Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 1130

Людмила КОРОЛЁВА
Фото Александра ЮРЬЕВА
12.04.2019 г.

Кто был рождён в СССР, в качестве главного апрельского праздника называет День космонавтики. Для советских людей это был действительно настоящий национальный праздник, наполняющий чувством гордости и значительности каждого – от мальчишек до стариков.

Шутка ли – ведь это наш Гагарин самым первым покорил космическое пространство! 

А вы знаете, оказывается, и сейчас у россиян есть повод для гордости. До сих пор, несмотря на развитие космической отрасли в мировых масштабах, именно России принадлежит самый мощный комплекс оптико-электронной разведки космического пространства «Окно». И в нашем городе живёт человек, принимавший непосредственное участие в строительстве этого комплекса, – Григорий КАЛОХТИН.

«Играем в солнечных зайчиков»

По внешнему виду комплекс космической разведки «Окно» – просто ожившая страница из футуристической повести. Словно рыцарей-великанов кто-то сверхмогущественный замуровал в верхушку горы, и только головы, покрытые стальными шлемами, возвышаются над облаками. При свете солнца «шлемы» закрыты, а по ночам «рыцари» опускают свои «забрала» и направляют глаза-телескопы к небу.

Строилась вся эта система слежения в основном для военных целей. На российском полигоне, скрытом от посторонних глаз в горах Памира, и всё оборудование – отечественного производства.

В тёмное время суток зоркие телескопы постоянно следят за движением искусственных спутников Земли, хотя высочайшая степень приближения позволяет обнаруживать даже самые мелкие космические объекты от 10 сантиметров диаметром! Как выражаются сами военные, работающие на станции, они «играют в солнечных зайчиков»: обнаруживают космические объекты по отблеску отражённого солнечного света, а затем сигнал от телескопа переводится в электронный формат и выводится на экраны мониторов. Служат там офицеры и солдаты-контрактники научной роты космических войск РФ. Засекают новые объекты, вычисляют их траекторию движения.

Система распознаёт все летящие космические объекты на расстоянии до 40000 километров. За одну ночь «Окно» выдаёт 50000 измерений и имеет каталог из 9000 объектов.

и один спутник-шпион не уйдёт от зоркого ока, – комментирует Григорий Калохтин, – поэтому для блока НАТО наша станция – как кость в горле. У них, конечно, тоже есть свои системы слежения, но далеко не такой точности. Не зря же проектировщики «Окна» получили за эту разработку Государственную премию СССР!

Для размещения стратегического объекта выбрали Таджикистан, там подходящие погодные условия и необходимая инфраструктура. Чистый разреженный горный воздух и 240 ясных ночей в году обеспечивают максимальную видимость, а расположенные неподалёку Нурекская ГЭС и водохранилище дают электричество и воду.

Сейчас уже комплекс оптико-электронной разведки востребован не только Министерством обороны РФ, более того, у него открываются прекрасные перспективы. С каждым годом вокруг нашей планеты вращается всё больше искусственных спутников, служащих самым различным целям. А в связи с бурным освоением околоземного пространства особую ценность приобретает экологический мониторинг – отслеживание космического мусора.

На стройку – два десятилетия

Объект начали возводить в 1979 году. Григорий Калохтин работал на нём с 1983 по 1986-й, когда сразу после окончания военного училища прибыл на службу в должности замкомандира роты по политической части.

- Моя рота располагалась на горе Санглок. Казармы – на высоте 2300 метров над уровнем моря, – вспоминает Григорий. – Ощущается нехватка кислорода, воздействует повышенное ультрафиолетовое излучение и более жёсткая космическая радиация.

Объём работы на строящейся станции был колоссальным. Для начала нужно было экскаваторами и бульдозерами срезать вершину горы и разровнять огромную строительную площадку. Благо, верхняя часть преимущественно состояла из песчаного грунта.

Поначалу все объекты снабжались электроэнергией от передвижных военных дизель-генераторов, а воду привозили на машинах. Затем ударным трудом солдаты из Нурека до самой вершины горы проложили в глубоких траншеях электрический кабель уникальной мощности. Для нормальной работы всего электрохозяйства на нескольких тягачах марки «Ураган» доставляли по опасной горной дороге стотонный трансформатор.

По склонам гор тянули подземный трубопровод с мощными насосными станциями от реки Вахш до самой стройплощадки, а внутри горы был сооружён огромный резервуар для хранения запасов воды.

Солдаты возводили пункт управления станции (под землёй) и наземное здание управления.

