Юрий ХРАМОВ
19.06.2018 г.

Во многих наших деревнях неприглядную картину являют ветхие, покосившиеся от времени дома. Зарастают они бурьяном, а кое-где и борщевиком. Никто-то за ними не следит, никому-то они не нужны.

И стоят они, бедолаги, как бельмо на глазу, особенно если расположены около автотрассы, как, например, в Малой Овсянке, Боковой. Недавно мы побывали там и в очередной раз в этом убедились. Для начальника сельского территориального отдела администрации Алексея Кудряшова такие строения – сплошная головная боль.

- Вот стоит какая-нибудь, извините, развалюха, взять бы, да снести её, – рассказывает он. – Но порой, только стоит начать это делать, откуда не возьмись собственники или наследники объявляются. У меня уже был такой опыт. Несколько лет назад я хотел снести одну небольшую хибару, которая годами пустовала, но что-то мне подсказало – не надо этого делать. И буквально через год появился собственник. Пришёл в кабинет, мы с ним спокойно поговорили, и он пообещал снести старый дом и выстроить на этом месте другой. Но после этого, правда, опять пропал. Представляете, чтобы могло быть, если бы мы его дом сами снесли? По судам пришлось бы походить, я думаю. Всё должно быть по закону. У нас два ветхих дома в Малой Овсянке и пять – в Боковой.

Мы едем с начальником сельского отдела по деревне.

- Вот видите, этот дом, – показывает он на развалившееся строение. – В нём раньше жил мужчина, трудяга, который следил за хозяйством. Потом он умер, наследница – его дочь. Она не ездит сюда уже лет пятнадцать. Нашёл через дачников номер телефона, но она не отвечает. Или ещё один пример: собственницей этого вот дома была пожилая женщина. Она подарила его сыну, тот, в свою очередь, продал жильё другому человеку. Сама бабушка теперь живёт в Краснобаковском районе, но прописана в этом доме, а собственник даже не показывается. А в нём, собственно говоря, сейчас и жить-то нельзя – всё уже развалилось. Постоянно ищем наследников, собственников жилья.

Мы за последние пять лет снесли несколько домов в Малой Овсянке и в Боковой.

Но там ситуация сложилась удачно – собственники отказалась от домов, написав письменное заявление. А у одной мы купили дом за небольшую сумму.

Прав Алексей Леонидович – чтобы снести любое жильё нужно действовать по закону. Такое же мнение и у наших юристов.

На мой взгляд, нужно давно принять закон, упрощающий систему избавления от домов-призраков. Если, допустим, собственник не проживает в нём более десяти лет и не предоставил властям заявление о дальнейшем его использовании, значит, нужно это считать фактом отказа от собственности. И тогда уже дело за судом.

Такая проблема, разумеется, не только в Боковском территориальном отделе, но и в других тоже. Да что там наш округ – по всей России подобная ситуация. Давно бы её можно было решить, если бы в верхах захотели это сделать. А пока ещё несколько лет станем ждать и искать наследников, все заброшенные строения превратятся в труху. Зато – по закону.

Раньше старики говорили: «Дом домить надо» – это значит, хозяйничать в нём, проводить необходимый ремонт. А без человека он постепенно разрушается, что мы и наблюдаем в наших деревнях.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle