Людмила КОРОЛЁВА
18.12.2018 г.
Недавно довелось мне поговорить с одним охотником. С ружьём за плечами он исходил леса нашего района вдоль и поперёк, не раз встречался с четвероногими и пернатыми обитателями дикой природы.
За десятилетия «охотничьего стажа» он хорошо изучил повадки зверей, их характерные особенности. Более того, его привлекает не только процесс добычи, но также красота и изящество лесных жителей. Этот человек занимается таксидермией (проще говоря, он мастер по изготовлению чучел животных), а некоторые его работы превратились в экспонаты музеев.
Хотелось бы представить читателю столь редкого специалиста, но он как прирождённый охотник предпочитает оставаться в тени, так что интервью с ним готовилось на условиях анонимности.
- Одни собирают марки, другие ищут в земле старые монеты, а у вас – таксидермия, весьма специфическое и очень редкое увлечение. Скажите, пожалуйста, почему вы выбрали именно это направление? И где вы научились делать чучела?
- Отец, бывало, делал белок, но он делал кустарно. Я тоже научился, и уже не только белок. Если попросят, любое животное можно изобразить в каком-нибудь интересном виде. Сейчас я редко этим делом занимаюсь, только когда охотники заказывают. Мало ли, человек добыл что-то серьёзное – им же хочется сохранить память о своём трофее.
- Наверное, чтобы чучела получились реалистичными, вы прочитали много книг по биологии, изучали строение тела животных?
- Если, к примеру рисовать и лепить из пластилина не умеешь – в нашем деле это большой минус. Но книжки я никакие специально не изучал, только ходил в лес, наблюдал и думал своей головой.
- Есть ли какие-то виды животных, которые у вас лучше получаются?
- Нет, мне без разницы, хоть бы даже и слона надо было сделать. Всё возможно, главное, сделать хороший каркас. Сейчас за границей продаются даже готовые манекены под любое чучело. У нас в стране такого товара не найти, я иногда заказываю из Германии – там таксидермия хорошо развита. Правда, цены очень кусаются. Например, одна только пара глаз для лисы обходится в три тысячи рублей! Да саму шкуру надо очень хорошо выделать, чтобы была как живая. Вот в итоге и получается, что сделать чучело – это сейчас очень дорогое удовольствие.
- А как же раньше-то делали, когда ещё ни интернета, ни готовых манекенов не было?
- Раньше и мхом шкурки набивали, и ватой. Я и сейчас кое-что делаю из подручных материалов, чтобы подешевле-то выходило.
- Долго вы работаете над одним заказом?
- По-разному. Тут вот попросили меня сделать чучело совы, когда хостел открывали с таким же названием. Хозяевам надо было изготовить сову к открытию гостиницы, а времени оставалось около недели. Я сказал тогда так: если ребята-охотники мне птицу добудут, тогда и я постараюсь сделать. Ну что сказать, к открытию мы всё-таки успели, сидит теперь сова в хостеле.
- А сколько времени может храниться качественно сделанное чучело?
- Это уж зависит от хозяина. Вы же шубу на улице не оставите под дождём? Не оставите. Любой натуральный мех надо хранить в хороших условиях, в сухом помещении, и время от времени обрабатывать от моли. А если чучело просто в саду посадить, то его очень скоро можно будет выбросить. Намокать шкурке нельзя – чучело просто разорвёт.
- А вы сам на каких зверей охотитесь?
- За жизнь-то на всех, пожалуй, поохотился. Раньше у меня была большая коллекция чучел – более ста штук. Была тогда у меня цель: собрать все виды, которые обитают в наших лесах. Вы знаете, что одних сов в Семёновском районе насчитывается семь видов?! Даже полярную сову я пару раз тут встречал. Белая как снег, красивая птица, размером где-то 120-130 сантиметров. Вообще-то они у нас не обитают, но эти отдельные птицы, видно, заблудились – у них, как и у людей бывает такое, что ориентировка сбилась. Орланов белохвостых дважды встречал – тоже редкая, крупная птица. Ну, а глухарей в лесу много. На крупных зверей сейчас не хожу – их почему-то жалко стало убивать.
- А вообще, если сравнивать лет двадцать назад и сегодняшнее состояние фауны, в последнее время живности в лесах не убавилось?
- Если лес остался, там и зверь живёт. Только вот леса-то все повырубали. Съездите в сторону Сухобезводного, станции Озеро… Везде повырубили, и только бардак после себя оставили! Срубить-то ведь очень быстро – не вручную ведь сейчас рубят, современная техника работает.
Но зверья, как мне кажется, меньше не стало. А лосей развелось больше, чем раньше. Лось – он же житель заросших полей. Чего-чего, заросшие поля у нас везде найдутся.
- Они уже и в город забегали, и на дорогах часто под колёса машин попадают…
- Глупое всё-таки это животное! И не дай Бог кому-то с ним на дороге пересечься. У него ведь какая манера? Вот он стоит себе спокойно в кустах, никуда, вроде бы не торопится. Увидел машину – ему бы переждать немного, а он наоборот, в этот момент, как специально... И если лося машиной заденет – он точно потом не выживет.
Я сам видел, как у никитинской повёртки женщина-водитель столкнулась с «лесным великаном». Она из-за него и свою машину разбила, да и штраф ещё дают немаленький. А чем водитель-то виноват, если они сами под колёса лезут? Несправедливо, я считаю, это наказание.
- Ладно ещё лоси, а вот в Ильино-Заборском и волки средь бела дня гуляют!
- Если бы охотникам за это платили, они бы быстро со всеми лишними волками разобрались. А так ведь это же не промысловый зверь, и его мясо никому не нужно. В коммунистические времена эта проблема решалась просто: убьёшь трёх волков – получишь лицензию на лося. Но всех серых хищников истреблять тоже нельзя – они санитары леса.
- И последний вопрос: как вести себя людям при встрече с диким животным в его родной стихии?
- Если вы пошли в лес за ягодами, а рядом появился медведь (может, он тоже хотел полакомиться малиной), то самая главная ваша задача – постараться вести себя спокойно. Если будете убегать с криками ужаса, это, наоборот, привлечёт внимание мишки, у него может сыграть инстинкт преследования. Ведите себя естественно и потихоньку, наискосок удаляйтесь от зверя. Это правило подходит при встрече с любым обитателем леса.
Надо понимать, что нормальный здоровый зверь никогда не будет нападать на человека, если его не провоцировать. Естественная реакция животного в таких случаях – скрыться от незнакомого существа. Вести себя агрессивно может только подраненный зверь.