Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 847

Самое дорогое в жизни – это дети и внуки, наши наследники. Меня как педагога, как маму и бабушку очень беспокоит то, что происходит в нашей системе образования.

Зачем изгнали героев

Из школьной программы по литературе «изгнали» Маресьева, Павку Корчагина, молодогвардейцев и прочих литературных героев, служивших образцами для подражания для многих поколений.

Получается, что наших детей и внуков стали готовить к «успешной» жизни – той, которая отрицает героизм, самоотверженность, искренность, честь, совесть. Всё то, что делает человека человеком!
Наша идеология круто поменяла своё направление. Большинство нынешней молодёжи или зависит от гаджетов, или беспринципно пытается разбогатеть любыми способами, невзирая на моральные устои и человеческие ценности. Пропаганда золотого тельца, грубости и насилия в СМИ зашкаливает. Дети с ранних лет видят, что многое в этой жизни продаётся и покупается. Горько и грустно от этого на душе…

А мы теперь не учителя, а «училки». Да, какие времена, такие нравы. Успешность и конкурентоспособность – самые главные слова в нашей системе образования, даже человечность выбросили за борт, заменив её модным иностранным словом «толерантность».
Мне очень жаль нынешних детей, у них отобрали веру в светлое будущее. Вместо этого «пепсикольному» поколению, предложили пресловутое ЕГЭ, два иностранных языка, сокращение числа уроков естественных дисциплин и «технологии» (так именуются нынче в учебном плане уроки труда…
Ежедневно на всех каналах критикуем Украину, а о том, что происходит в нашей стране, стараемся умолчать… Скажите, кому всё же помешали молодогвардейцы из романа Александра Фадеева? Зато нужен второй иностранный язык, когда дети с одним едва справляются… Во многих школах и один иностранный язык вести некому, особенно в сельских, а тут – вот вам ещё. Так хочется уже кричать: «Остановитесь, что вы делаете? Хватит экспериментов над бедными детьми!» Увы и ах, большинство молчит и всё принимает как должное… Печально. Куда подевались передовые люди нашего многострадального Отечества? Кто остановит эти нескончаемые реформы в образовании и не только? Вот о чём надо говорить, а не обсуждать бесконечно господина Зеленского и звёзд шоу – бизнеса. Я – борец по натуре, но и у меня опускаются руки. Часто вспоминаю стихотворение Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» – актуально до сих пор. А уж «кому на Руси жить хорошо», вы сами прекрасно знаете… И кто – герои нашего времени…

Права против умения

«Человек может стать человеком только путём воспитания. Он – то, что делает из него воспитание», – говорил И. Кант. И с этим не поспоришь: создаёт человека природа, но развивает и образует общество, и от того, как оно это делает, зависит наша дальнейшая жизнь.

Прочитала материал «Урок с тряпочкой», опубликованный в «СВ» 21 марта, и захотелось поделиться своими мыслями по поводу воспитательной системы наших школ.
Мой педагогический стаж 34 года, из них 15 лет я проработала организатором внеклассной работы, 10 лет – завучем по учебно-воспитательной работе. Эта тема мне близка и знакома.
Мы разрушили воспитательную систему советской школы, а взамен по сути так ничего и не создали. Последнее время радует усиление патриотического воспитания, создание новых общественных детских организаций. Это направление нужно продолжать и усиливать, чтобы наши дети выросли настоящими гражданами своей страны, а не иванами, не помнящими родства. Нужно воспитывать у учеников уважение к истории своей страны, какая бы она ни была…
Отдельной строкой в воспитательной системе наших школ стоит трудовое и нравственное воспитание, где тоже немало вопросов: на ком воспитывать, и как? Труд создал из обезьяны человека, труд облагораживает человека, отличает его от всех представителей животного царства. Но почему-то чиновники от образования ухватились за Конвенцию о правах ребёнка, и полностью запретили детский труд в школах, даже мытьё полов и школьную практику, мотивируя тем, что любой труд должен быть оплачен...
В этом вопросе мы дошли до полной крайности. Дети, воспитывающиеся в детских домах, ничего не делают – за них работает обслуживающий персонал. На выходе во взрослую жизнь такие дети ничего не умеют, и им тяжело приспосабливаться к самостоятельности.
В школьной программе сократили количество уроков труда, в девятом классе вообще убрали из учебного плана, как и черчение.
А в малокомплектных школах нет специалистов, и эти уроки ведут педагоги, у которых маленькая учебная нагрузка. Уроки технологии не готовят к повседневной жизни – много ненужной теории, а практики мало. Я, например, научилась вязать и готовить многие блюда на уроках домоводства. Моя дочь училась в школе-интернате для одарённых детей, так вот там дети полностью себя обслуживали сами. Многие научились мыть полы, заправлять кровать, содержать свою одежду в порядке самостоятельно, без нянек. От того, как мы построим воспитательную систему в нашем образовании, зависит наше будущее, и это не высокопарные слова, а необходимая действительность.

Людмила ЗОТИНА