Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 1559

Людмила КОРОЛЁВА
02.03.2018 г.

«Нагружать всё больше нас стали почему-то…» Жалобная песенка школяров написана несколько десятилетий назад, но актуальна она во все времена.

В текущем 21 веке учеников продолжают нагружать, чуть ли не каждый год придумывая всё новые предметы…

Последняя новость, которая откровенно шокирует родителей – о планируемом введении в средних классах второго иностранного языка.

Кто-то про очередную инициативу ещё и слыхом не слыхивал. А некоторые педагоги уже на родительских собраниях объявили, что решение принято, и уже со следующего года пятиклассники начнут учить плюс к английскому ещё и немецкий. Чтобы мамы-папы и сами школьники успели морально подготовиться к изменениям в программе.

Так где же истина? Попробуем разобраться.

- Действительно, все городские и крупные сельские школы на следующий учебный год планируют вводить второй иностранный язык, – ответила главный специалист сектора общего, дополнительного образования и воспитания управления образования Семёновского городского округа О. А. ЛЕНКОВА, – помимо английского, начиная с пятого класса, учащиеся будут изучать ещё и немецкий язык.

В Федеральный государственный образовательный стандарт в 2015 году были внесены изменения, которые предполагают изучение в школах двух иностранных языков.

Кроме немецкого, во ФГОС дополнительно предлагаются ещё несколько языков на выбор: французский, испанский, китайский…, но даже при всём желании найти преподавателей соответствующей квалификации на территории Семёновского округа будет не просто сложно – нереально. Исходя из этого, выбор остановился на немецком.

Преподаватели иностранных языков старшего поколения получали в вузах сразу две специальности, и в нашем округе ещё найдутся такие учителя. Более того, некоторые сельские школы совсем недавно отошли от изучения немецкого.
Для того чтобы обеспечить школы необходимыми кадрами на будущее, молодые учителя-«англичане» пройдут курсы переподготовки. Но малокомплектные школы из-за кадровой проблемы всё-таки пока не смогут ввести преподавание второго иностранного языка.

И, похоже, на этот раз ученикам малокомплектных школ повезло чуть больше, чем городским ребятам!

Абсолютное большинство опрошенных воспринимают новость про второй иностранный крайне отрицательно:

- Над нашими детьми всё эксперименты ставят... У них и так особого желания учиться нет, так теперь ещё и шпрэхать заставят…, – говорит Марина Рябкова.

- Один-то иностранный учат с трудом, а в двух вообще запутаются, – добавляет Галина Кипяткова.

- Бедные дети…Они к четвёртому классу даже русского толком не знают... А теперь у них уж точно будет каша в голове, – вздыхает бабушка Светлана Румянцева. – Лучше бы они отечественную литературу побольше читали ...

Редким детям иностранные языки даются легко – большинству всё-таки кроме школьных уроков и дома требуется помощь взрослых. Если мама с папой уже подзабыли школьную программу, приходится искать репетиторов и платить немалые деньги за индивидуальные уроки.

Интересно, что даже министр образования Ольга Васильева по поводу введения второго языка высказывалась двояко: «Если школа может это взять на себя, в этом ничего страшного, – считает она, – это только приветствуется, если ребёнок может учить второй язык: есть на это время, есть на это методики, есть на это педагоги, есть на это возможности. Но я считаю, что лучше знать один иностранный язык, не занимаясь в данном случае очковтирательством и шапкозакидательством.

Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо. Нам нужно хорошо знать иностранный язык, желательно английский – это язык международного общения на сегодняшний день».

Но эти слова министра Васильевой относятся к 2017 году. А уже в прошлом, 2018-м, министерство просвещения РФ всё-таки продолжает настаивать на своём:

«Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования определён перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение второго иностранного языка предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным» (из письма директора департамента государственной политики в сфере общего образования министерства образования и науки РФ А. Е. Петрова).

А многие школы, несмотря на дефицит кадров, проблемы с учебниками и прочее, исполняют волю вышестоящих инстанций: школяры в столице, да и в областном центре, уже вовсю выводят китайские иероглифы или тренируются во французском прононсе. Но крупные города – это совсем другая реальность, там больше возможностей применить знания, устроиться работать в международные компании.

А вот зачем нам в Семёнове всем подряд немецкий язык? Только представим, что к выпускному классу некий девятиклассник кое-как освоил алфавит и даже заучил несколько расхожих фраз. И поступил в техникум учиться на штукатура. Или пошёл работать грузчиком в магазин «Пятёрочка». И где, с какими такими фрау ему придётся общаться при жизни? Или это делается специально для того, чтобы мы могли гордиться своими образовательными стандартами: ведь у нас любой грузчик – со знанием двух иностранных языков?!

Со своей стороны, и родители, и даже педагоги сходятся во мнении, что для обычного, среднестатистического российского ребёнка это совершенно ненужная, лишняя нагрузка, которой школьникам и сейчас вполне хватает, а усиленные занятия лингвистикой оправданы только для учащихся гимназий или отдельных классов с углублённым изучением гуманитарных наук.

Не исключено, что через три-пять лет министерство снова отменит «языковую реформу» из-за её неоправданности. И очень бы хотелось предостеречь наши, провинциальные школы от никому не нужных экспериментов над детьми.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle