Печать
Категория: К 100-летию семёновской Золотой хохломы
Просмотров: 4799

11.06.2016 г.

Искусство хохломы – одно из самых ярких явлений русского народного творчества. Почти в неизменном виде уникальная технология создания и росписи хохломских изделий сохранилась до наших дней.

Но время не стоит на месте, и сейчас хохломское производство – это не только старинная традиция, дошедшая до нас сквозь века, но и современная фабрика, уникальное оборудование и новые материалы. И, конечно, бесценные кадры! Сколько труда и терпения, сноровки, а порой истинного вдохновения было вложено людьми разных специальностей в этот творческий процесс!

Cегодня, впрочем, как и всегда, на предприятии ЗАО «Хохломская роспись» трудятся настоящие энтузиасты, люди, поистине влюбленные в свое дело. В преддверии юбилея хочется отметить многих поименно. 

Пожалуй, одним из самых интересных периодов истории фабрики были 60-е и 70-е годы прошлого столетия – время новых открытий и больших перемен, время романтиков и энтузиастов, время всеобщего душевного подъема.

Начнем с самых азов, ведь рождение хохломского изделия начинается задолго до того, как оно попадает в руки опытных художниц или выставляется на полки магазинов. Для того чтобы произвести на свет любой – пусть даже очень небольшой по размеру хохломской предмет, требуются усилия многих людей – представителей самых разных профессий.

И одна из интереснейших и трудоёмких в хохломском производстве – профессия токаря. Поистине удивительное зрелище, когда из грубого куска дерева в руках умелого мастера рождается настоящее произведение искусства! Большое количество таких неповторимых изделий, которые до сих пор радуют глаз, было выточено Сергеем Самойловичем Емелиным – токарем по дереву токарно-ложкарного цеха. Наряду с ним достойнейшим токарем творческой лаборатории был Леонид Васильевич Опарышев, чьи новинки признаны на самом высоком уровне. Не отставали от них и токари Василий Михайлович Железов, Борис Иванович Штарёв, Владимир Михайлович Мазин. Мастерами в токарно-ложкарном цехе трудились тогда Галина Яковлевна Ростунова, Татьяна Николаевна Киселёва. А руководил всем процессом токарной обработки начальник цеха Александр Арсентьевич Доброхотов.

Одним из основных цехов предприятия являлся столярно-механический. Возглавляла его Анастасия Васильевна Садакова – член артели, лучший рационализатор, ветеран труда, ударник коммунистического труда, руководитель с большой буквы, обладающий не только организаторскими способностями, но и высокими знаниями в деле мебельного производства. Под ее началом работали такие замечательные люди, как Василий Николаевич Никифоров, Александра Павловна Мазина, Дмитрий Вениаминович Щёлоков. К примеру, Василий Николаевич не только был грамотным специалистом, хорошо знающим свое дело, но и принимал активное участие в общественной жизни, входил в состав хора предприятия, который в те времена гремел на весь город. Кстати, Василий Николаевич Никифоров и по сей день занимает самую активную жизненную позицию – до сих пор участник хора, но уже городского.

Всем производственным процессом руководил строгий и дисциплинированный Николай Фёдорович Красильников. Технологической службой заведовал опытный инженер Леонид Алексеевич Варакин. Контроль за качеством продукции осуществлял Юрий Дмитриевич Калякин, который принял это нелёгкое дело у Сергея Ивановича Носова.

Грамотно и профессионально готовил производство к работе отдел главного механика под управлением Ивана Степановича Огородцева. А обеспечивал бесперебойное электро- и теплоснабжение отдел главного хохломского энергетика – Павла Ивановича Ложкарёва. Ответственность за службу охраны нёс на своих плечах инженер Яков Матвеевич Мясников.

Но любое большое производство – процесс непрерывный, требующий большого запаса материалов. Без склада немыслима работа всего предприятия, и за снабжением фабрики всем необходимым стояли опытные хозяйственники: Константин Иванович Орлов, Зинаида Артамоновна Мосина, Иван Нестерович Скворцов.

Из года в год «Хохломская роспись» увеличивала выпуск продукции. В процессе обработки древесины оставалось много отходов. Поэтому руководством предприятия было принято решение о создании прессового цеха, руководителем которого на протяжении многих лет являлся Валерий Константинович Смирнов. Использование отходов давало большую экономию ценной древесины. В ассортименте стали появляться новые журнальные столики, детские стулья, полочки для полотенца, настенные панно, тарелки и многое другое.

Вся продукция токарного и столярного прессового цехов после предварительной обработки попадала в сушильно-заготовительный цех, возглавляемый Лидией Лазаревной Красильниковой, и уже оттуда отправлялась в руки наших чудо-мастериц, которые при помощи затейливых узоров превращали каждое изделие в настоящее произведение искусства. Вот почему самая главная профессия нашего предприятия – это, конечно же, художник росписи по дереву. 

По сей день в ассортиментном кабинете фабрики можно увидеть работы старых мастеров. Таких, как Галина Ивановна Волкова – непревзойденный мастер травного орнамента и кудрины, а также замечательные изделия, вышедшие из-под кисти Екатерины Серпионовны Леодоровой. Обе они отличались не только неоспоримым талантом, любовью к избранному делу, но и были настоящими энтузиастами своего дела – например, обе они могли остаться на ночь в цехах, чтобы выполнить установленную сверху норму.

В 1964 году на предприятии была создана творческая лаборатория, руководить которой доверили человеку с неиссякаемой энергией и твердой жизненной позицией, мастеру-художнику высшего разряда Нине Петровне Сальниковой. Благодаря её таланту, искусство хохломской росписи получило новый подъём. Богатая фантазия помогла ей стать автором значительного количества изделий прикладного искусства, которые пользуются спросом уже много лет и по сей день выпускаются на производстве. Нина Петровна отдала любимому делу 37 лет жизни, за что была удостоена почётного звания Заслуженный художник СССР. Под её чутким руководством в составе творческой лаборатории работали опытные талантливые мастера – Елизавета Владимировна Яковлева, Любовь Павловна Поляшова, Нина Васильевна Морозова, Нина Ивановна Иванова, Таисия Акимовна Белянцева, Павлина Евтифьевна Щербакова, Александра Павловна Савинова и другие. Не одно поколение замечательных художников воспитано на их непревзойдённых орнаментах кудрины и травки, их работами, которые находятся в музеях и ассортиментном кабинете фабрики. Своей красотой они не перестают восхищать поклонников промысла. 

Наряду с художниками творческой лаборатории в цеху была создана авторская группа, в состав которой вошли такие мастера, как Наталья Никандровна Смелышева – её неповторимые напольные вазы, ковши отличались оригинальным орнаментом с особым расположением листьев, Лидия Николаевна Голубева, в совершенстве владевшая фоновым письмом с крупными фантастическими цветами, украшающими панно и другие изделия, Александра Константиновна Овчинникова, чья техника кудринного письма поражала чистотой и изяществом, Мария Михайловна Бушуева – в её фоновом орнаменте мы узнаём красоту родной природы, Елизавета Андреевна Цветкова – особенностью росписи этого мастера является кудрина, отличающаяся удивительной художественной выразительностью и виртуозностью исполнения, Анна Ивановна Соколова – от её сочных ягод изделия приобретают поэтичность, мягкость, теплоту и особый эмоциональный настрой, Валентина Алексеевна Швецова, сёстры Антонина Николаевна Рябова, Валентина Николаевна Трошина и многие другие художники росписи мебели.

Предприятие горячо поддержало движение коммунистического труда. Мастера разных профессий объединялись в бригады, которые появились во всех цехах предприятия. Целью создания бригад было повышение производительности, бескорыстная помощь друг другу, взаимовыручка. Девиз движения звучал так: «Один за всех и все за одного». Первую бригаду возглавила талантливый, дисциплинированный и очень требовательный к себе художник Фаина Михайловна Юзикова. Почти 40 лет она посвятила любимому делу – хохломской росписи. Её диковинные цветы и необычные элементы создавали поистине сказочный фоновый орнамент, которым Фаина Михайловна виртуозно украшала напольные вазы, чаши, панно и формировала тем самым отношение к хохломскому изделию как к произведению искусства, уникальному явлению национальной культуры. В первую бригаду вошли такие именитые художники, как Галина Ивановна Кукушкина – мастер с индивидуальной манерой исполнения фонового письма, чьи ромашки, маки, изобилие ягод украшают поставцы, бочата, чашки, Валентина Ивановна Ольнёва, на высочайшем уровне владевшая двойным фоном с преобладанием шиповника, Евгения Фёдоровна Ершова, удивительно грамотно и лаконично облачавшая в хохломской орнамент любые формы токарных и столярных изделий.

Бригада Юзиковой явилась примером для подражания, и вскоре одна из самых сильных мастеров «Хохломской росписи» – Валентина Павловна Грачёва – возглавила ещё одну группу из 15 человек, в которой трудились Мария Алексеевна Гоголева, передавшая свою строгую, торжественную кудрину многим молодым мастерам, например, замечательной художнице Александре Дмитриевне Двойниковой.

Соревнование за ударный коммунистический труд продолжало жить и в 1975 году. Высокого звания «Ударник коммунистического труда» были удостоены 750 рабочих из 58 бригад: Татьяна Ивановна Пичужкина, Татьяна Тарасовна Булганина, Римма Сергеевна Кузнецова, Анастасия Антоновна Напылова, Татьяна Афанасьевна Полетаева, Галина Фёдоровна Постнова, Евгения Ивановна Рябинина, Александра Васильевна Сочнева, Анна Ильинична Козлова, Евдокия Куприяновна Мельникова. Среди них и художники первого цеха, трудившиеся под руководством отличного мастера Валентины Ивановны Фроловой, – Анна Ивановна Кудряшова, Вера Павловна Кустова, Елизавета Петровна Могилина, Елизавета Тихоновна Плигина, Мария Фёдоровна Сахарова, Римма Степановна Хохлова, Анна Яковлевна Низовцева, Галина Сергеевна Пересыпина, София Федотова, Альбина Павловна Никитина – замечательные художники, украсившие простой душевной росписью нашу русскую деревянную ложку, плошку и детский стульчик, «воспитавший» не одно поколение советских и российских малышей.

Также на хохломском производстве широкую популярность приобрело движение наставничества. Работники, обладающие высоким мастерством и богатым жизненным опытом, брали под свою опеку молодых начинающих художников, передавая им секреты мастерства, а вместе с ними – и частичку собственной души. Одним из лучших наставников по праву считалась Мария Фёдоровна Воронцова, за 40 лет работы подготовившая около сотни замечательных художниц хохломской росписи, за что и была награждена медалью «За трудовую доблесть». Немало учеников подготовили Галина Дмитриевна Морозова, Галина Петровна Коптева, Вера Дмитриевна Кирсанова, Екатерина Иосифовна Хлюнева, Елизавета Ивановна Шубякова.

С момента основания предприятия не только активно развивались профессиональные навыки работников, огромное значение имела активная общественная жизнь. Люди самых разных возрастов увлекались самодеятельностью, спортом. Большую заинтересованность к ней у людей вызывали периодически проводимые конкурсы между цехами на лучший коллектив фабрики. Заводилами цеха №1 были художница росписи по дереву Зинаида Александровна Чекушина и Варвара Николаевна Блохина, которая своими мелодичными песнями настраивала весь коллектив цеха на рабочий ритм. В художественном цехе №2 особой активностью отличалась всеми любимая баянистка, художница по росписи мебели Ольга Ивановна Овсянникова. 

Не быть хохломе такой яркой и праздничной, если бы не усилия бессменных сотрудников предприятия по изготовлению художественных кистей Евгении Ивановны Ухабиной и Анастасии Зиновьевны Тюриковой, полностью посвятивших себя любимому делу.                   

Но как бы виртуозно ни была исполнена роспись, её краски не зазвучат ещё в полную силу, пока изделия остаются серебристыми. Неповторимый хохломской колорит она приобретает лишь после того, как будет покрыта лаком. Поначалу продукцию после росписи лакировали вручную. Затем фабрика приобрела пульверизаторную кабину, которая была установлена прямо на улице. Освоением нового аппарата занималась Лия Лаврентьевна Яшина. Впоследствии в помещении художественного цеха №2 был оборудован специальный участок лакирования. Одним из самых добросовестных, исполнительных и ответственных работников этого участка была Анна Сергеевна Ложкарёва.

Весь ассортимент хохломской продукции в конечном итоге попадал в руки контролёра-маркировщика, задача которого – проверить качество каждого изделия. Сегодня хочется сказать тёплые слова благодарности Александре Александровне Уткиной. Ответственная и исполнительная, она всегда предельно внимательно просматривала каждое изделие на наличие дефектов и царапин. 

Всеми этими людьми руководили начальники цехов и служб, мастерский состав, на плечи которых выпала нелёгкая организаторская работа. На протяжении многих лет художественным цехом №2 руководила Людмила Фёдоровна Карамышева, а цехом №1 – Тамара Александровна Додонова. Среди мастеров-художников на слуху такие имена, как Александра Вениаминовна Чехова, Галина Николаевна Колесникова, Валентина Андреевна Большакова, Галина Григорьевна Ложкарёва, Валентина Ивановна Фролова, Вера Александровна Жирнова, Тамара Варфоломеевна Лазарева. 

Но даже когда изделия полностью готовы, в продажу они попадают не сразу. Сначала следует упаковать их в отдельные коробки, которые изготовлялись в тарном цехе фабрики. Лучшим мастером по изготовлению коробок любого размера и формы по праву считался Алимпий Васильевич Смирнов.  

Затем готовая продукция с хохломской росписью поступала в цех комплектации, которым длительное время заведовал Поликарп Васильевич Пряничников, а мастером была Зоя Ивановна Корьёва, отдавшая любимому делу всю свою жизнь.

Чёткая и слаженная работа любого предприятия немыслима без грамотной организации труда и управления производством. Возглавляли отдел труда и заработной платы в разное время Павел Алексеевич Пискунов и Роза Дмитриевна Рябкова. На протяжении долгих лет бессменным главным бухгалтером работала Елизавета Васильевна Дюдькина, а бухгалтером по расчётам – Нина Ивановна Демидова.

В руководящей сфере трудились и другие не менее талантливые люди – например, Полина Парфёновна Прыткова – главный экономист фабрики, удостоенная редкой награды – звания «Заслуженный экономист».

А ответственность за набор бесценных сотрудников, конечно же, ложилась на плечи отдела кадров, заведовала которым Людмила Васильевна Болотникова, знавшая ремесло не понаслышке, ведь начинала она свою трудовую деятельность как художница.

К сожалению, в рамках небольшой статьи невозможно упомянуть каждое имя, невозможно рассказать о каждом человеке, который внёс свой вклад в развитие хохломского дела. Но благодаря усилиям каждого отдельного работника ЗАО «Хохломская роспись» в наши дни достигло таких ярких успехов, а изделия этого уникального промысла популярны не только в России, но и во всем мире. 


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle