26.10.2019 г.

В последнее время в нашем городском округе отмечают Дни деревень, сёл, посёлков…

Такие праздники объединяют людей в одну дружную семью, сохраняя у них любовь к своей малой родине, что, несомненно, радует. А ведь не так давно в каждой местности придерживались православной традиции отмечать престольные праздники. Молодёжь вряд ли имеет представление об этом, а вот для людей старшего поколения почитание праздника и всеобщее гуляние «на престол», возможно, осталось одним из самых ярких воспоминаний детства и юности.

На Руси престольные праздники возникли после принятия христианства, с началом строительства храмов. Церкви освещались во имя какого-либо святого, объявляемого покровителем верующих данного прихода, либо в память события церковной истории. Установленный в честь этого праздник, считался храмовым или престольным и пользовался особой популярностью среди жителей этого селения.

На левом берегу реки Керженец находится деревня Быдреевка, образованная в конце XVII века на месте бывших бортных ухожий Макарьев-Желтоводского монастыря. В Быдреевской пустыне в 1712 г. была возведена и освящена первая деревянная церковь в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. В 1823 году церковь сгорела. Спустя три года в селе Быдреевское было завершено строительство новой каменной Крестовоздвиженской церкви с двумя престолами: в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и с приделом во имя преподобного Макария. В исторических документах есть сведения о том, что в 1888 году общее число прихожан составляло: 1373 мужчины, 1553 женщины, в том числе раскольников: 268 мужчин и 325 женщин. В 1904 году в приходе числилось 12 деревень, 4 земских школы; православных жителей: 1703 мужчины, 1786 женщин; раскольников: 581 мужчина, 600 женщин (ист. «Адрес-календарь Нижегородской епархии 1888 г.», «Адрес-календарь Нижегородской епархии 1904 г.»). В 1930-е годы храм был разграблен и закрыт.

В настоящее время храм в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня восстановлен, с 2010 года действует и находится на территории Крестовоздвиженского Епархиального женского монастыря. Прихожанами церкви, как и ранее, всё так же являются жители близлежащих деревень Безводное, Пыдрей, Шалдеж, Олониха, Клюкино и других. В недавний день «престола», 27 сентября, прошла Божественная литургия и был совершён крестный ход вокруг храма. Звучали поздравления и благодарственные слова в адрес игумении и насельниц монастыря, тех помощников, кто трудом и заботой помогает монастырю в его житейских нуждах. И, как всегда, для прихожан был организован щедрый и вкусный обед от монастыря.

А как же справляли в керженском крае престольные праздники в былые времена?
Мнения всех коренных жителей окрестных Быдреевке селений сводятся к одной фразе: «Гуляли очень весело, так сейчас и не празднуют!». Да, несмотря на то, что храм уже не действовал, праздники почитали и отмечали широко. Вера в народе была крепка, устои и обычаи предков ещё долго сохранялись последующим поколением XX века.

Старейшие поселенцы деревни Быдреевка Т. Г. Фёдорова (1937 г. р.) и Н. П. Лукашов (1946 г. р.) вспоминают, что храмовым праздником в деревне считался «Макарий летний» в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского (7 августа) и Воздвижение Креста Господня (27 сентября). По их рассказам, «бывало, праздновали и по несколько дней. Съезжались родственники, молодёжь из соседних деревень». Празднество выливалось в гуляния с застольями, прогулки вдоль деревни с гармошкой.

Дачница Ирина (1956 г. р.) делится впечатлениями детства:
- Всё лето я проводила у бабушки Прасковьи Савельевны Лекаревой (1896-1982 гг.). Её дом стоит и поныне на берегу реки, у самой церкви. Бабушка была старообрядкой, на гуляния никогда не ходила. Вставала в четыре утра и долго молилась, потом уходила в лес за ягодами. Позже она перекрестилась-таки в храме села Светлое, куда и отдала свои старинные иконы.
Прихожанка Быдреевского храма К. И. Климина (1930 г. р.)  из деревни Безводное и Л. М. Рябкова (1941 г. р.) из Олонихи помнят, что престольными праздниками в Безводном были «Макарий зимний» – 1 февраля, в честь преподобного Макария Великого, и «Никола летний» – 21 мая, в честь святого Николая Чудотворца. В деревне Пыдрей праздник отмечали на другой день после «Николы летнего», а в деревне Клюкино – 4 декабря, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, и в Ильин день – 2 августа. В Олонихе престольными праздниками считались Заговенье на Петров пост и в Новый год, в деревне Мошна – Михайлов день, 21 ноября.

- Праздновали с размахом. Столы накрывали. Молодёжь у тётки Натальи, многодетной, дом снимала. Все плясали да пели. Чего греха скрывать, случались и драки – из своей и из других деревень сталкивались, – рассказывает Капитолина Ивановна Климина. – Родители были строги – не всякий раз пускали в другие деревни на «престол». Отец – старообрядец, а мать церковная. И бабушка, и мать всегда в церковь ходили, и я с детских лет. Из дому не выходили, не перекрестясь. В Быдреевке храм закрыт был, так в 15 лет, помню, тётка нас, ребятишек, водила в село Светлое по воскресеньям. Выходили загодя, брели долго лесными тропами. Ночевали у кого-либо в деревне.

В 1910 году в деревне Шалдеж была построена деревянная церковь Рождества Христова. В советские 1930-е годы храм закрыли, в здании разместили клуб и библиотеку. В 1960-м церковь была полностью разрушена. По словам местных жителей, раньше в храме было два придела: в честь Рождества Христова и Владимирской Божией Матери. «На Владимирскую, на «престол», 3 июня, во времена наших родителей крестным ходом поля освещали на новый урожай. Устраивали застолья: щи серые с мясом, гулевник или яблочник из картошки, губник с солёными грибами, молоком и яйцами – всё из печи; бруснику мочёную, в меду, самогон был. Бывало, парни из одной деревни на соседских в драку лезли. Из-за невест согласия не находили, – вспоминают жители.

В 2015 году на деревенском сходе в Шалдеже было принято решение о возведении небольшой деревянной церкви в честь Рождества Христова. Сегодня трудом и пожертвованиями многих людей строительство ещё продолжается, но двери храма уже открыты для прихожан: в тёплое время года священнослужителем совершаются молебны и другие требы.

…Небольшая и тихая деревня Гавриловка на правом берегу реки Керженец нынче почти целиком как и другие деревеньки, заселена дачниками (впрочем, как и многие другие деревни). Но многие из них, хотя и живут постоянно в городе, всё лето проводят в своём родовом гнезде. А. П. Тихонова и Г. К. Хмуркина вспоминают, что престольные праздники в деревне были – два, без названия, но «в числах». Один справляли осенью, через неделю после престольного праздника Воздвижения в деревне Быдреевка, а другой через неделю после «Макария зимнего», что отмечали в Безводном.
Странное дело: храма в этой деревне, судя по историческим данным, никогда не было, а праздники были. Историю их появления, их корни, к сожалению, никто уже не знает. Но жители именуют их всё же престольными, возможно, считая их таковыми по аналогии с «престолом» в сёлах. В деревне праздники получили ещё и народное название «свезения». Видимо, оттого, что родственники и друзья из соседних деревень съезжались в гости.
По словам жителей, на столы ставили такие угощения, как, например, пряженцы – пирожки из ржаной муки с солёными грибами, жареным луком, картошкой. На два-три дня молодёжь выкупала «беседу» – снимала дом, а то и два у каких-либо бабушек. Расплачивались за «аренду» гостинцами – кто что принесёт.
Из дома выносилась вся «лишняя» мебель. Парни и девушки рядились, плясали кадриль, дробушечки, пели песни под гармонь. Родители тоже приходили, садились на лавки и присматривались, выбирая детям невест да женихов. Гуляли и «артелями» по всей ширине деревенской дороги. Гармонист в центре – с обоих концов все шли под руки. Дорога раньше была намного шире, чем сейчас. Но когда встречались две компании – не разойтись было.
Коренные жители Г. Н. Носова (1939 г. р.) и П. В. Ершов (1938 г. р.) поведали и о других престольных праздниках в близлежащих деревнях нашего края. По их словам, в деревне Зимёнки отмечали Петров день, через неделю праздновали в Захарове, а на Взвозе справляли Духов день.

На живописном берегу реки Керженец, в лесах, расположены село Покровское и деревня Мериново. В 1851 году в Покровском была построена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с двойным престолом: главный холодный – Покрова Божией Матери и тёплый придел в честь святого Николая Чудотворца. В 1888 году общее число прихожан составляло: 1440 мужчин, 1553 женщины. В 1904 году в приходе числилось 11 деревень, при храме находилась церковно-приходская школа. В годы советской власти богослужения прекратились, но храм закрыт не был. После обрушения купола в 2013 году церковь находится в разрушенном состоянии.
М. А. Коршунова (1932 г. р.) помнит, как ходили к храму на Пасху «Христа встречать»:
- Соберёмся в ночь с гавриловскими у церкви и обходим крестным ходом. Священника не было, службу вёл староста храма. А «престол» Покрова 14 октября отмечали весёлыми гуляниями. Дом готовили к празднику: мыли, украшали полотенцами, развесив их в избе на верёвках. На столы ставили обязательно зелёные щи с бараниной или телятиной, кашу пшённую и пироги; варили уху из сорожки и жарили её со сметаной, томили в чугунке в печи.
Муж Марии Александровны был известным гармонистом на всю округу. Гармонь была куплена у Павла Потехина – одного из семёновских умельцев знаменитой династии мастеров гармонных дел. Плясали кадриль, «Барыню», «Камаринского», пели частушки, сормача наигрывали.

В деревне Мериново, по словам старейших жительниц А. К. Красильниковой (1938 г. р.)  и Т. С. Кочневой (1936 г. р.) престольными считались праздники Троица и Рождество Христово.
- В годы детства и юности в Покровское ходили в храм на Пасху – Христа славить, – вспоминают они. – На праздник Покрова гуляли там же. В Клышине справляли праздник осенью, а в Хомутове – зимой. Шли через лес, все мокрые, в снегу по пояс. Придём, а парни нас уж с гармонью встречают.
А на свои праздничные гуляния в домах столы ставили. Помнится, когда детишками были, нас в большую «беседу» не брали, так мы у дедушки в работной-красильне гуляли. Если старшие дом не могли найти для «беседы», то и к нам шли.
- На Троицу на берегу Керженца угощения расставляли. В воду венки бросали: куда венок пристанет – оттуда и жених будет, – рассказывают женщины.
Анна Куприяновна Красильникова на праздники сама играла на балалайке, которую бережно хранит до сих пор – для внуков.
Любили в окрестных деревнях и общенародный праздник Масленицу отметить: в четверг начинали в Меринове, в пятницу продолжали в Озёрочной, в субботу гулянья были в Захарове, в воскресенье – в Зимёнках.

Вплоть до середины 70-х годов XX века отмечались «престолы». Но времена менялись, и на смену этим праздникам пришли современные государственные даты. Досуг переместился с улиц и из частных домов в учреждения культуры. Угасание гуляний возможно, связанно и с оттоком большей части молодёжи из сельской местности в город.

В настоящее время восстанавливаются и строятся новые храмы, возрождаются православные традиции празднования. Однако сама форма проведения престольных праздников несколько изменилась. Прежним остался весь цикл праздничных богослужений, взаимные поздравления, скромная трапеза для гостей и членов прихода, а вот массовые гуляния и застолья ушли в прошлое. Новым же веянием стало проведение в дни праздников православных ярмарок, фестивалей, выступление фольклорных коллективов.
Престольные праздники дороги нам как память о родном крае, о деревенском прошлом, дороги как обычаи и традиции наших предков.

Если у вас, уважаемые читатели, есть какая-то информация по теме этой статьи, уточнения или дополнения, вы можете обратиться в Историко-художественный музей по телефону 5-65-97.

Н. ВАВИЛОВА,
научный сотрудник Историко-художественного музея


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

   

   
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel