23.04.2016 г.

С каждым годом всё более актуальной становилась проблема с трудоустройством выпускников школы художественной обработки дерева.

Поэтому событием огромной важности явилось создание в 1931 году художественной артели «Экспорт», которая возникла в результате реорганизации семёновского промыслового товарищества. Первыми в артель пришли лучшие художники П. Ф. и И.Ф. Распопины, С.С. и И.С. Юзиковы, Ф. А. Колобянин, И.Е. Тюкалов, а также выпускники школы ХОД и школы инструкторов по токарному и столярному делу – всего около 100 человек.

Первым председателем артели был Александр Алексеевич Бубнов, направленный краевым профсоюзом. Заведующим производством стал выпускник техникума МОД Тихон Петрович Кириллов.  В то время артель имела единственную во всём Семёновском районе красильную мастерскую, построенную семёновским промысловым товариществом в 1929 году для окраски ложки. Как и прежде, главный рисунок – «ягодки» – наносился дождевиком, закалка ложек производилась в шести жаровых печах. Но уже в 1931 году красильщиц перевели в одну половину здания, а другую заняли художницы, окончившие краткосрочные курсы при профтехшколе. Сюда пришёл со своей бригадой замечательный мастер Иван Дмитриевич Смирнов. Было выделено место нескольким резчикам по дереву и двум столярам, собиравшим табуретки. Так формировался коллектив первого художественного цеха, начальником которого и стал Иван Дмитриевич.

Ассортимент выпускаемой продукции был сравнительно небольшой: разнообразные по форме токарные и столярные, расписанные под хохломскую роспись, резно-полированные изделия. Выпускали также мебель: детский стул, детские скамейки, кофейный стол. 

После того как Смирнов перешёл работать инструктором производственного обучения в профтехшколу, цех возглавил Я.А. Распопин, а должность мастера заняла талантливая резчица О. Н. Бородулина. В январе 1932 года начал работать токарный цех. В нём установили 12 станков, за которые встали С. В. Мосин, Ф. Кокурин, В. П. Семяновский, Ф.И. Санников, Б.В. Вшивцев и другие. Ассортимент изделий был также небогат: вазы, поставки различных размеров, сахарницы. Чтобы обеспечить надёжное качество токарного полуфабриката, рабочим давали рисунки. Их разработкой, по просьбе правления, занимался Георгий Петрович Матвеев, который до конца жизни отдавал свои знания «Хохломе». Эскизы позволяли точить изделия без искажения формы.

С 1932 по 1936 года артель возглавлял Дмитрий Иванович Кучин. В Семёнов он приехал из Заветлужья, где уже проявил свои организаторские способности. Высокий, плечистый, уважительный к людям, он как-то сразу завоевал доверие, пользовался у всех большим авторитетом. Его помощником стал Пётр Васильевич Вшивцев. Дмитрий Иванович приметил в нём человека, которому небезразлично будущее артели. 

В 1932 году коллектив впервые принял участие в выставке, которая проходила в Москве в честь десятой годовщины Промысловой кооперации. Среди экспонатов – различные поставки, вазы, чашки, ложки. Об участии в юбилейной выставке напоминает сохранившийся на предприятии Диплом первой степени, которым была награждена артель «за высокую технику работы и широкую организацию производства «хохломских» изделий».

С 1936 по 1940 год сменилось три председателя артели: на смену Петру Кирилловичу Барышеву пришёл Александр Николаевич Логинов, а затем руководителем стал Иван Степанович Груздев.

Вторая половина тридцатых годов, как, впрочем, и первая, начиналась с забот о поставках продукции на экспорт, увеличился выпуск продукции и на внутренний рынок. Стали больше делать солонок, чайниц, сахарниц, ваз для фруктов, ваз-цветочниц. Мастера обращаются к лучшим традициям письма. Прекрасно стали смотреться небольшие хозяйственные предметы, близкие к традиционной народной посуде.

Постепенно расширилось механическое отделение. Это было вызвано возрастающим объёмом производства мебели «под хохломскую роспись». В цехе организовали производство по изготовлению лыж. За эту работу взялся опытный столяр И. М. Логинов, который в начале организации артели собирал табуретки. 

Бригада столяров выполняла отдельные заказы на мебель: изготовляла книжные шкафы, письменные столы, диваны. В столярном цехе занимались также ремонтом мебели. Выпуск художественных изделий достигал почти 1000 наименований.

В 1940 году председателем артели «Экспорт» стал Логин Лукоянович Демидов. К этому времени там уже сложился коллектив талантливых мастеров. Важными вехами в развитии хохломского искусства тридцатых и сороковых годов стало участие в отечественных и зарубежных выставках. Тридцатые годы были отмечены напряженной работой по наращиванию производственных мощностей. Артелью были построены и пущены в эксплуатацию двухэтажная столярная мастерская, токарный цех.

С высоким трудовым подъёмом, смелыми творческими замыслами вступил коллектив артели «Экспорт» в сороковые годы, но война перечеркнула многие планы. В первую же неделю на фронт отправилось свыше 40 ведущих мастеров. Вскоре председатель передал руководство артелью П. В. Вшивцеву, а сам тоже ушёл воевать. В своём письме он писал: «Ждать осталось недолго, скоро на передовую. Умирать не хочется, а долг зовёт вперёд, чтобы бить, нещадно истреблять фашистскую нечисть». С войны ему не суждено было вернуться – пропал без вести в январе 1942-го.

К началу 1941 года в артели вместе с надомниками осталось 280 человек. В цехах производство перестраивалось на военный лад. В токарном цеху точили банники для чистки стволов артиллерийских орудий, ручки к сапёрным лопаткам, разборные стойки к походным палаткам. Столярному цеху увеличили задание по изготовлению лесных лыж. Каждый на свой лад придумывал способы проверки их качества. Например, лыжи укладывали концами на табуретки, а посередине на них вставал грузный человек. Надо отметить, что лыжи выдерживали и не ломались. А женщины в цехах изготавливали спички.

В трудные военные годы и в течение восьми нелегких послевоенных лет артелью руководил П. В. Вшивцев, начавший в ней свою трудовую деятельность главным бухгалтером. В том, что в самое тяжёлое время сохранился основной костяк мастеров, безусловно, есть и его заслуга.

В послевоенные годы у коллектива артели было много нерешённых вопросов. Тем более что финансовое положение предприятия было тяжёлым. Напряжённая политическая обстановка в мире наложила свой отпечаток на внешние экономические связи – прекратилась поставка изделий на экспорт и сократился сбыт на внутреннем рынке. В трудное для предприятия время бережно хранились, развивались и передавались из поколения в поколение традиции народных умельцев. Большую организаторскую работу по развитию артели проводили её первые руководители. 

С 1960 года артель, согласно решению правительства СССР «Об упорядочении промысловой кооперации», была переведена в подчинение местной промышленности и получила название «фабрика «Хохломская роспись». Её руководителем был избран Р. И. Пчёлкин. Роман Иванович был всегда энергичным, инициативным человеком, даже когда работал мастером столярного цеха, начальником планового отдела. 

Творческим работником проявил он себя также в должности инженера-конструктора. У него было хорошее качество – умение ладить с людьми. Роман Иванович был вторым по счёту выпускником техникума механической обработки древесины, занявшим высокую должность. Кстати, в коллективе он пользовался непререкаемым авторитетом. Молодому руководителю приходилось преодолевать серьёзные трудности – на фабрике появились проблемы с реализацией продукции, при том, что была она хорошего качества. Главная причина затоваривания состояла в нечётком планировании. (Так, в 1956 году при плане выпуска продукции на сумму 970 тысяч рублей договора были заключены с торгующими организациями всего лишь на 300 тысяч рублей.) Правление было вынуждено обратиться за помощью в Совет Министров РСФСР. В результате фабрика нашла потребителей, дополнительно получила материалы, красители. В цехах проходили собрания, на которых обсуждались вопросы повышения производительности труда, улучшения качества продукции. Опытные мастера делились своим мастерством с молодыми художниками, токарями, расширился ассортимент токарно-художественных изделий – поставков, ваз, солонок, чайниц, бочат, коробок. В этом – заслуга токарей П. А. Жаринова, Л. Опарышева, В. Железова, И. Стогова. Столярный цех выпускал традиционную мебель под хохломскую роспись. По предложению правления был организован семёновский куст по выработке ложек надомниками, особое внимание уделялось транспортной службе, улучшению условий труда и быта работающих.

В 1964 году на должность директора фабрики был назначен Семён Андреевич Демидов. И именно с этого момента начинается совершенно новый этап в развитии хохломского производства, о чём мы непременно расскажем нашим читателям в следующих статьях.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

   

   
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel