Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 1423

Юрий ХРАМОВ
Фото Александра ЮРЬЕВА
18.12.2018 г.

Раньше, в советские годы, журналисты много писали о доярках, механизаторах. Представители этих профессий всегда были в почёте, их часто награждали, выделяли путёвки в санаторий, за границу.

А простых колхозниц, которые трудились на полях, убирали картофель, заготавливали вручную сено – их пресса как-то не замечала. Ветеран труда из деревни Елфимово Любовь Семёновна Мельникова как раз из категории рядовых колхозниц.

В этой деревне родилась, здесь же окончила начальную школу. Когда отец ушёл служить в армию, а потом сразу на фронт, у матери на руках осталось двое детей. Кстати, отец был танкистом, в одном из боёв получил сильные ожоги, от которых впоследствии скончался в госпитале.

Конечно, в военное время было холодно и голодно, но всегда выручал огород и скотина на дворе. Кроме того, мама подшивала односельчанам валенки, а это тоже небольшой заработок. Потом она заболела, и Люба осталась за хозяйку. Пришлось все заботы взять на себя, в том числе и по уходу за скотиной. Прошло время, и девушка вышла замуж, муж был из соседней деревни Роньжино. Молодые купили в Елфимове дом и стали здесь жить. Ефим на лошадке работал, а Люба в колхозе. Супруги воспитали троих детей – у них родились две дочери и сын. Теперь у детей уже свои семьи. Любовь Семёновна – бабушка восьми внуков и прабабушка восьми правнуков.

Дети не забывают, приезжают, помогают по дому. К тому же соцработник Татьяна Крылова три раза в неделю навещает. Всё бы ничего, но сейчас и эта, некогда большая деревня, постепенно хиреет. В основном живут здесь одни пенсионеры. Любовь Семёновна с ностальгией вспоминает колхозные времена. Председателем в те далёкие годы у них был Калина Яковлевич Рунов, потом назначили Павла Ивановича Левина. Работали дружно на благо родного колхоза «Красное Знамя». Руководство как могло помогало своим труженикам – колхоз выделял зерно, солому. Безусловно, это было хорошим подспорьем для личного подворья. Даже квартиры выделяли животноводам, механизаторам, специалистам. Помнит она и ту страшную трагедию, что произошла в деревне в 1972-м.

- У нас в тот год случилось два крупных пожара. В первом не помню, сколько домов пострадало, а во втором сгорело тридцать строений, в том числе и наше, – вспоминает Любовь Семёновна. – Дело в том, что в деревне нашей жила одна доярка приезжая, которая сильно увлекалась алкоголем. Вот с её дома и начался пожар. Мы в это время сено убирали на колхозном поле, далеко от деревни. Пока прибежали, огонь уже уничтожил несколько домов. К тому же был сильный ветер, всё произошло очень быстро. Этот дом, где я сейчас живу, мы купили уже после пожара в Воскресенском районе и перевезли сюда. Вот уже одиннадцать лет живу в нём одна.

У нас хоть и деревня, но есть два магазина. Так что если деньги есть – можно всё купить, как в городе. Дорогу зимой чистят, вода есть, дров тоже заготовила. Висел у нас почти напротив дома уличный светильник. Ещё летом сняли его и увезли – наверное, в ремонт. Но председатель сельсовета обещал скоро его снова установить. А так жизнь идёт, года тоже быстро летят. Только здоровье с годами стало неважное – сказываются, думаю, тяжёлые условия труда. Всё же 42 года отдала родному колхозу.

Любовь Семёновна вышла нас проводить, а я подошёл к колодцу, который находится рядом с её домом. Таких подземных источников совсем не осталось в наших деревнях, а ведь раньше именно они снабжали водой жителей. Колодец нужно периодически чистить, а кому это сейчас в деревне надо? – нынче в домах свои скважины имеются. Вот и стоит он заброшенный, никому не нужный.

Так зачем колодцы, зачем нам деревня, если в прошлом году на одной из встреч премьер-министр, отвечая на вопрос о работе на селе, сказал буквально следующее: «Труд в поселениях становится высококвалифицированным, поэтому не нужно такого количества населения». Так что, не переживайте, дорогие друзья, наверху знают ваши проблемы, и не волнуйтесь, что в деревне мало народа. Главное ещё впереди, но вы держитесь.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle