28.03.2020 г.
Многие в нашем городе проходят или проезжают мимо этого обыкновенного дома на улице Свердлова, не зная, что жил здесь удивительный человек.
Наш сегодняшний исторический экскурс – это дань памяти и уважения настоящему подвижнику и замечательному учителю Николаю Александровичу Волкову.
Ксожалению, нам не удалось найти родственников Николая Александровича, но его хорошо помнят ученики школы, которым теперь далеко за семьдесят.
В большом зале нашей школы висит стенд, посвящённый возглавлявшим её в разное время директорам. С одной из фотографий на нас смотрит серьёзно и строго мужчина, а под фото скупая подпись: Н. А. Волков, 20-е годы.
Всего одна строчка, а за ней – насыщенная и увлекательная жизнь человека, круг увлечений и интересов которого был просто поразителен!
Он родился в 1892 году в Богородском районе Нижегородской губернии, а в 1902-м семья переехала в Семёнов. Мальчик получил хорошее образование: духовное училище, затем – Московская духовная академия. В советское время специальной комиссией ему был выдан аттестат преподавателя русского языка и литературы.
Его педагогический путь начался в 1918 году в нашей школе №1. С 1923 по 1927 год он возглавлял школу. Время было трудное, голодное, многого не хватало, но Николай Александрович успешно справлялся со своими обязанностями.
Затем по семейным обстоятельствам он несколько лет проработал в городе Лысково. Вернувшись в 1934 году в Семёнов, он работает учителем русского языка и литературы, а после профессиональной переподготовки начинает вести уроки географии и заниматься любимым делом – изучением родного края. Николай Александрович был влюблён в родную природу и любовь эту сумел передать своим ученикам.
Великая Отечественная война внесла свои изменения в жизнь школы: вместе с ребятами он убирает урожай в Беласовке и Федосееве, трудится на разработке торфа на Ситниковских болотах. За самоотверженную работу он был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В тяжёлом первом послевоенном году Николай Александрович становится организатором и первым директором Семёновской музыкальной школы. Сам он был ещё и хорошим скрипачом. Первый её выпуск был выпуском Волкова.
А в 50-е годы он ведёт большую краеведческую работу, вместе с ребятами совершает экспедиции по нашим рекам. Он был убеждён, что краеведение – это краелюбие. А ведь нельзя любить то, чего не знаешь.
Обобщение итогов этих экспедиций будет настолько глубоко научно, что материалом заинтересуются в Горьковском университете, а областной краеведческий музей включит его в сборник по истории Горьковской области.
В нашем школьном музее хранится экземпляр книги «От истоков до устья Керженца», изданной Горьковским институтом усовершенствования учителей в 1956 году. Давайте откроем эту книгу, напечатанную на пишущей машинке и проиллюстрированную множеством чёрно-белых фотографий, сделанных самими участниками экспедиций (учениками школы) под руководством Николая Александровича.
«Керженец!.. Сколько прекрасных воспоминаний связано с этим названием» – такими словами начинается книга. Зная Керженец лишь в средней его части – у деревень Гавриловка, Мериново, Взвоз, – школьники той поры поставили для себя задачу изучить реку на всём её протяжении: от истоков до устья. К истокам они и отправились.
Группа была поделена на звенья, каждое из которых занималось определённым видом работ. Ребята под руководством учителя проводили серьёзные исследования: изучали рельеф Заволжья и то, как он повлиял на направление и характер течения Керженца, устанавливали влияние климата на режим реки, исследовали и описали истоки Керженца, а также его среднее и нижнее течение, проанализировали разрушительную и созидательную силу реки, познакомились с прошлым и настоящим населения, проживающего по берегам, оценили природные богатства бассейна реки, то, как они используются современниками и каковы перспективы использования этих богатств в дальнейшем.
Много интересного, уникального материала собрали ученики. Узнали ребята о многочисленных притоках Керженца, о том, что на реке прорыты каналы, построены водяные мельницы. Даже гидростанции преграждали в то время её русло. Например, Зимёнковская гидростанция снабжала электричеством город Семёнов и ближайшие колхозы. В верховьях Керженца ежегодно сплавлялось до 35 тысяч кубометров леса, преимущественно строевого.
Они узнали, чем занимаются жители деревень, расположенных на берегах реки, познакомились с историей этих мест, легендами и преданиями.
Вдоль Керженца ребята под руководством учителя местами шли берегом или же справлялись по воде на самодельных плотах. Часть пути проехали на машине, от Лыскова до Горького – на пароходе и на поезде вернулись из Горького в Семёнов. Общая протяжённость обеих экскурсий от истоков до устья Керженца и обратно составила 491 км.
В музее школы хранится черновой вариант ещё одной книги Н. А. Волкова – «Историко-географический очерк города Семёнова» и небольшая часть сохранившихся фотографий, которые должны были иллюстрировать этот текст. В книге автором собран интереснейший материал о городе с момента его возникновения до конца 60-х годов ХХ века.
Здесь – данные исторических документов, воспоминания жителей города, материалы местных газет и экспедиций самого Николая Александровича, а также легенды и предания нашего края.
После выхода на пенсию Николай Александрович активно занимался общественной деятельностью, дважды избирался депутатом городского совета и не прекращал краеведческую работу. Он обобщал собранные материалы, знакомил с ними жителей города.
Давно нет Николая Александровича – он ушёл из жизни в 1975 году, но остаётся память об учителе, увлечённом человеке, преданном своим идеалам и своей Родине.
Наш земляк, ветлужанин, русский философ В. Розанов считал, что «чувство Родины должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо. Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием». Как у Николая Александровича Волкова.
М. ЗВЕРЕВА,
Л. ШТУРМИНА,
учителя школы №1