Александр СМИРНОВ
12.04.2018 г.
Два года назад, 16 апреля 2016 года, в нашей газете был опубликован материал «Генерал из деревни Дуплишки», в котором говорилось о нашем земляке, уроженце деревни Дуплишки генерал-майоре милиции Павле Никандровича Староверове.
Автор публикации – коллега главного героя, подполковник милиции в отставке Валерий Калинкин – рассказал о богатой на события судьбе этого человека, долгое время возглавлявшего Волго-Вятское управление внутренних дел
на транспорте.
Пролог
Существует расхожее мнение, что газета живёт один день. Однако с этим можно и поспорить. Спустя какое-то время номер «СВ» с вышеупомянутой статьёй попался в руки другому нашему земляку – Александру Смирнову, который постоянно живёт в Нижнем Новгороде, но нередко приезжает на свою родину в Семёновский округ – на выходные и во время отпуска.
«Я являюсь постоянным и давним читателем «Семёновского вестника», особенно нравятся разделы «В округе», «Далёкое и близкое», «Наши люди», где описывается жизнь замечательных людей и простых тружеников района, – написал он в газету. – Живу я сейчас в Нижнем и, к сожалению, газету покупаю не регулярно, поэтому и статью «Генерал из деревни Дуплишки» увидел только спустя год после выхода. Чем же мне так дорога эта публикация? Всё просто: генерал Павел Никандрович Староверов – мой дядя. Мне хотелось бы выразить большую благодарность от себя лично и других родных П. Н. Староверова ветерану МВД Валерию Алексеевичу Калинкину за тёплые, душевные слова о близком нам человеке».
Таким вот образом родилась у Александра Смирнова идея написать продолжение той публикации, чтобы рассказать о жизненном пути других своих родственников и односельчан из деревни Дуплишки. Сегодня мы хотим предложить этот материал вашему вниманию.
Корни
Павлу Никандровичу Староверову было с кого брать пример. Его отец, а мой дедушка Никандр Лаврентьевич Староверов с первых дней войны ушёл на фронт. Начинал воевать под Москвой в 21-й Отдельной мото-штурмовой инженерно-сапёрной бригаде Западного фронта. Затем был Ленинградский фронт, Первый, Второй Прибалтийские фронты. Бригада дошла до Одера, а далее – переброска на Второй Дальневосточный фронт, где она участвовала в разгроме Японской квантунской армии.
За время войны ефрейтор Н. Л. Староверов обезвредил 9000 вражеских мин и установил более 13000. Отмечен многими наградами, в том числе медалями «За оборону Москвы», за боевые заслуги, Орденом Отечественной войны 2-й степени. Был ранен, но, слава Богу, легко – осколком в ногу.
О войне дед рассказывал очень мало. Не хотел. Говорил лишь, что тяжело было в первые месяцы войны, особенно подо Ржевом, и на Дальнем Востоке в Манчжурии, когда не хватало воды, – все запасы шли в радиаторы автомобилей. Даже умываться приходилось спиртом.
Домой в родную Дуплишку дед вернулся только летом 1946 года, и сразу начались трудовые колхозные будни. В состав местного колхоза входили деревни Дуплишка и Ивановка, и дед возглавлял его до начала 50-х годов, пока не образовалось большое объединённое хозяйство имени Тимирязева.
Затем он трудился плотником, помощником комбайнера, пахал землю и сеял, заготавливал лес. И даже выйдя на пенсию, трудился внештатным лесником, следил за близлежащими лесами. А я, будучи совсем мальчишкой, помогал ему проводить санитарные вырубки в молодых посадках сосен, где осенью вырастали царские грибы – рыжики.
Сам я родом из посёлка Сухобезводное, но все каникулы с малых лет проводил в деревне Дуплишке, у моего деда, помогая ему по хозяйству. Ухаживал за огородом, косил траву, убирал сено, колол дрова и многое другое. И мне это очень нравилось.
Наследники
У деда Никандра Лаврентьевича было шестеро детей, и все они в те трудные послевоенные годы смогли получить достойное образование и работу. Павел стал генерал-майором МВД. Николая в 1947 году призвали в ряды Советской армии, он служил до 1950 года в звании сержанта в погранвойсках в Литовской ССР. Был вначале командиром отделения, а затем заместителем комвзвода. В те годы советским воинам приходилось бороться с пособниками фашистских окупантов – «лесными братьями».
После службы в армии работал в леспромхозе в посёлке Рустае, а в 1955 году вернулся в родную Дуплишку, построил дом и стал трудиться в колхозе имени Тимирязева. Работал плотником, рамщиком на пилораме, пахал землю, а с 60-х годов стал бригадиром полеводческой бригады. Под его руководством была пробурена артезианская скважина и проложен водопровод, построена новая ферма. В 70-е годы заведовал местным магазином.
Зоя Никандровна, моя мама, закончив курсы, работала бухгалтером, старшим бухгалтером и около пяти лет – зам. главного бухгалтера в исправительно-трудовой колонии №1.
Две мои тётушки закончили Семёновский техникум МОД. Галина Никандровна после окончания техникума работала мастером на мебельной фабрике в городе Южа Ивановской области. Была секретарем партийной организации, инструктором РК КПСС, а затем зав. орготделом райкома.
Антонина Никандровна после техникума работала мастером на мебельной фабрике в Красноярске, секретарём комитета ВЛКСМ в монтажном техникуме, затем вернулась в Горький и поступила в проектно-конструкторское бюро.
Вера Никандровна трудилась на горьковском заводе РИАП – сначала простой станочницей, а после окончания радиотехникума – мастером ОТК.
Мы, внуки нашего деда и племянники Павла Никандровича Староверова, также смогли получить достойное образование и работу. А в целом у деда было 9 внуков и внучек и ещё 5 правнуков.
Дед был очень гостеприимный, и летом, в престольный праздник Владимирской иконы, в его доме собиралось до полутора десятков родственников: дочери, зятья, внуки, и всем хватало места, тепла и угощений. Павел Никандрович при первой возможности тоже навещал родные края. Любил он баньку по-чёрному и «тихую охоту» на белые грибы и рыжики, которые росли за деревней в сосновом бору. Иногда он привозил и своих друзей-сослуживцев.
Сам я закончил пединститут в городе Горьком и в 1979 году вернулся в Семёнов. Более пяти лет преподавал в межшкольном учебно-производственном комбинате (УПК), а затем – в вечерней школе. В те годы в УПК ученики 9-10 классов обучались рабочим профессиям по 7-8 специальностям. Это – токарь по металлу, слесарь, швея, продавец, художник хохломской росписи и сувениров, токарь по дереву. Наиболее отличившиеся ученики получали рабочие разряды. Помню, большую помощь в развитии УПК оказывал заведующий РОНО Л. М. Майоров, а также руководители предприятий.
В 1985 году я переехал в Горький, работал в УПП ВОС, «Областной медтехнике» ООО «Приволжье». Впрочем, вернёмся в деревню Дуплишку, где, кроме П. Н. Староверова, родились и другие замечательные люди.
Ими гордилась деревня
Никандр Григорьевич Потехин закончил Рязанскую спецшколу МВД и Высшую школу МВД СССР в Москве, дослужился до звания полковника внутренней службы МВД и почти 13 лет руководил ИТК №1 посёлка Сухобезводное. Отмечен множественными наградами. Он никогда не забывал родную деревню, оказывал ей и колхозу посильную шефскую помощь и в плане строительства, и в уборке урожая.
Григорий Михайлович Рябков окончил Краснобаковский лесной техникум, трудился в Сухобезводном инженером, лесничим, старшим лесничим, а в 1962-м стал директором Ветлужско-Унженского лесхоза. После окончания института был назначен директором Борского лесхоза, затем – директором Центра НОТ в Горьком. В 1979 году его назначили заместителем начальника управления лесами Горьковской области, в этой должности он отработал более 10 лет.
За свой труд имеет награды: Орден Трудового Красного знамени, медаль «За трудовую доблесть» и другие. В 1988 году ему было присвоено звание «Заслуженный лесовод РСФСР».
Когда я работал в ООО «Приволжье» и мы решили открыть цех по переработке пиломатериалов, Григорий Михайлович откликнулся на просьбу о помощи и активно помогал в организации поставок леса и реализации пиломатериалов. Его знали многие лесозаготовители и верили на слово, поэтому мы работали зачастую без договоров – под честное слово, и никого не подводили. Низкий поклон ему за это и огромное спасибо за оказанную помощь.
Григорий Рябков тоже вырос в многодетной семье – у него было 3 сестры и 4 брата. Старший брат Вениамин Михайлович – участник Великой Отечественной войны, был ранен. В мирное время работал инженером-строителем и долгие годы был ведущим специалистом в ОКСе управления сельского хозяйства при Семёновском райисполкоме.
Вячеслав Михайлович закончил Семёновский техникум МОД, затем заочно – политех. Трудился в разных городах СССР, с 1970 года – в Горьком, в основном на 78-м деревообрабатывающем комбинате. Сначала – главным технологом, главным инженером, затем – заместителем гендиректора.
А ещё Вячеслав Михайлович в 2007 году издал автобиографическое изложение «Ососовая полоса» – о себе, своей большой семье и о родной деревне Дуплишке.
Младший брат Валерий Михайлович окончил институт, аспирантуру. Сейчас он – доцент, кандидат технических наук, преподаёт в Москве, в МВТУ им. Баумана. Были и многие другие замечательные жители деревни Дуплишки, обо всех сразу и не расскажешь.
Осталось только название
В годы СССР Дуплишка была довольно жизнеспособным поселением. В деревне – своя ферма, свои телятник, свинарник, конюшня, зерновой ток, мельница, пилорама, кузница (где работал отец Н. Г. Потехина), свой клуб, магазин. Ребятишки учились в начальной школе, где долгие годы преподавала Павлина Павловна Воробьёва из деревни Озёрки. В каждом хозяйстве держали скотину: корову или поросёнка, кур уток, гусей. 7-8 хозяйств занимались пчеловодством. Мой дед до самой кончины держал пасеку из 10-15 ульев. Но с распадом СССР, когда развалились колхозы, в 90-е годы начала умирать и наша деревня. Почти два века жила и работала она, а умерла за считанные двадцать лет.
После смерти деда мы, внуки и дети, летом регулярно приезжали в родовое гнездо. Поддерживали дом в исправном состоянии, обрабатывали огород, сажали картошку, овощи. В 2012 году я сам решил заняться пчеловодством. Но в 2016-м пришлось деревню покинуть, поскольку кто-то взломал наш дом, срезал электропроводку и электролинию от трансформатора, спилил даже столбы! Написал я тогда заявление в полицию, но результатов пока никаких. В общем, осталось от деревни только название. Пришлось мне и пасеку перевезти в другое место.
Отдельно хотелось бы сказать о местном кладбище. Оно расположено в 2-3 км от деревни, в красивом сосновом бору. Но вот навестить своих предков удаётся не всем родственникам – не стало дороги, её разбили лесовозы и тракторы, а пешком дойти не каждый сможет.
Не расстанусь с комсомолом
В нынешнем году отмечается столетие комсомола, и как тут не вспомнить славные комсомольские времена! Я учился в Сухобезводнинской средней школе в 70-е годы, входил в состав комитета комсомола и хорошо помню, как активно велась военно-патриотическая работа под руководством РК ВЛКСМ, какие проводились военно-патриотические игры «Зарница»! Помню, я был командиром отряда нашей школы, и мы заняли второе место среди всех школ района. А в школе прививал любовь к военному делу наш военрук Виктор Алексеевич Дрягин – фронтовик, танкист. Благодаря ему каждый второй ученик мечтал поступить в военное училище, и многие действительно поступали и с честью служили своей Родине.
Помню также комсомольско-учебные активы, которые проводились в пионерском лагере «Колос» в деревне Быдреевке, на реке Керженец. Там я познакомился с хорошими ребятами и девчатами – Алексеем Логиновым, Александром Чеховым, Надеждой Молодцовой, Людмилой Варенцовой, Ольгой Исаевой, Володей Пряничниковым. Мы с ними долгое время поддерживали дружеские отношения.
P. S. 10 марта 2016 г. в «Семёновском вестнике» была опубликована большая автобиографическая статья Бориса Бавина «Верный вектор определил директор», посвященная руководителю Сухобезводнинской средней школы Николаю Павловичу Сальникову – настоящему учителю с большой буквы, который сеял «разумное, доброе, вечное». Мы, выпускники 1972 года, помним его как строгого, но справедливого и отзывчивого директора и учителя. У нас он преподавал географию. К сожалению, в 2017 году Николая Павловича не стало. Светлая ему память и низкий поклон за доброту и душевность!
Большое спасибо и Борису Бавину – за то, что он регулярно пишет о жителях Сухобезводного, о лесхозе, об истории посёлка. Всегда очень интересно читать и узнавать, чем живёт родной край.