Юрий ХРАМОВ
Фото Александра ЮРЬЕВА
25.09.2018 г.
Деревня Лыково находится в тринадцати километрах от Хахал, на высоком берегу Керженца. Из Семёнова туда можно попасть двумя путями – через Аристово, либо через Феофаниху, Кожиху, Заскочиху.
Но в любом случае – только на внедорожнике.
У этого населённого пункта очень интересная история. Когда-то оно имело статус села, потому как было в нём несколько церквей. А первое поселение располагалось примерно в километре от нынешней деревни и называлось починок Подувальное.
Вот в этих глухих, исторических краях, куда от гонений патриарха Никона бежали старообрядцы, мы недавно и побывали. Домов здесь осталось много, и живут в них в основном дачники, на зиму остаётся всего несколько человек. Среди них и Юрий Дудинский, который живёт с братом в небольшом домике, доставшемся в наследство от родителей.
- Я родился в соседнем Борском районе, а здесь жили мои родители, – рассказывает он. – Приехал к ним в 1981 году. Трудился двадцать пять лет монтёром по телефонной сети и радиофикации. Тогда ещё в деревнях работало проводное радио, давно уже его не стало. Летом здесь не скучно – работаю на огороде, хожу за грибами, а вот зимой, конечно, тоскливо. Выручают книги, журналы, которые дачники приносят, да телевизор – вот и все развлечения. Люблю кроссворды, сканворды разгадывать, чтобы мозги совсем не засохли.
Дрова заказываем – они сейчас дорогие, поэтому приходится копить денежки. Пенсию заработал небольшую, десять тысяч рублей. Всё потому, что последние восемь лет работал на полставки в районном узле связи, так как объём работы стал меньше. А в молодости пришлось поколесить по стране. Сначала уехал в Хакассию на строительство камвольно-суконного комбината, женился, затем с женой перебрались на Дальний Восток. Там, на берегу Японского моря, строил леспромхоз, а в 1981 году, как уже сказал, вернулся сюда.
Отец с матерью держали много скотинки, был большой огород – требовалась помощь. Родители умерли, а мы с братом остались тут. Ничего, жить можно, в последние годы дорогу зимой стали регулярно чистить. А раньше, помню, как занесёт – ни проехать, ни пройти. Многие вставали на лыжи и ехали в Хахалы за продуктами. Сейчас у людей появилось много автотранспорта, стало легче. Но они на зиму уезжают, а мы, да ещё несколько человек, остаёмся в деревне.
Валентина Федоренко родом из этих мест. Сюда приезжает весной, а уезжает поздней осенью. Говорит, что зимой дачники сюда на выходные и праздники наезжают. Но справляются они из областного центра через Керженский заповедник. Выписывают на год пропуск и смело едут в деревню.
- Раньше здесь была начальная школа, клуб, библиотека, два магазина, – вспоминает она. – Даже имелись конюшня, животноводческая ферма, давно всё это кануло в Лету. Сейчас только автолавка два раза в неделю наведывается, а самые необходимые продукты мы из Нижнего Новгорода привозим. К тому же огород выручает – все витамины, как говорится, под рукой. Каждый год собираем деньги на ремонт дороги. Видели, как обустроили участок, к которому автолавка подъезжает?
Далее наш путь лежит к добротному домику, расположенному недалеко от владений Валентины Федоренко. Стучимся – дверь открывает хозяин, знакомимся. Владимир Малышев в Лыкове родился, окончил начальную школу, дальнейшее обучение проходил в Рустае. После школы поступил в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище, а назначение получил на Северный флот – первая флотилия, третья дивизия атомных подводных лодок.
- Я десять лет служил электромехаником на подлодке, – рассказывает Владимир. – Ходил по Средиземному морю, Атлантическому океану. Конечно, психологически очень тяжело, когда на девяносто суток уходишь в море. На атомной подводной лодке стаж шёл год за два, поэтому в звании капитана второго ранга я закончил службу в 45 лет. Молодые были, здоровые, кормили нас хорошо. Раз в сутки, согласно нормам снабжения, полагалось сухое вино, шоколад, красная икра… В 1982 году перевёлся в Бакинское высшее военно-морское училище, стал преподавателем, а через шесть лет перешёл в Нижегородское высшее военное училище тыла, потом преподавал на кафедре электротехники и электрооборудования в Волжской государственной академии водного транспорта. В 2013 году закончил свою трудовую деятельность.
Около тридцати лет назад Владимир с женой купили в Лыкове дом, обустроили его. Как ни крути, а многих, кто завершает в городе работу, тянет в родные места. Сейчас у супругов Малышевых в огороде теплица, грядки, свой колодец, небольшая уличная печка. Есть своя пасека. Владимир рассказал нам, что четыре года назад был большой медосбор – удалось накачать полтонны мёда! А недавно появилось у бывшего моряка ещё одно увлечение: он собирает материал о своей деревне, планирует написать и издать книгу об истории Лыкова. Задела его эта тема за живое.
- Многие мои друзья сетуют на то, что заняться нечем, – говорит военный пенсионер. – А у меня рабочий день начинается с поездки в областной архив, библиотеку. Например, из церковных документов узнал, что где-то в 1913 году наше поселение стало именоваться селом. За всю его историю у нас было пять церквей. Первая построена в 1685 году и называлась она церковь святого Николая Чудотворца. Я могу многое вам ещё рассказать – сведений достаточно, но лучше потом прочитаете в книге. Однажды байдарочники, которые проплывали по реке, остановились у нас, я им тоже поведал о том, что узнал про здешние места. Они потом опубликовали это в одном из журналов.
Об истории своей деревни он может говорить часами. Мы с ним даже договорились о следующей встрече – теперь уже в Семёнове. Владимир обещал заглянуть в редакцию, когда приедет в нашу библиотеку за материалами для своей будущей книги. А ещё мы уговорили Владимира сфотографироваться в офицерской форме – всё же не так часто приходится встречаться с капитаном второго ранга.
У каждой деревни есть своя история, традиции, только не многие этим интересуются. А ведь это – наши корни, наша с вами биография, за которой стоит жизнь целых поколений. Не зря говорят, что без прошлого нет будущего.