Александр ГРАДУСОВ
14.01.2014 г.

В нынешнем году Овсянковская школа отмечает свой 135-летний юбилей. Уже прошлой зимой началась подготовка к этой знаменательной дате: ребята вместе с преподавателями навестили местных старожилов, записали их воспоминания о годах учебы, сделали копии старых фотографий.

Подготовка к празднованию возобновилась осенью. Педагоги долго и тщательно прорабатывали сценарий предстоящего торжества (состоится оно, по словам директора школы Л. Л. Осокиной, уже скоро – в феврале), в коридоре оформили любопытнейшие стенды с фотографиями, а на особом месте разместили воспоминания выпускников и учителей. Среди них – добрые слова о школе и педагогах А. В. Окуневой, О. Н. Широковой, С. В. Калининой, А. С. Кудряшовой, Т. М. Максимовой, Ф. А. Панкратовой, Г. И. Кувшиновой, Г. В. Шумиловой. 

Директор Людмила Леонидовна предложила мне написать свои воспоминания о школьных годах – на стенде как раз осталось немного свободного места. Что школа оставила в моей памяти? Какую роль сыграла в жизни? 

…Несколько недель, а может и месяцев, ушло на то, чтобы привыкнуть к школе после детского сада, хотя наш первый класс размещался в том же здании. Приходили давно знакомые воспитатели: Галина Леонидовна Авдеева, Александра Витальевна Окунева, няня Нина Владимировна Орлова. Медсестра Надежда Витальевна Угарова по-прежнему каждое утро приносила желтенькие витаминки и раздавала всем по штучке. Мы, как и прежде, съедали их с большим удовольствием.

1 сентября 1995 года. Первый класс. Линейка. Море цветов. Особенно запомнился букет, который принес одноклассник Андрюшка Сулоев – этот букет сплошь состоял из диких полевых цветов, а стебли были перевязаны проволокой, блестевшей на солнце… На празднике я рассказывал два стихотворения. Третья строчка в одном из них («Мы хорошие оценки...») вылетела из головы, и потому получился казус: «Мамы, мы очень вас любим / И не будем огорчать. / … / Обещаем получать». Потом родительницы шутили: «Чего это он обещал получать-то?»

Со своей учительницей мы познакомились еще зимой, когда были «детсадовцами» – Валентина Николаевна Суханова несколько раз приходила в старшую группу и смотрела, как мы играем, рисуем, чем занимаемся. А первого сентября на линейке Надежда Аркадьевна Смирнова, преподавательница истории, подошла к нам, первоклассникам, и тихонько сказала: «Цветы дарите вон той учительнице», – и показала на Валентину Николаевну. Но мы и так уже хорошо ее знали. 

По итогам первого учебного года Валентина Николаевна награждала своих подопечных. Призами служили шоколадки, причем разным ученикам доставалась разная долька: кто учился получше, для того и кусочек был побольше, кто похуже – тому поменьше. Мне досталась целая шоколадка. Вот было радости!

Наш класс был одним из самых больших в школе – 22 человека, и к каждому В. Н. Суханова сумела найти свой особенный подход. По характеру она человек очень добросовестный, ответственный, настойчивый, справедливый. Именно она привила мне любовь к порядку и организованности. 

У Валентины Николаевны был красивый, аккуратный почерк, и от своих учеников она требовала такого же. Однажды, будучи первоклассником, я получил после проверки тетрадь, где нужно было правильно написать соединение букв «о» и «с». У меня никак не получалось это соединение, я не мог понять, как же нужно сделать, и в итоге несколько строчек с моими кривыми «о» и «с» были исправлены – заново выведены аккуратным почерком Валентины Николаевны. Да и потом, на протяжении всей начальной школы, она добивалась от нас каллиграфического письма.

В. Н. Суханова много знала, многому нас учила, но и строго спрашивала. Однако нам впоследствии это пошло только на пользу: в среднее звено мы пришли хорошо подготовленными, и наш класс был одним из самых сильных. 

С начальной школы у меня осталось много поделок, изготовленных на уроках труда: бумажная корзиночка с голубыми цветами на стебельках-проволочках – подарок маме на 8 марта 1996 года (она хранится у нас дома до сих пор), панно из цветных лоскутков, вязаная карандашница в виде собачки, отличный ежик, открытки из бересты, различные композиции из цветной бумаги и соломы. Еще рисовали выжигателем на фанере, делали аппликации из сушеных растений…

По окончании третьего класса Валентина Николаевна дала нам задание на лето – насушить разных цветочков и листочков, чтобы на первых же сентябрьских уроках сделать картинку из растений. За целое лето я ничего не насушил. Началась учеба. Вдруг учительница объявляет, что на завтрашний урок труда необходимо принести заготовленные за лето растения. Меня даже в жар бросило: я думал, что она забудет про свое задание. Чуть не плача, я пошел к бабушке и вместе с ней начал искать по огороду какие-нибудь особенно красивые травинки и засовывать их на просушку в толстую растрепанную книжку, надеясь, что до завтра они высохнут. Но листки не высохли. Однако Валентина Николаевна предполагала, что наверняка кто-нибудь окажется в подобном положении, и благодушно разрешила воспользоваться своими собственными заготовками. 

Важным моментом оказался переход из начальной школы в среднюю. Классным руководителем у нас стала Надежда Геннадьевна Куклина, которая вела у нас литературу. Другими преподавателями в то время были Татьяна Ивановна Калинина (русский язык), Антонина Александровна Харитонова (математика), Надежда Аркадьевна Смирнова (история), Светлана Викторовна Калинина (рисование, музыка, география, ОБЖ), Татьяна Михайловна Максимова (естествознание и сельхозтруды), Фира Анисимовна Панкратова (немецкий язык, она же – директор школы), Людмила Леонидовна Осокина (физкультура), Владимир Николаевич Кувшинов (физика), Галина Ивановна Кувшинова (экономика). 

Самое яркое впечатление оставила Татьяна Ивановна Калинина. Уже на первом уроке она, знакомясь с классом, сказала: «Я ведь строгая учительница». И это, действительно, оказалось так. Каждое правило мы учили назубок. Я уважал Татьяну Ивановну за ее глубокий профессионализм, превосходное знание предмета. На ее уроках бывало иногда и весело, но случалось, что, как говорят, было слышно, как муха пролетает. Она держала нас в ежовых рукавицах. Однако именно те знания, которые я получил, учась у Татьяны Ивановны, и определили мое дальнейшее пристрастие к русскому языку и литературе, а позднее и выбор профессии. Кстати сказать: и на экзаменах в институте пригодились правила, выученные именно в пятом классе, – это без всякого преувеличения. 

В том же году я начал буквально до изнеможения учить уроки. Сестра Людмила, учась в Семенове, вечерами возвращалась домой и в половине седьмого утра снова уходила на автобус. Я вставал в это же время и повторял все уроки, проштудированные накануне. Устные задания всегда учил наизусть – полностью, весь параграф от первого слова до последнего или пересказывал очень близко к тексту. На это уходило огромное количество времени, но зато за устные ответы с пятого по восьмой класс я получил четверку, пожалуй, только один раз. 

Очень любил немецкий язык. Учительница Фира Анисимовна была умной, спокойной, доброжелательной и пророчила мне иняз. 

Хорошие воспоминания оставила Надежда Аркадьевна Смирнова – учитель истории, краеведения, граждановедения, мировой художественной культуры. Она обладала твердыми знаниями по своим предметам, кроме того, была веселой, располагающей к себе. Спрашивала строго, но и рассказывала очень интересно и увлекательно. На таких уроках мне больше никогда не доводилось бывать.

Помнится, в конце пятого класса мы ходили в поход к деревне Чудову, в седьмом и восьмом – за Большую Погорелку, причем в восьмом классе – с ночевкой. 

Весной вскапывали и засаживали картошкой большой пришкольный участок. Осенью повара делали вкусный компот из черноплодной рябины – «черноплодки», которая в изобилии росла вокруг школы. Мальчишки по поручению Владимира Николаевича Кувшинова ходили в лес за черенками для лопат и швабр. С каждого урока труда двоих-троих отправляли на «губу» –  чистить картошку: эта повинность в школе была всегда и у всех. Повар Ольга Леонидовна Широкова не успевала одна начистить картофель для ста двадцати учащихся, и потому ученики и технички – тетя Люда Пантелеева, тетя Нина Горякова, тетя Нина Потехина – помогали ей. Простой обед – суп с рыбными консервами или жидкую рисовую кашу – мы съедали с огромным удовольствием. 

Вспоминаются и «огоньки»: Осенний бал, новогодние вечера, празднование Дня защитника Отечества, 8 Марта… И еще – 17 мая 2002 года, когда нас принимали… в пионеры, потому как в школе решили возродить организацию «красногалстучных».

Звонок в школе был обычный – металлический, старый. Техничка шла по коридору и звонила. Это теперь появился современный электрический звонок с различными мелодиями, а прежний «ветеран» лежит в учительской на полочке – его берут уже только в торжественных случаях, например, 1 сентября или 25 мая. 

Школьники неоднократно помогали колхозу, а точнее СПК «Боковскому» убирать картошку и лен. По окончании работ на поле приезжали председатель хозяйства Михаил Петрович Куликов и агроном Мария Гавриловна Резайкина – вместе с вкусными рулетами и лимонадом... Да и денежное вознаграждение у нас тоже, помнится, какое-то было.

Каждый год у нас отмечали День учителя. На праздничный концерт приходили педагоги-пенсионеры: Нина Ивановна Бухалова, Антонина Ивановна Тренина, Антонина Ивановна Смирнова, Лия Петрова Масленникова, Валентина Федоровна Левченко, Фаина Вячеславовна Лесуновская, Борис Иванович Дунаев. Особенно поражал Борис Иванович – о его возрасте по сельсовету ходили легенды. Последний раз на День учителя он приходил в 2000 году – в возрасте 89 лет. Потом Татьяна Ивановна Калинина на уроке литературы, делясь своими впечатлениями о празднике, сказала: «Каким я знала Бориса Ивановича тридцать лет назад, таким он остался и сегодня».

За последнее время школа сильно изменилась. Сейчас ее возглавляет Людмила Леонидовна Осокина. Внедрена принципиально новая система обучения: на смену обычным четвертям пришли триместры, ускорена модернизация за счет использования мультимедийных средств. Вместо немецкого языка теперь изучают английский. Произведен отличный ремонт всего здания (кстати, в ноябре исполнилось полвека, как оно начало функционировать), оборудован компьютерный класс. 

Десять лет прошло с момента окончания школы, но по-прежнему для меня остается интересным все, что происходит в стенах родной Овсянковской alma mater.

Фото предоставлены автором


Система Orphus
   
   

   

Март 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel