Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 1231

Ирина КОЛОБОВА
16.05.2019 г.

В этом году у нашего города почти юбилей – ему исполнится 240 лет. И это неплохой повод прогуляться по Семёнову, вспомнить что-то до боли знакомое и удивиться новому.

Но речь накануне круглой даты пойдёт не о качестве благоустройства, а о более высоких материях – например, об именах, которые отражают сущность и людей, и улиц, и эпох. И, к счастью, среди наших жителей есть очень много тех, кто искренне интересуется историей родного города и хочет узнать о ней как можно больше. Да и вообще, прогулка по знакомым с детства местам обязательно вызовет массу положительных эмоций.

Тимирязев – хороший… писатель?

Прогулка по знаменитой Новой стройке показала, что изменилось очень многое. Во-первых, она сильно раздалась и вширь, и вдаль. Но, как ни странно, этот вновь застроенный район уже редко называют Новой стройкой, у него есть целый спектр совсем других названий. А Новой по-прежнему осталась та самая, классическая и до боли знакомая. И, самое главное, названия улиц здесь не изменились, а это хороший знак, позволяющий принимать историю такой, какая она есть, без прикрас и конъюнктурных пересмотров. Кстати, именно названия, как и фамилии, могут очень многое рассказать.

Вот, к примеру, почему Новая? Да потому что по сравнению с центром города этот район действительно новый, он начал застраиваться в самый разгар эпохи развитого социализма. И, слава Богу, этим улицам дали хорошие имена – так сказать, на века. Хочется верить, что уже никому не придёт в голову замахнуться на классику и снять с пьедестала Пушкина и Кутузова, Чехова и Тимирязева, а люди, живущие на улицах с их именами, никогда не зададутся вопросом, кто же они такие.

Хотя такое периодически случается. Именно на Тимирязева у меня состоялся маленький диалог с одним из местных жителей. Мальчишка лет десяти обкатывал по просохшей дороге свой велосипед.

- Ты на этой улице живёшь? – спросила я.

- Ага, всю жизнь здесь живу, вон в том доме, – с готовностью ответил мальчишка.

- А как улица называется, знаешь?

- Конечно, знаю, – Тимирязева.

- Кто такой Тимирязев, наверное, тоже знаешь?

- Знаю, писатель такой, только не помню, как зовут.

- А чего он написал-то, хоть знаешь?

- Нет, мы его ещё не проходили, в восьмом классе, наверное, будем проходить.

Мальчишка лихо крутанул педали, оставив на асфальте резкий след. А мне вдруг вспомнилась почти такая же сцена, случившаяся со мной в четвёртом классе. Тогда на уроке литературы мой одноклассник на весь класс обозвал меня Тимирязевым – после того как учительница в очередной раз похвалила моё сочинение.

А вот у жителей города времён его начальной застройки не было поводов попасть впросак относительно названий улиц. Тогда всё было просто и незатейливо. Если улица стояла на бугре, получала имя Верхняя, в низине – Нижняя, шла вдоль берега реки – Береговая, за рекой, естественно – Заречная. Это был, так называемый первый, дореволюционный период застройки. В этот же период появляются улицы с церковными названиями: Макарьевская (9-е января), Никольская (Луначарского), Сретенская (Советская), Вознесенская (1-е мая), Соборная (Ленина), Сергиевская (Кирова). После революции, естественно, не было и мысли оставить улицам эти имена. С лёгкой руки представителей мирового пролетариата понеслось: улица Троцкого менялась на Ленина, Зиновьева – на Тельмана. Удивитесь, но в нашем городке была даже улица Бела Куна (какой-то венгерский коммунист). Впрочем, она быстро поменяла название на Пионерскую.

Дьяково поддаёт жару

Происхождение названий населённых пунктов или фамилий всегда интересовало людей. Коренной житель деревни Дьяково Александр Потехин давно уже просит поподробнее рассказать о названии своей деревни. Но, к сожалению, сведения об этом только самые общие. Известно, что деревня возникла в период с 1692 по 1714 годы, тогда на территории будущей керженской волости возникло не менее трёх десятков селений.

Дьяково получило название по фамильному прозвищу крестьянского рода Дьячиных, поселившихся при Петре I на речке Смородине. Род его ведётся от заузольских крестьян, конкретно от балахонца (балахнинца) Дмитрия Дьякона, жившего ещё при Иване Грозном. Известно также, что населённых пунктов с таким названием очень много, в центральной России почти полсотни. Парочка местечек с таким названием есть на Украине. И даже в Словении есть Дьяково, о нём упоминается в словаре Брокгауза и Эфрона.

А вот что касается самой распространённой в Дьякове фамилии, то здесь есть что рассказать. Их там, как известно, две: Опарышевы и Жариновы. Про Опарышевых, кажется, ничего нового сказать нельзя, всё и так понятно. А вот Жариновы – фамилия интересная, история её возникновения открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далёком прошлом. Когда и где именно возникла фамилия Жариновы, в настоящее время невозможно установить без специальных генеалогических исследований, но очевидно, что она имеет многовековую историю и должна быть отнесена к числу старейших русских родовых именований. Эта фамилия принадлежит к старинному типу славянских фамилий, образованных от личного прозвища. Слово «жар» в русском языке имеет два основных значения. Одно из них – «сильная степень тепла от солнца, от огня, от раскалённой вещи, от пара и подобное» широко употребляется и ныне, а вот второе – «тлеющий уголь, перегоревшие в раскалённый уголь дрова, огонь без пламени» – теперь уже забывается. Однако в старину, при повсеместном печном отоплении, это значение было широко употребляемым. Таким образом, в настоящее время невозможно сказать, был ли обладатель прозвища Жарин «жарким» человеком, любил ли он жарУ или же обладал огненно-рыжими волосами, получив прозвище по цвету красно-оранжевого угля – «жара».

К началу XVII века наиболее распространённой моделью образования русских фамилий стало прибавление к основе типичных фамильных суффиксов -ов/-ев и -ин. Такие семейные именования по своему происхождению являлись притяжательными прилагательными, а их основой обычно становилось имя или прозвище отца. Так потомки человека, которого в давние времена именовали прозвищем Жарин, стали носить фамилию Жариновы. В дошедших до наших дней ретроспективных данных жители с такой фамилией были важными персонами из славянского Владимирского дворянства XVII-XVIII веков, имеющих в своём распоряжении хорошую государеву привилегию.

Первое упоминание этой фамилии можно найти в указателе жителей Древней Руси в период правления Ивана Грозного. У государя имелся особый реестр привилегированных и красивых фамилий, которые давались приближённым в случае особого расположения или награды. Тем самым сия фамилия сохранила собственное оригинальное значение и является редкой.

Хорошо всё-таки, что до названия деревни Дьяково у реформаторов революционной эпохи не дошли руки.

Так что, как ни крути, а непростое и неблагодарное это дело – давать имена. Всегда есть риск стать непонятым и подвергнуться резкой критике потомков.

Напоминаем о возможности принять участие в подготовке к юбилею города. Пишите, звоните, задавайте вопросы. Не оставаясь равнодушными к истории своей фамилии, рода, названию малой родины, мы узнаём историю.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle