Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 3470

Людмила КОРОЛЁВА
01.10.2016 г.

Музыка всеобъемлюща и способна на многое. Она может быть расслабляющим фоном в романтической обстановке, может заряжать кипучей энергией ритмичных танцевальных мелодий или вызывать тонкие эстетические чувства. Музыка бывает разной, и каждый выбирает по себе. 

А есть в нашем обществе люди, для которых музыка – не просто приятное сопровождение, но дело всей жизни! Например, педагоги детской музыкальной школы имени И. Т. Шестерикова Татьяна Викторовна Вершкова и Наталья Сергеевна Ладилова, каждая из них учит детей музыке более полувека!  

«Главное в учителе – доброта»

Свой первый собственный небольшой класс в ДМШ Татьяна Викторовна Вершкова начала вести ещё будучи ученицей. На седьмом году обучения способной и старательной будущей выпускнице директор музыкальной школы Юрий Фёдорович Ежов доверил обучать несколько новичков-семилеток. Пройдя таким образом «производственную практику», начинающая учительница утвердилась в выбранной профессии и смело поступила в Нижегородское музыкальное училище. По его окончании получила две специальности – преподаватель фортепиано и концертмейстер. 

-Татьяна Викторовна, всё-таки музыка – это очень специфический предмет. Нужно иметь тонкий слух, чувство ритма… Любого ли ребёнка возможно обучить?

- Я думаю, да, практически любого. Очень многое зависит от стремления самого ребёнка. Если есть истинное желание, то и при скромных природных данных он сможет достичь хороших результатов. 

- Наверное, это очень сложно: каждый день слышать спотыкающуюся игру начинающих пианистов… Чего больше в вашей работе – терпения или вдохновения?

- Терпение, безусловно, тоже нужно, но это качество нужно везде – и в быту, и на работе. А когда видишь, как ученики постепенно творчески растут, совершенствуются, что они действительно играют хорошо – вот это даёт ни с чем не сравнимое вдохновение и заряд работать дальше. 

- Вы считаете себя требовательным педагогом? 

- Да, конечно. Детей обязательно нужно направлять, учить трудиться, потому что в музыке без труда ничего не получится.

А вот главное качество, без которого не получится настоящего учителя, – это доброта. С каждым учеником мы проводим вместе по семь лет, и для нас они – просто как дети родные.  

- Сменилось даже не одно поколение Ваших учеников. Если тех детей полувековой давности сравнить с сегодняшними мальчишками и девчонками – есть ли различие? 

- Наверное, есть, но очень радует, что способные и трудолюбивые находятся всегда, они с удовольствием ходят на уроки и учатся старательно. И особенно почему-то вспоминаются первые ученики – это Валентина Павловна Колчина, Ирина Ивановна Тюрикова, Наталья Ивановна Менькова… И пусть они выбрали для себя совершенно иную профессию, они врачи, но и музицировать любят до сих пор. Более десяти моих выпускников стали профессиональными музыкантами: они работают в школах, детсадах, у нас, в детской музыкальной школе. Евгения Геннадьевна Демидова, Елена Вячеславовна Вашурина, Екатерина Алексеевна Агафонова тоже когда-то учились в моём классе.

- Татьяна Викторовна, кажется, у Вас больше полжизни прошло в одном и том же кабинете, в окружении учеников, звуков музыки и этих двух фортепиано. Никогда не хотелось что-то кардинально изменить?

- Нет, скучно на работе мне не бывает. Во-первых, ученики приходят всё новые и разные. Во-вторых, при выборе музыкальных произведений и авторов я стараюсь тоже по возможности не повторяться – здесь есть простор для творчества.

- Есть ли у Вас любимый композитор?

- Скорее всего, это Моцарт – вот даже и портрет его висит в кабинете. Мне кажется, у этого композитора – самая светлая, лёгкая, нежная и оптимистичная музыка. 

- Татьяна Викторовна, Вас тоже всегда можно встретить только в оптимистичном расположении духа, с улыбкой. Добродушие – это ваше природное качество или выработанная в себе привычка?

- И то, и другое. Характер у меня такой неунывающий, да и сама себе не позволяю плохого настроения, даже если, возможно, и есть для этого причины. 

- Что ещё, кроме музыки, дарит Вам положительные эмоции? Может быть, есть какое-то хобби?

- У меня не так уж много остаётся свободного времени – нужно ещё и с внуками поводиться. Кроме того, дети одаривают домашними животными. Котёнок и собачка требуют заботы, и в то же время дают позитивный настрой. 

Кажется, Татьяна Викторовна попросту и не вспоминает о возрасте, хотя он, конечно же, у неё солидный. Спустя полвека работы можно не сомневаться – выбор профессии у Т. В. Вершковой был самым верным. За эти годы через её руки и сердце прошли сотни учеников, и каждый из них становился Татьяне Викторовне почти родным. 

Кстати, две родных дочери и четверо внуков Татьяны Викторовны в обязательном порядке получили или ещё получают музыкальное образование. 

Эту добрую, улыбчивую учительницу знали и ученики средней школы №2, и выпускники детского сада – она никогда не отказывалась от работы, успевала везде, и везде умела увлечь детей своим предметом. Её ученики с удовольствием пели хором и в ансамблях, выступали, ставили музыкальные спектакли.  

 

Детей во все времена обязательно нужно учить слушать, слышать и понимать музыку – это убеждение и лежит в основе невероятной работоспособности и творческого долголетия Татьяны Викторовны Вершковой.

 

«Задача – облагородить душу»

Наталья Сергеевна Ладилова – ещё один пример удивительной верности выбранному делу. В 9 лет она впервые переступила порог музыкальной школы – и осталась там навсегда. 

-Наталья Сергеевна, согласитесь, что одного факта об окончании ДМШ недостаточно, чтобы определить себя в музыканты? Почему вы выбрали именно эту стезю?

-  Наша семья по папиной линии была очень музыкальной – все шестеро детей моего дедушки Афанасия Васильевича Задорина очень любили русскую песню. Собираясь вместе в праздничные дни, они всегда пели народные, старинные русские или современные на тот момент песни. Их красивые сильные голоса сливались в единый семейный ансамбль, и на меня, ещё тогда ребёнка, те домашние концерты оказывали очень сильное впечатление. 

В выпускном классе музыкальной школы, когда наши учителя уезжали на сессию, некоторое время мне приходилось побыть в роли учителя – и сразу очень понравилось работать с учениками, так что я решила получить профессиональное музыкальное образование. 

- А трудно было осуществить свою мечту?

- В музыкальном училище мы проводили у инструмента по 5-7 часов в день, но я не чувствовала трудностей – напротив, была огромная радость овладения профессией, а любовь и интерес к музыке только росли. 

- Например, в XIX веке представители дворянского сословия считали своим долгом дать детям навыки игры на музыкальном инструменте. Обучение было домашним – приглашали специальных учителей. А кто сейчас отдаёт своих детей учить музыке в ДМШ?

- Люди разных социальных слоёв и профессий: врачи, учителя, рабочие, финансовые работники, предприниматели, то есть те из них, кто хочет видеть своего ребёнка культурно развитым. Сейчас музыкальное образование доступно всем, причём у нас в школе в последнее время расширяется выбор специальностей: к традиционным фортепиано, баяну, аккордеону и скрипке добавилась флейта и другие духовые инструменты, гитара, ударные. Сейчас даже не обязательно покупать домой музыкальный инструмент, если вы приведёте ребёнка в класс народного или академического вокала.  

- Как влияют на ребёнка занятия музыкой, помимо того, что он научится владеть инструментом?

- Как писал великий педагог Сухомлинский, музыка облагораживает душу. Ребёнок учится трудиться своей душой. Он познаёт огромный мир музыки, соприкасается с искусством разных времён и народов, что, конечно, превращает его в более просвещённую и культурную личность. За несколько лет занятий он набирает широчайший инструментальный репертуар! И при этом дети учатся организации своего рабочего времени. Как правило, посещающие музыкальную школу успешно справляются и в общеобразовательной.

- Наталья Сергеевна, есть ли у Вас любимые мелодии? Дома Вы иногда садитесь за фортепиано, чтобы поиграть просто для себя? 

-  Конечно, у меня много любимых авторов: в первую очередь Чайковский, Рахманинов, Гайдн… Очень люблю Баха, и, конечно же, жизнеутверждающую музыку Моцарта.

- А что Вы считаете своим главным личным жизненным достижением?  

- Уже можно сказать, что я не зря прожила жизнь, если сейчас рядом работают бывшие ученики и продолжатели моего дела: директор школы Светлана Викторовна Жирнова, молодые педагоги Виктория Николаевна Грошева, Ольга Геннадьевна Мединская, Валентина Викторовна Груздева, мои выпускники работают и музыкальными руководителями детских садов, учителями музыки в школах. 

И ни разу за все эти годы мне не приходила мысль, чтобы бросить это занятие и поискать какую-нибудь другую работу. Я утвердилась в однажды выбранной профессии, и, пожалуй, это и есть самое большое достижение.

Общаясь с такими приятными, интеллигентными дамами, как Н. С. Ладилова, убеждаешься, что благородство души обязательно отражается и на внешности. 

К тому же, наверное, всё-таки музыкантами становятся люди особенные. У них обострённое чувство прекрасного, они постоянно живут в более совершенном и тонком мире, где царит гармония звуков и души. 

Мы с удовольствием поздравляем с Днём музыки и наших сегодняшних героинь, и всех их коллег и ветеранов, желаем здоровья, благополучия, вдохновения и талантливых учеников!

Фото Александра ЮРЬЕВА


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle