Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 2166

Людмила КОРОЛЁВА
04.11.2017 г.

В последнее время заметно возрос интерес к Великой Октябрьской социалистической революции – 100-летний юбилей эпохального события даёт весомый повод извлечь его из тьмы истории и попытаться осмыслить заново.

Журналисты, историки, политические деятели и прочие заинтересованные лица снова поднимают и стараются ответить на основные вопросы: что и как происходило в России осенью 1917 года и почему наша история пошла именно по этому пути? Не могли обойти неоднозначную тему стороной и сотрудники Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ). Как относится к революции российский народ в целом, стало известно за неделю до её векового юбилея.

Вконце 2016 года через опрос прошли 1600 россиян от 18 лет и старше из 46 областей страны. В октябре 2017 года 1800 совершеннолетних граждан РФ были опрошены по телефону посредством случайной выборки стационарных и мобильных телефонных номеров. Думается, что результаты столь обширного исследования вполне можно считать общенародным видением исторических событий.

Первый вопрос звучал так: «Как вам кажется, что главным образом привело к Октябрьской революции?» Возможных вариантов ответа не предлагалось, и все опрошенные должны были его сформулировать самостоятельно. Подавляющее большинство предпосылками для такого поворота событий называли тяжёлое положение народа (45 процентов) и слабость правительственной власти (20 процентов). Часть опрошенных видят Октябрьскую революцию как заговор врагов русского народа, экстремизм политических авантюристов и стихийную агрессию толпы. 

Несложно заметить: большинство респондентов транслирует именно ту версию, которая традиционно преподносится в средней школе на уроках истории.

Всем известно, что государственные перевороты и революции происходили и происходят во многих странах. Если рассматривать революцию как явление мирового масштаба, то большая половина россиян смиренно признаёт её исторической неизбежностью, имеющей как плюсы, так и минусы. Но ровно четверть россиян видит в этом явлении в первую очередь потрясения и жертвы, которые ничем нельзя оправдать.

Абсолютно никакого народного единства не получилось в вопросе: выражала ли Октябрьская революция волю народов, населявших Российскую империю? Мнения «скорее, да» и «скорее, нет» среди современных россиян разделились. Да и откуда нам, живущим в 21 веке, знать волю давно ушедших предков? 

Чтобы выяснить революционную активность населения, исследователи задавали прямой вопрос: «Что бы вы стали делать, если бы Октябрьская революция происходила на ваших глазах?» И выяснили, что многие соотечественники (41 процент) в страшный и переломный момент истории готовы самоустраниться и никак не участвовать в событиях или даже отсидеться в безопасном месте за границей. Активную поддержку большевикам могли бы оказать лишь 15 процентов населения, а 9 процентов встали бы на сторону «белых».

Интересно, что к основным выдающимся харизматичным личностям тех времён большинство людей в нашей стране испытывают симпатию: «рейтинг» императора Николая второго составляет 60 процентов голосов, Ленина – 53, Дзержинского – 57, Сталина – 52, но скорее антипатию в народе вызывают сейчас такие политические деятели как Троцкий, Керенский и Махно.

В текущем, и особенно в прошлом году, СМИ частенько обсуждали вероятность в России новой революции. Возможно ли это? – спросили исследователи у народа.

Учитывая глобальное недовольство простых людей современной действительностью, растущим расслоением общества, низкими зарплатами и состоянием социальной сферы, ответов можно было ожидать каких угодно. Тем не менее треть россиян считает, что повторение революции в нашей стране скорее невероятно, и ещё 27 процентов уверена, что совершенно невероятно. Теоретически допускают такую возможность только 30 процентов жителей. О чём это говорит? Скорее всего, о том, что какой бы грязью ни поливали работяги высокопоставленных жирующих чиновников, никто уже не пойдёт на штурм их кабинетов, вооружившись вилами. И какой бы чёрной завистью к богачу ни наполнилось сердце бедняка, но придуманная большевиками экспроприация экспроприаторов сейчас всё равно не актуальна. Максимум, на что может надеяться современный пролетарий, – если вдруг богача рано или поздно подловят на взяточничестве люди в погонах, это и будет актом хоть какой-то социальной справедливости. А в остальном наш народ очень и очень терпеливый.

А самый важный, окончательный и в общем-то утешительный вывод о том, что России в начале 21 века революция не грозит, можно сделать по результатам последнего вопроса «всероссийского интервью», который звучал так: «Некоторые силы сегодня активно призывают к революции в России. Другие уверены, что бы ни случилось, революции в стране сейчас допускать нельзя. А какая позиция ближе лично вам?» 

Лишь жалкие 5 процентов жителей высказались в духе того, что нам сейчас нужна революция, и убедительные 92 процента уверены в обратном: что бы ни случилось, революцию в стране никак нельзя допускать! 

Хочется всё-таки верить, что за последние сто лет эволюция человечества не повернулась вспять, и люди постепенно научатся решать возникающие общественные конфликты мирным и цивилизованным способом.  


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle