Юрий ХРАМОВ
21.04.2018 г.

Когда-то много лет назад деревня Феофаниха, что находится в трёх километрах от Хахал, могла похвастаться семью десятками домов. И в каждой семье – по пять-шесть человек. Несложно подсчитать, что в целом здесь было под четыре сотни жителей.

Да что и говорить – в былые годы туда даже рейсовый автобус ходил. Нынче же там на зиму остаётся чуть больше двадцати человек – в основном пенсионеры, а об автобусе давно уже и речь не идёт. И нет в том ничего удивительного – дорога напрочь убитая. 

Не зря почтовые работники то ли в шутку, то ли всерьёз называют этот край хахальским военным округом. Может, потому, что проехать сюда можно только на военной технике, а может из-за того, что дороги выглядят как после бомбёжки – сплошные ямы да рытвины.

Местные жители, конечно, знают потайные тропы, по которым сюда можно добраться, не испачкав ботинки. Мы же, оставив наш редакционный «уазик» в сторонке (чтобы не увязнуть), пошли пешим путём там, где лесовозы ездят. И сразу же пожалели об этом – попали в самую грязюку.

На краю деревни слышится стук топора. Подходим ближе, знакомимся с местной жительницей. Елизавета Ильинична Напылова вышла подразмяться – решила расколоть несколько кряжиков берёзовых дров. Ей девятый десяток пошёл, но она ещё много чего сама делает – грядки копает, дрова убирает… Правда, пилит их и колет внук, но, как видим, зарядки ради и она может запросто пару кряжей разбить – не сидеть же всё время дома, на улице тепло стало. Когда здесь был колхоз, она трудилась дояркой на местной ферме.

- Мы ведь не одни так-то живём, во многих других деревнях такое же положение, – оптимистично заявляет пенсионерка. – К нам два раза в неделю приезжает автолавка, пенсию тоже прямо сюда привозят, никуда идти не надо. Вот с медициной тяжелее. Если уж заболеем, так таблетку примем. А кто сюда в распутицу по такой дороге поедет?

На противоположной стороне улицы супруги Разины – Василий Николаевич и Тамара Афанасьевна – укладывают дрова. Они тоже возмущаются состоянием дорог:

- Всё разбили лесовозы! Да ведь не только дороги – деревянные мосты под такими мощными грузовиками у нас проваливаются…

Василий Николаевич всю жизнь проработал механизатором в местном колхозе, был бригадиром тракторной бригады. Не ахти в каких передовиках числился колхоз, но зато работали люди, заработную плату получали.

- А в Хахалах существовал сушильный завод, у меня жена там больше тридцати лет трудилась, – продолжает разговор мужчина. – Всё останавливается, разваливается. Меня, например, огорчает, что с каждым годом растёт количество пустующих домов. Их бы продать, да покупателей что-то не находится. Сейчас дачников калачом не заманишь в такие деревни. Сами понимаете – где дороги, там и жизнь. Куда мы с этим вопросом только ни обращались – всё без толку. Говорят, мало народу у нас, в общем, неперспективная наша деревенька. А в соседнюю деревню Кожиху в распутицу и вовсе проблематично проехать.

- Раньше мы корову, поросят в хозяйстве держали, а нынче даже коз и то нет, – вздыхает Василий Николаевич. – Усады мы уже не в состоянии обрабатывать – лошадей нет, трактористы из Хахал не хотят сюда ехать, но налоги на землю платим немалые. Здоровье лучше не становится, поэтому сейчас стараемся заготовить дров побольше – кто знает, что дальше будет? Нам с женой скоро уж восемьдесят исполнится, так что, пока есть силы, надо трудиться. Дрова покупаем – тринадцать тысяч стоит один лесовоз. Я ещё сам распилю, расколю их, а укладываем в поленницы вместе с супругой.

Нас, мужичков, осталось двое в деревне – я да мой брат, который живёт на том краю, остальные – бабки-пенсионерки.

Где-то читал, что за границей жители глубинки садятся на свои машины и едут в магазины за продуктами. У нас же наоборот – автолавки приезжают в деревню. Сельские магазины прикрыли, хорошо хоть местные «мобильные» предприниматели выручают – такие как Татьяна Рыбакова.

Кстати, сама Татьяна в разговоре отметила, что запросы деревенских жителей нехитрые – покупают люди в основном хлеб да молоко. Средний чек составляет не больше трёхсот рублей. Так что все эти поездки по бездорожью коммерческими очень трудно назвать – они больше походят на благотворительность.

- Мы в такие деревни приезжаем на ГАЗ-66, но и этот военный грузовик начинает сыпаться, – говорит она. – Постоянно приходится покупать запасные части. Желающие заниматься торговлей на селе что-то в очередь не выстраиваются. Но ведь, согласитесь, старики не виноваты... Стараемся два раза в неделю приезжать, а иногда и раз в неделю.

Вот так и живут люди в дальних деревнях. А горожане нередко жалуются, что хлеб в магазине вчерашний, что сыр невкусный… Здесь – совершенно другие понятия о свежести и вкусе.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

   

   
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel