Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 1637

18.05.2019 г.

На пороге 85-летия Историко-художественного музея мы предлагаем вспомнить руководителей главного хранилища истории семёновского края – тех, кто стоял у его истоков и кто продолжили их дело.

Первым директором музея кустарных изделий был назначен Георгий Петрович Матвеев, который оставался бессменным его руководителем до 1955 года. Он был его прародителем, основателем и немало сделал для того, чтоб музей стал центром духовной жизни района.

При его активном участии музейные фонды пополнились изделиями лучших мастеров резчиков по дереву, токарному и столярному делу, производству игрушек, сувениров и хохломской росписи, были созданы музейные экспозиции. Георгий Петрович передал в фонды музея большую часть своего личного архива, который собирал много лет. Он скрупулёзно складывал по крупицам историю района и его промыслов.

Внутри музея было по-настоящему уютно и комфортно работать. Георгий Петрович стал инициатором проведения здесь интересных и насыщенных мероприятий: встреч учащихся с мастерами хохломского промысла, ветеранами войны. Он проводил множество бесед, рассказывал об истории развития промыслов в Семёновском уезде, о мастерах хохломской росписи, проводил экскурсии, организовывал выставки. Как организатор, Георгий Петрович брал на себя такой объём работы, который не каждому был бы под силу. Он являлся не только директором музея, но и художественным руководителем школы ХОД, преподавателем и воспитателем молодых кадров. За короткий промежуток времени под руководством Георгия Петровича музей оправдал своё назначение базы накопления культурных ценностей.

Несомненно, возглавить музей после Г. П. Матвеева было делом очень ответственным. Требовался человек творческий, обладающий талантом руководителя. И такой человек нашёлся. Им стала ученица Георгия Петровича Антонина Петровна Кузнецова, выпускница школы художественной обработки древесины и техникума МОД. Она сыграла значительную роль в деле пополнения коллекций музейного фонда и пропаганде народных промыслов. Антонина Петровна – талантливая художница, член Союза художников СССР. Её работы экспонировались на многих художественных выставках в городах Горьком и Москве. Она – новатор технологий хохломской окраски: на клеёнке, керамических и облицовочных плитках.

В 1966-м Антонину Петровну сменила Людмила Васильевна Болотникова, художница фабрики «Хохломская роспись», а три года спустя на смену ей пришла Александра Игнатьевна Жукова. Они обе сыграли большую роль в деле систематизации и аннотировании экспонатов в 1960-е годы. Александра Игнатьевна была очень активным краеведом, увлечённым человеком, болеющим за своё дело, за историю родного края. На базе музея создаётся секция краеведов, и Александра Игнатьевна с увлечением берётся за эту сложную, но интересную работу. Она привлекает энтузиастов – краеведов Н. А. Волкова, П. И. Самодурова, учащихся школ города и всех тех, кто был неравнодушен и заинтересован в сохранении наследия наших предков. При А. И. Жуковой фонды музея пополнились новыми предметами быта, одеждой, монетами, сельскохозяйственным инвентарём, изделиями мастеров резчиков по дереву, фотографиями, воспоминаниями и многим другим.

Есть люди, с которыми приятно общаться: они приветливы и доброжелательны, о любимом деле рассказывают увлечённо. Вера Дмитриевна Осьмушникова из таких людей. Заведующей музеем она стала в 1973 году. Корреспонденту районной газеты о своей работе Вера Дмитриевна ответила так: «Работа – это моя жизнь. Без неё я себя не представляю».

Под её руководством работа по комплектованию фондов продолжилась. Большое внимание уделялось выставочной, научной, собирательской работе, хозяйственной деятельности, были разработаны тексты экскурсий. Приобретены лучшие работы мастера по плетению изделий из лыка Н. В. Важнева, мастера-мозаичника В. И. Шкутина, топорная федосеевская игрушка З. Р. Кокурина. Музейный фонд пополнился коллекцией резных ложек, ковшей Н. С. Мерзлова, хохломских изделий Н. И. Ивановой, С. П. Сальниковой, А. П. Савиновой, Н. В. Морозовой, Е. В. Яковлевой, изделиями мастера резьбы по дереву А. В. Швецова и многим другим.

Коллеги ценили Веру Дмитреевну за профессиональное мастерство, великолепные организаторские способности, активную жизненную позицию, творческий подход к делу. Немало труда, любви и энергии вложила Вера Дмитриевна в развитие музея художественных промыслов, за что неоднократно награждалась почётными грамотами и благодарственными письмами.

В 1980 году в городе на общественных началах создаётся историко-литературный музей. Его возглавила инициативная, обаятельная Нина Ивановна Денисова. Сколько энергии было в этой неутомимой женщине, сколько сложнейших проблем пришлось решать ей! Были и бессонные ночи, и сомнения, и волнения, но со всеми трудностями она справилась. Два года по крупицам собирался материал для литературной экспозиции, посвящённой жизни и творчеству Б. П. Корнилова. Для исторической экспозиции предметы и материалы поступали от органов местного самоуправления и жителей района – потомков купеческого и мещанского сословий, материалы от краеведов-любителей, учителей и людей, заинтересованных в сохранении истории.

Затем её на посту директора сменили Любовь Ивановна Козлова, Светлана Викторовна Баталова, Мария Ивановна Карпова.

До 1992 года оба музея являлись филиалами государственного нижегородского историко-архитектурного музея заповедника. В 1991 году по решению Областного совета происходит объединение двух музеев в один. Директором объединённого музея становится Екатерина Ананьевна Бирюкова, которая к этому времени занимала должность младшего научного сотрудника музея кустарно-художественных изделий.

Заслуга этого замечательного человека в том, что она сумела раздвинуть рамки музейного дела, под её руководством музей стал работать по трём направлениям: художественные промыслы, история и литература.

Кроме сохранения и пропаганды народных промыслов, музей стал вместилищем литературного наследия нашего края и центром краеведческой деятельности. Екатерина Ананьевна вспоминает: «С первых дней самостоятельности был разработан план развития музея, который подразумевал строительство стационарной экспозиции отдела художественных промыслов, частичную экспозицию исторического отдела, создание единого фондохранилища, строительство выставочного зала, а также охранной зоны. Уже летом 1992 года открылась экспозиция художественного отдела, затем был сделан монтаж стационарной выставки «Интерьер купеческого быта» и зал, посвящённый Великой Отечественной войне. К осени 1995 года было завершено освоение фондохранилища, произведена сверка наличия экспонатов и оформления отчётной документации…».

При её участии был разработан тематико-экспозиционный план литературного зала, посвящённый жизни и творчеству Бориса Петровича Корнилова. Для его наполнения и формирования музейной коллекции собирались материалы: фотографии, документы, прижизненные издания произведений, публикации и многое другое. Для популяризации творчества Бориса Петровича в музее проводились различные мероприятия – экскурсии, литературные вечера и вечера встреч, конкурсы, читались лекции.

Также за время работы Екатерины Ананьевны музей значительно пополнил свои фонды предметами, характеризующими жизнь города в XIX-XX вв.

В 1996 году на смену Екатерине Ананьевне пришёл молодой, энергичный, активный директор Татьяна Парфёновна Скобелева. Под её руководством музей продолжил научную, выставочную и просветительскую деятельность. Постоянно организовывались выездные выставки, разрабатывались оригинальные проекты, решались задачи пополнения и систематизации фондов, проведения профильных исследований. Она была генератором идей, кладезем мыслей по дальнейшему развитию музейной деятельности.

Через десять лет Татьяна Парфёновна назначается на должность заведующей отделом культуры районной администрации, а на смену ей в музей приходит талантливая и творческая женщина Оксана Юрьевна Цветкова, которая и сегодня продолжает возглавлять Историко-художественный музей.

Сегодня в музее ведётся широкая исследовательская, выставочная, массовая, просветительская, методическая и фондовая работа. Музей активно сотрудничает с дошкольными и учебными заведениями города и района, Центром социальной помощи населению. Проводятся научные конференции, семинары, лекции, вечера встреч, презентации выставок. Разработаны и внедряются новые абонементы, интерактивные программы, театрализованные экскурсии, экскурсии по городу, туристические маршруты по историческим местам Семёнова и городскому округу. Коллектив музея активно участвует в различных конкурсах, реализует множество проектов.

По сути, сейчас Оксана Юрьевна является руководителем четырёх музеев города: Историко-художественного, музейно-туристического центра «Золотая хохлома», Музея народного быта «Дом Семёна ложкаря» и Музея народных ремёсел.

Музей стал настоящей визитной карточкой нашего городского округа – благодаря высочайшему профессионализму коллектива и руководителей, чьё бережное отношение к истории и верность традициям передаётся из поколения в поколение.

Е. ГОЛУБЕВА,
главный хранитель


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle