Ирина КОЛОБОВА
22.04.2017 г.
Вы пугаете своих детей на ночь? А вас пугали в детстве? Какие самые страшные ночные рассказы и сказки врезались в вашу память на всю жизнь?
Подобные вопросы напоминают сеанс на приёме у семейного психолога. Психологи всего мира единогласно утверждают, что пугать детей категорически нельзя. Детям необходимо рационально объяснять все явления природы, направлять ход их маленьких мыслей во взрослое практическое русло. Но ведь это так скучно! Откуда же тогда возьмутся художники, поэты, вообще творческие личности? Поэтому, давайте обойдёмся без психологов и вспомним всё…
Адля этого всё же придётся ответить на поставленные в начале статьи вопросы. Итак, вы пугаете своих детей страшилками, чтобы они поскорее уснули? На этот вопрос большинство опрошенных мам, честно признались, что, да, есть такой грех – попугиваем, без фанатизма, конечно. А те, которые во всём согласны с психологами, на мой взгляд, немножко лукавили. Почти все также признались, что и их в детстве мамы и бабушки пугали различными вариациями на тему «бабайки».
Выяснилось, что почти в каждой семье есть свой собственный ночной персонаж: бяка, бука, дядя милиционер, тётя доктор, сосед сверху дядя Юра, который обязательно заберёт тебя, если ты сей же момент не закроешь крепко глазки и не заснёшь. В моём собственном детстве был странный, страшный и совершенно необъяснимый – коряк. Бабушка Груня так и говорила: спи, доченька, там коряк, и показывала пальцем в тёмное окно. Она и днём воспитывала нас при помощи этого персонажа: в огород за малиной не ходи – там коряк, долго гулять не смей – коряк заберёт… Вот он и мерещился нам повсюду: и за печкой, и в чулане, и, что особенно страшно – под кроватью. Каким он представлялся? Почему-то маленьким, злым, коричневым, кривоногим и вообще кривым, корявым. Это только повзрослев, я узнала, что коряки – коренное население Камчатки, где наши родственники очень долго жили.
Но почему-то этот устрашающий образ в моём детстве и остался, не прижился, так сказать, – наверное, слишком страшный. Мне больше нравилась мамина поночуга. Нравилось с тихим ужасом представлять себе её, спрятавшись под одеялом, а потом, при свете дня и при помощи тогоже самого одеяла пугать домашних жутким криком: «У-у-у, я – поночуга!». И своих детей я тоже пугала широко известной в узких кругах поночугой. Но круги оказались не такими уж и узкими…
Это выяснилось, когда к нам в редакцию пришёл взрослый, солидный мужчина, житель нашего города Александр КЛИМОВ и на полном серьёзе предложил установить в центре широко обсуждаемой площади Шаханова памятник… поночуге. Своё оригинальное предложение он объяснил тем, что этот сказочный персонаж – исключительно семёновского происхождения и, самое главное, он может стать этаким символом, заставляющим будить в людях воображение. Ведь каждый, уверен Александр, видит и представляет поночугу по-своему. Вот бы, предлагает он, устроить конкурс на лучший образ, и вариант победителя занял бы своё законное место на пьедестале. Ну, а если нельзя памятник, то давайте, хоть помечтаем, так сказать, в прозе и в поэзии. Предлагайте свои варианты на заданную тему, присылайте рисунки, рассказы и стихи о своих Поночугах. И в качестве пробного шара Александр вручил свою собственную поэму в стихах: «Размышления о поночуге».
Никто не знает, где родилась Поночуга, в какой деревне, в каком селе или городе. Но точно известно, что в Нижегородской области. (Поночуга – старое местное название птицы отряда совиных, восток Нижегородской области – авт.). К сожалению, википедия не уточнила – юго-восток или северо-восток, но это и так ясно. Где ещё могут водиться такие птицы, если не у нас на севере. Да и известный сказочник Сергей Афоньшин не раз упоминал поночугу, и все известные семёновские поэты пытались подбирать рифму к этому звучному слову. Наверное, их в детстве тоже пугали этой ночной птицей, забирающей непослушных детей в своё гнездо. А вот как там живётся, в этом гнезде, каждый ребёнок представляет сам, а повзрослев, вспоминает это и облекает в слова, рифмы, рисунки. Значит, нужны сказки на ночь…
Александр КЛИМОВ
Ночная птица
У всех народов свои сказки,
И все их не упомнишь даже.
Народ их предаёт огласке,
Там разной масти персонажи.
Кикимора и Леший,
Кощей, Баба-Яга…
И всадник есть, и пеший,
И мудрые слова.
Столетия бежит река –
Не из воды, а из событий,
И преподносят нам века
Секреты всех своих открытий.
Всё это по легендам, сказкам,
Уже и не понять, откуда.
А мы дадим оттенок краскам:
Пришла к нам в детстве поночуга…
Но я признаться вам спешу,
Поскольку сей вопрос предвидел,
Её я вам не опишу –
Я сам её, увы, не видел.
Но по легенде, это птица,
Уносит якобы детей.
Конечно, это небылица,
Страшилка, чтоб пугать людей.
Её мы сильно не боялись,
Не трудно догадаться.
Но никогда и не смеялись,
Должны себе признаться.
Ведь не была она врагом
И никого не утащила.
Наверно, дело было в том,
Что неизвестность – это сила.
Пугают – значит, что-то есть!
А может, воет и не вьюга....
Зачем же на рожон-то лезть,
Вдруг существует поночуга?
Пусть кто-то думает, что птица,
Летучих видят в ней мышей.
Любой здесь образ пригодится,
В узде держать чтоб малышей.
Ведь раньше, только без обид
(Наверно, многие застали),
Таков был местный колорит,
Детей чтоб в строгости держали.
Сюжет не нов – Хозяйка тьмы!
Понятно и без слов.
И среди этой кутерьмы:
«Спокойных, детки, снов!».
И это было не впервой,
Когда у нас тряслись поджилки.
Нам старики наперебой
Вещали местные страшилки.
Наивны были и просты
Серьёзных взрослых средства,
Нам к тайне провести б мосты,
Чтоб ярким было детство.
К мирам тянуло нас иным,
Где странное витает…
Вопросов куча к пожилым:
«Скажи, она летает?»
А есть ли крылья у неё
И где она живёт?
Поди узнай-ка наперёд,
Что кто-то просто врёт…
Сейчас залезешь в интернет,
Скачаешь информацию…
Простынет поночуги след – Умчалась в эмиграцию.
А жаль… Ведь надо ж так назвать,
Чтобы пугать друг друга!
Семёновским местам под стать
Ты, птица Поночуга!