволжье, в снятой в праздник избе, девушки подбрасывали ложки вверх и приговаривали на рожь: «Пусть рожь такая хорошая, высокая уродится, как высоко ложка поднимется!».
Бросали также на дерево после совместной еды под берёзкой: если зацепится за ветви – быть просватанной.
Поминание умерших было важнейшей составляющей семицко-троицкой обрядности. Как известно, официальным днём поминовения усопших, установленным русской православной церковью, считалась родительская суббота. Но в народной традиции Нижегородчины обычай посещать могилы был приурочен к какому-либо празднику – Семику, Троице или Духову дню. В этот день на кладбище ходили с берёзовыми ветками, освящёнными в церкви, украшали могилы, устраивали праздничную трапезу для умерших. В северных районах края до сих пор сохранился обычай поминать заложных и безымянных покойников.

День Святой Троицы – один из самых любимых и почитаемых народом праздников. Святая церковь в эти дни молится о даровании всем благодати Духа святого, а также поминает усопших. Зелёный тон празднества – цвет животворения и вечной жизни. А цветущая природа – напоминание о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.

Н. ВАВИЛОВА,
научный сотрудник музея


Система Orphus

Читать также...

Комментарии для сайта Cackle