07.03.2019 г.

На масленичной неделе в музеях Семёновского округа для жителей и гостей города проходят мероприятия, посвящённые одному из самых древних, любимых и весёлых народных праздников – Масленице.

Участники проводят свой досуг в русских народных традициях: водят хороводы, участвуют в молодецких забавах, играют в народные игры и потешаются вместе с театральным кукольным героем Петрушкой. Ну и какая же Масленица-объедуха без румяных блиночков и душистого чая из самовара!

Интересно, как же в старину праздновали Масленицу наши предки, и каковы масленичные обряды на земле нижегородской?

Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство из языческой культуры. Славяне отмечали его именно в день весеннего равноденствия – когда день и ночь равны по продолжительности. Символом праздника считался круглый блин. Славяне считали, что для приближения весны надо всячески задабривать солнышко. Для этого пекли круглые лепёшки, напоминающие светило, и зазывали солнце, чтобы оно пришло, обогрело, растопило снега и привело на землю весну. Считалось, что подобными действиями народ «умасливал» солнце, делая его добрее и теплее. Отсюда и название праздника.

Христианство вначале боролось с язычеством, но народ «отдавать» Масленицу не хотел. В какой-то момент языческий праздник решили приурочить к православному календарю. С тех пор Масленица празднуется за неделю до начала Великого поста. По православному обычаю на масленичной неделе мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты ещё употреблялись. Неделю эту именовали «мясопуст», или сырная, сыропустная неделя.

Праздник очень любили на Руси. Согласно традициям, каждый из семи праздничных дней недели имел своё название (понедельник – Встреча, вторник – Заигрыши, среда – Лакомка, четверг – Широкий разгуляй, пятница – Тёщины вечерки, суббота – Золовкины посиделки, воскресенье – Прощёное воскресенье), которое и определяло мероприятия этого дня. Основные гуляния начинались с четверга и длились до конца недели. Молодёжь каталась на санках с горки, парни участвовали в уличных состязаниях и даже кулачных боях. Дети и взрослые строили снежные горки, ледяные крепости и, делясь на команды, разыгрывали целые представления: одни обороняли свои строения, другие нападали и захватывали их. В конце праздника обязательным было сжигание чучела Масленицы, которое делали из соломы и трепья.

Зажиточные люди начинали печь блины с понедельника, бедные – с четверга или пятницы. Название «блин» произошло от древнеславянского «млин», что означает «мучное изделие», «намеленное». Раньше блины готовили из гречневой муки: такие блинчики получались очень пышными, мягкими и рыхлыми, имели кисловатый привкус. Позже стали использовать овсяную, пшеничную и ржаную муку. Традиционно русские блины получались небольшими, размером с блюдце.

Традиция начинять блины тоже пришла к нам из Древней Руси. Излюбленными начинками были творог, грибы или мясо. Начиняли даже гречневой, манной или пшеничной кашей и мазали блины маслом. Особой популярностью пользовались блины с рыбой, с мёдом, с луком, со сметаной, с икрой и картошкой.

Для Нижегородской области характерными были свои ритуалы, связанные с Масленицей.

В Нижегородском Поволжье Масленицу называли «маслёнка». Устойчивое выражение «ходить к тёще на блины» заменяли на «зять масловать ездил к тёще, «ходить к тёще подмазок подъедать» (Семёновский район).

К середине 20 века, когда традиционные обряды стали постепенно уходить из быта, сроки масленицы сократились: «матери-те, бывало, с четверга, а мы все с пятницы загуливать начинали… » Во многих нижегородских селениях принято было начинать празднование с поездки хозяев дома на базар (ярмарку). Поездка преследовала практические цели: на базаре закупали припасы для масленичного угощения, в то же время она воспринималась как «поездка за масленицей». Взрослых с базара за околицей встречали дети у костра, ожидавшие угощений сладостями.

В Семёновском районе «встречей Масленицы» называли разведение первых костров. В четверг дети собирали дрова со всех дворов и днём в конце деревни начинали жечь костёр.

Оказывается, на нижегородской земле жечь чучело было необязательным. Другое дело – костёр. Надо было разжечь такой, чтобы пламя взвивалось в небо на два-три человеческих роста, чтобы огонь было видно из соседней деревни!

Вот тогда год будет удачным, урожай – богатым, мор и голод обойдут наш край стороной. Нередкой забавой в деревнях Семёновского края было катание с гор и по дорогам горящих колёс.

Весёлой вам масленицы и отличного настроения, дорогие семёновцы! Храните и чтите традиции народных праздников.

Н. ВАВИЛОВА,
научный сотрудник музея


Система Orphus

   
   

Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019