Когда дело дошло до установки телескопов, то каждая астробашня крепилась на железобетонном фундаменте, уходящем в тело горы огромным штырём высотой с семиэтажный дом! Район там сейсмоопасный, и землетрясения средней интенсивности наблюдались неоднократно, но все аппараты и поныне на своих местах – советские строители сработали на совесть. Телескопы защищены раздвижными 20-метровыми полусферами из металла толщиной в 2 см, покрытого алюминиевыми листами с эффектом термоса – таким образом поддерживается необходимая температура, а оптические системы укрываются от атмосферных осадков.

Во время разразившейся в Таджикистане гражданской войны строительство притормозилось. Три года (1993-1996) все силы были направлены на оборону комплекса от боевиков и диверсантов, которые подозревали, что у русских на горе Санглок находится боевое лазерное оружие.

В 1999 году комплекс с десятью астробашнями был запущен. Благодаря высокотехнологичным разработкам советских инженеров и титаническим усилиям военных строителей открылось «Окно» в космос, о котором другие страны могут только мечтать.

Там звёзды ближе

Григорий с восторгом вспоминает своё первое место службы, гору Санглок и прекрасный город Нурек, где очень много зелени, цветов, чистейшая питьевая вода, а население по большей части русскоговорящее.

Офицеры и прапорщики квартировались внизу, у подножия горы, и каждый день на машинах поднимались на строительную площадку, преодолевая по узкому серпантину путь длиной в 32 километра. Ехать было страшно: с одной стороны – крутой бок горы, а с другой стороны – такой же крутой обрыв. Но пейзажи с высоты открываются такие, что захватывает дух!

- Иногда наш путь преграждали облака, – вспоминает Григорий. – Если садится облако, – считай, застряли на час-полтора, потому что видимости никакой. Дышать трудновато, но горной болезни я тогда не чувствовал: организм был молодой и крепкий. Запомнилось только то, что в горах из-за недостатка кислорода всегда хотелось спать и есть. Солдаты получали специальный «горный» паёк, служба в таких условиях шла год за полтора.

Иногда мы ночевали на полигоне и могли любоваться ночным небом. Нигде больше я не видел таких огромных звёзд!

А на соседней вершине работали учёные, наблюдающие за звёздным небом с помощью 1700-кратного телескопа. Мне тоже довелось заглянуть в их телескоп и рассмотреть во всех деталях Луну, Марс и Сатурн с его удивительными кольцами.

А историй – на всю жизнь!

В запасе у бывшего лейтенанта со времён службы в Таджикистане осталось ещё немало любопытных историй.

Однажды Григорий опоздал на ГАЗ-66, на котором должен был добираться на стройплощадку, и даже сам не ожидал, как ему повезло. У той самой машины в пути отказали тормоза, и если бы водитель растерялся, то всё – ушла бы она с обрыва… К счастью, шофёр сориентировался, провёл спасительный маневр: добился, чтобы «шишига» завалилась на бок и таким образом остановилась. Некоторые поломали руки-ноги, зато все остались живы.

Наблюдал землетрясения амплитудой в пять-шесть баллов. Поскольку здания там сейсмоустойчивые, малоэтажные, то больших разрушений во время средних по силе землетрясений не происходит. Но за день или два город Нурек накрывает мельчайшей пылью – это ветер под названием «афганец» предупреждает, что земля готовится к очередной встряске.

Природа вокруг красивейшая: вечнозелёные туи и кипарисы, которые в России выращивают для декоративного озеленения, там растут сами и повсеместно. На лугах можно встретить поляны тюльпанов, а в горах себя комфортно чувствуют лилии «царские кудри» и крупные, неизвестные нам грибы.

- Зверья там в горах живёт всякого, – рассказывает он, – утром выйдешь, куропатки квохчут, как курицы. Часто встречали чёрно-бурых лисиц, дикобразов, змей.

А однажды ночью к стройплощадке подходил «снежный человек». Все спали, а приближавшегося гиганта (высотой в два с половиной метра) увидел постовой. Солдатик-азербайджанец был в ту ночь совершенно трезв, ему не померещилось, и при виде гиганта от страха забился в ближайший вагончик – его еле оттуда вытащили.

Утром весь личный состав рассматривал следы, которые ночной пришелец оставил на податливой горной породе. Я и сам видел отпечатки огромной ноги – как у обычного человека, но с полметра длиной!

Снежный человек существует – и это было самое неожиданное и шокирующее открытие, которое подарила молодому лейтенанту дикая природа Памира…

Спустя три года Г. Калохтин направился к следующему месту службы, в расположение космических войск в центральном Казахстане, потом – на космодром Байконур. Но это уже совсем другие истории…


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle