Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 2602

Антонида КОЛОБЯНИНА
24.12.2016 г.

Вы когда-нибудь мечтали попасть в закулисье телевидения и посмотреть, чем живёт настоящий телеканал? Что прячут под столом телеведущие? Как новость журналиста попадает из камеры оператора в телевизор? Какого размера телевизионные студии и что всегда остаётся за кадром?

Вконце ноября в рамках подготовки к областному конкурсу медиатворчества «Окно в мир» Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области провёл мастер-класс по журналистике для учащихся творческих объединений образовательных организаций. От Семёновского городского округа в нём принял участие Артём Соловьёв, редактор газеты «Звездопад» школы №1, со своим руководителем А. А. Колобяниной. 

Экскурсия в мир телевидения началась со знакомства с руководителем государственной телерадиокомпании «Нижний Новгород» Назарием Зелёным, который принимал детей и их руководителей в конференц-зале компании. От него мы узнали об истории нижегородского ТВ. 29 сентября 1957 года вышла первая телевизионная передача. Это было девятое региональное телевидение в нашей стране. Радио же появилось 27 декабря 1924 года. Нижегородское радио было первым региональным радио и третьим в стране после Москвы и Санкт-Петербурга. Нижегородская телерадиокомпания обладает уникальными архивами: более 28 тысяч единиц аудиоматериалов и более 9 тысяч единиц ТВ-материалов.

Первый пункт экскурсионной программы – музей ГТРК «Нижний Новгород», созданный к 50-летию телевидения в Нижнем Новгороде. С фотопортретов на нас смотрят первые работники телевидения. Вот Зинаида Алексеевна Ермолова – первый диктор нижегородского телевидения. В далёком 1957 году она вышла в эфир с одной репликой: «Дорогие телезрители! Начинаем пробную передачу из типового телевизионного центра. Смотрите фильм «Деньги». С этих слов, собственно, и началась эпоха телевещания в Горьком. В то время в городе было всего порядка 100. А к 1 января 1958-го их было уже около тысячи. Сейчас сложно представить, что люди ходили друг к другу в гости, чтобы посмотреть телевизор.

У ГТРК «Нижний Новгород» – третий по величине павильон для съёмок после Москвы и Санкт-Петербурга. Занимает он 450 квадратных метров и называется соответствующе –«450-я студия». Строился павильон 30 лет назад для подготовки ток-шоу, телемарафонов, телеспектаклей, музыкальных постановок и других телепередач большой формы. Здесь повсюду – световые приборы, свисающие с потолка, которые крепятся к специальным балкам. Балки могут подниматься и опускаться, а приборы – вращаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Это нужно для того, чтобы режиссёр-постановщик мог «рисовать» лица, тени и контуры предметов в кадре. В павильоне работают до семи телекамер: чаще всего четыре камеры устанавливаются внизу, две камеры – на балконы, а седьмая работает с телевизионного крана. 

- В нашем распоряжении три крана, – говорит Назарий Зелёный. – У одного крана стрела 9 метров, у другого – 8 метров, у третьего – 4 метра. Для съёмок документальных фильмов и роликов мы используем операторскую тележку с рельсами. Также мы переходим на цифровые камеры для съёмки роликов или каких-то небольших тематических передач. 

Кстати, в этой студии недавно проходили съёмки отборочного тура для конкурса «Синяя птица». 

Павильон 150 метров строился как звуковая студия. Всё спроектировано инженерами-киберакустиками ленинградского военного института, чтобы минимизировать эхо. Почему 150 метров? Это то помещение, где можно разместить большой симфонический оркестр со всеми инструментами – порядка 80-85 человек. Теперь это помещение используется как телевизионная студия. Как сказал Назарий Зелёный, эта студия «стоит» на пружинах. Но даже если бы мы все вместе начали прыгать, то не раскачали бы её. Павильон разделён на три декорационные зоны. Отсюда транслируются и выпуски «Вестей-Приволжье». 

Осветительные приборы и камеры здесь стационарны и стоят на нужных точках. Каждая из камер держит определённый план. Камеры пронумерованы, и режиссёр указывает ведущему, в какую камеру смотреть в тот или иной момент. Команды режиссёра ведущий получает в наушник, которого телезрителю не видно. Есть здесь и телесуфлёр – специальное устройство, которым управляет сам ведущий – у него под столом педаль. Чем сильнее ведущий нажимает педаль, тем быстрее бегут строчки по монитору телесуфлёра. Если не нажимает – строчки стоят. Размер шрифта устанавливается под каждого ведущего индивидуально в зависимости от зрения. 

- Когда телевидение только начиналось, о такой технике никто и мечтать не мог, – комментирует Назарий Зелёный. – У дикторов была феноменальная память, её специально тренировали. Хорошему диктору достаточно было два раза прочитать текст на странице, чтобы дословно его воспроизвести со знаками препинания.

Ежедневно ГТРК «Нижний Новгород» производит три часа оригинальных новостей – это 12 выпусков в день. Закрытая зона начинается с двери, на которой красуется табличка «ТЖК». Оказывается, за простым набором букв скрывается телевизионный журналистский комплект: камеры, световое и звуковое оборудование, микрофоны. Одна камера без аккумуляторов весит не меньше 12 килограммов! Здесь – 18 таких комплектов, стоимостью от 700 тысяч до 1,5 миллионов рублей каждый. Рядом находится гримёрная, где «прихорашивают» ведущих и гостей телепередач, чтобы человек в кадре выглядел как надо.

«Центр управления полётами» – цифровая аппаратная, позволяющая выходить в эфир на всю область, а это 3 миллиона 400 тысяч зрителей. Одним нажатием клавиши режиссёр программы обеспечивает выход в эфир. Пульт (видеомикшер) управляет всем оборудованием в аппаратной. Перед глазами режиссёра – два монитора, на которые выводятся изображения со всех камер в студии. Ещё один монитор показывает, что происходит в эфире.

Ребятам и взрослым было очень любопытно, и, конечно, всех интересовала профессия журналиста и всё, что с ней связано. 

- При всей внешней эстетике, которая есть в профессии телевизионщиков, работать здесь очень сложно, – предупреждает руководитель ГТРК. – Нужно много работать, чтобы состояться. Всё зависит от личных данных и желания. Можно много где учиться, но, по большому счёту, всему здесь учатся на практике, хотя пользу хорошего базисного образования никто не отрицает. Случаются ситуации, когда нет времени на помощника-интернет, да его может и вообще не оказаться под рукой. Поэтому самое главное – много читать, много знать и многим интересоваться, тем более если есть намерения работать в гуманитарной сфере, в журналистике.

Яркие впечатления от экскурсии и подарки от телерадиокомпании останутся на память у детей и их руководителей.

Фото предоставлено автором


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle