В нашем городе, да и во всём округе стартует гостевой сезон. Десятки и сотни семёновских «птенцов», вылетевших когда-то из родного гнезда, уже подсчитывают денёчки до отпуска, чтобы ступить, наконец, на родную землю и вдохнуть полной грудью её непередаваемо живительный воздух. А некоторые уже дождались благословенного момента встречи с родиной.
Опытный горожанин своим намётанным глазом вычисляет отпускных гостей мгновенно. Эта черта, кстати, присуща всем без исключения аборигенам, проживающим в любой части земли.
Семёновцы в перспективе
Герои, о которых я хочу рассказать в этой статье, – не семёновцы, но возможно, в скором времени станут таковыми. История их знакомства с нашим городом поражает своей оригинальностью и раскрывает самые лучшие стороны души этих людей.
По теории вероятности, наша встреча была предопределена – слишком много случайностей и непредсказуемых явлений сплелись воедино, для того чтобы она, эта встреча, состоялась.
Начнём с того, что фамилия наших случайных знакомых – Семёновы. Впрочем, это и есть главная причина их приезда именно сюда. А встретились мы с супругами Семёновыми на пороге редакции. Не обратить внимания на эту яркую, симпатичную пару было невозможно. Тут же пришло в голову: «Не наши! Тогда почему в редакции, а, например, не в музее?»
- А в музеях мы уже были, – с обворожительной улыбкой ответила Любовь Ивановна. – Но там мы узнали всю историю города, а вот о современности правдиво может рассказать, безусловно, только газета. Мы сразу несколько номеров берём и с удовольствием читаем.
- У вас, наверное, в нашем городе родственники живут или знакомые?
- Никаких родственников здесь у нас нет, а вот знакомыми, причём очень добрыми, мы уже потихоньку обзаводимся. Мы с мужем Александром Сергеевичем уже третий раз в Семёнов приезжаем, и с каждым разом любовь к нему крепнет.
- Откуда же вы приезжаете в наш город и почему именно сюда?
- Приезжаем мы из Ялты, где живём уже очень давно. Я лично в Крыму двадцать пять лет, а вот родным он мне почему-то не становится. Александр Сергеевич приехал в Ялту из Харькова. Но корни наши далеко – я родилась на Амуре, а Сашин отец родом из Тулы. Наверное, поэтому нас всё больше тянет к другой природе, на юге уж слишком всё однообразно хорошо – в смысле климата, конечно. Однажды мы с мужем задумались над происхождением нашей фамилии. Первое, что пришло на ум, – это Семёновский полк, атаман Семёнов. Ну а дальше мы взяли карту и стали искать населённые пункты с одноимённым названием. Первым увидели Семёновку, что на Украине. Но туда нам уж точно не хотелось, нажились мы в этой стране достаточно и ничего хорошего, честное слово, не видели. Стали рассматривать среднюю полосу России и сразу обратили внимание на нижегородский Семёнов. Решили, что вот туда-то мы и поедем. У нас даже разногласий никаких по этому поводу не было. Я очень соскучилась по снегу, а Саша, хотя и прожил всю жизнь на Украине, тоже не привык к ялтинской жаре.
Гостеприимная метель
- Когда же был ваш первый визит в Семёнов?
- Это было три года назад в январе, как мне и хотелось. Семёнов встретил нас настоящей снежной пургой. Возле вокзала увидели такси с буквами АС (Александр Сергеевич – авт.) в номере, решили, что это знак, и с тех пор таксист Иван Николаевич стал нашим лучшим гидом по городу и хорошим советчиком. Он отвёз нас в «Париж». Сначала это название гостиницы показалось нам несколько напыщенным, но сейчас кажется, что оно самое говорящее. И начались наши прогулки по заснеженному Семёнову… Вышли мы утром из гостиницы – снег в лицо летит, почти ничего не видно и не слышно. А стоило шагнуть на площадь Ленина, как на нас буквально обрушилась весёлая знакомая и любимая мелодия. Опять знак, подумалось мне, наверное, город встречает именно нас. У нас впервые зародилась шальная мысль остаться в этом городе навсегда.
- С трудом верится, что жители благоухающей Ялты могут променять все красоты и прелести крымской земли на суровый нижегородский север. Что вы ответите на это нашим недоверчивым читателям?
- Нас действительно мало кто может понять, – вступил в разговор Александр Сергеевич, – и мы о своих планах и намерениях стараемся не распространяться. Любаша склонна видеть во всём какие-то знаки, фантазировать, я и сам иногда просто удивляюсь её интуиции. Но наша идея поменять место жительства была связана не только с авантюрным желанием переехать в город, название которого созвучно нашей фамилии, а в основном из-за обстановки в Крыму. Честно признаюсь, жить там было невыносимо. И я говорю не о климатических условиях, а о социальных и политических. Во-первых, полный информационный голод. Украинские газеты читать невозможно. Новости смотреть – никакого терпения не хватало. Хотя сам я родился и всю жизнь здесь прожил, но эта их «мова» просто слух резала. Культура поведения перед камерами, манеры – всё оставляло желать лучшего. Мы когда к вам в город в первый раз приехали, то в первую очередь телевизор включили и в прямом смысле слова наслаждались нормальной человеческой речью. Хочу сказать, что нижегородские репортёры и комментаторы могут достойно соперничать со столичными. И ваша газета тоже доставила нам удовольствие. Это своеобразный глоток свежего воздуха.
Ах, как хорош Семёнов в мае!
- Но ведь сейчас, вроде бы, всё изменилось, а вы снова приехали к нам?
- Да, сейчас действительно всё изменилось в лучшую сторону, – продолжила Любовь Ивановна, – но от своей идеи мы не отказались. После нашей первой поездки в Семёнов мы уже начали искать покупателей на нашу ялтинскую квартиру. И хотя цену мы не завышали, продать не получалось. Надо сказать, что жить там было трудно, а выехать с Украины, особенно в Россию, на постоянное место жительства было почти невозможно. Но мы были готовы уехать, как говорится, налегке, с одной ручной кладью. Чтобы не отчаяться и подкрепить своё желание переселиться в Семёнов, мы решили поехать сюда снова. На этот раз в цветущем мае – чтобы узнать город, так сказать, всесторонне. И эта поездка сыграла решающую роль. Мы впервые за долгие годы увидели настоящий парад в День Победы! Это было непередаваемое зрелище! Мы уже отвыкли от такого проявления человеческих чувств, от искренних слёз и смеха, от такого единения людей. Как будто на машине времени проехались. Я снова увидела в этом знак – видимо, высшие силы тоже были за наш переезд, раз в таком позитивном виде показали нам город Семёнов. А когда я увидела цветущую черёмуху и сирень, почувствовала их почти забытый аромат… сомнений не осталось никаких – переезжаем!
- И вас даже не останавливало присоединение Крыма к России? Кстати, как вы восприняли это революционное завоевание?
- Может быть, вы не поверите, но в моём дневнике, который я веду очень много лет, есть запись от 2007 года, где я мечтаю о том, чтобы Крым стал российским. И я думаю, что об этом мечтали почти все жители полуострова, кто тайно, а кто явно. Вот это и есть наш ответ. Мы счастливы. И все крымчане счастливы. Россия пришла к нам, и всё без лишней нервотрёпки, спокойно и умно встало на свои места. Жизнь настолько изменилась к лучшему, что иногда страшно сглазить. Даже нынешняя эпопея с отключением электричества не создала паники среди жителей. Мы к этому режиму экономии как-то так приладились, что даже иногда подшучивали. Просто мы были уверены, что это временно, и всё обязательно будет хорошо.
- Не хочется скатываться в политику, но узнать из первых рук, чем сейчас дышит Крым, нашим читателям будет интересно.
- Дышит он воздухом свободы, который хлынул из России. А с ним – новые условия жизни, хорошая речь на улицах и с экранов телевизоров. Выражение «мёртвый сезон» уже не подходит для Ялты. Это раньше в сентябре город как будто вымирал, скука смертная. Сейчас круглый год у нас люди, различные мероприятия, события. И крымчане как будто стали более близкими и терпимыми. На нашей улице, буквально возле нашего дома, построили новое здание медресе, и меня это нисколько не раздражает. Татары по-прежнему 18 мая отмечают свой национальный день памяти жертв депортации, раскидывают палатки, устраивают митинги. Но даже в их лицах и речах сейчас нет былой злобы и ненависти. Часто на улицах встречаются новые люди – ДНРовцы. Это действительно другие люди, они очень выделяются из толпы. У них даже взгляд другой, в том числе и у детей. Хочется верить, что там и жизнь зарождается другая, лучшая.
- Любаша склонна всё идеализировать, – вступил в разговор Александр Сергеевич. – По поводу новой республики ДНР я с ней согласен, там действительно нет возврата к старому. А вот о татарах я бы поспорил. Это очень сложные люди, и ко всему новому относятся неоднозначно. Многие крымчане склонны думать, что в воздухе свободы витает запах семнадцатого года.
Заветная цифра 152
- Александр Сергеевич подшучивает над моими «знаками», а сам тоже иногда присматривается и прислушивается к ним, – продолжает Любовь Ивановна. – Если оставить в покое политику, то знаки, которые встречаются мне постоянно, всё больше приближают нас к нижегородской земле и, можно сказать, спровоцировали нашу третью поездку в Семёнов. Почему-то на улицах Ялты мне стали постоянно встречаться автомашины с номерными знаками 152 региона. В одной конторе, где мы оформляли пенсионные документы, сотрудница оказалась родом из города Бор. Когда она узнала, что мы хотим переехать в Нижегородскую область, то советовала свой родной город. Но мы остаёмся верными Семёнову. Как-то в дождь мы шли по улице Ялты, и в глаза бросилась реклама «Уральских авиалиний». Мы зашли туда, якобы спрятаться от дождя, а вышли с билетами на рейс Симферополь – Нижний Новгород. Эта и была наша нынешняя, третья поездка в Семёнов.
Трудно сказать, что на самом деле движет супругами Семёновыми – вера ли в знаки, любовь ли к природе средней полосы, витающий ли, по мнению Александра Сергеевича, в крымском воздухе призрак революции, совпадение ли их фамилии с названием нашего города. А может быть просто, как сказала утончённая и немного кокетливая Любовь Ивановна, Ялта ей не идёт?
- Мне часто говорят, что жить мне нужно бы в Петербурге. И, кстати, когда мы гуляли по Нижнему Новгороду, заметили, что очень многие его места напоминают Питер. Но жить в большом городе нам не хочется. Семёнов подходит нам по всем параметрам. Мы заходили во многие старинные дома. Хочется выразить огромную благодарность семёновцам и руководству города, что эти дома не разрушены, не снесены, что в них находятся различные учреждения, музеи… И редакция газеты тоже. В них особенный воздух, им невозможно надышаться, и он будит в человеке самые лучшие черты, затрагивает тонкие душевные струны. Вот именно в таком доме нам и хотелось бы жить.
Кстати, в эту свою поездку Семёновы уже почти подобрали себе жильё в старинном доме, но их добрый знакомый таксист и одновременно гид Иван Николаевич – более практичный и хозяйственный – посоветовал им не торопиться и подойти к выбору жилья с большим вниманием и осторожностью.
Этим людям почему-то хочется помогать…
Глядя на наших новых знакомых, позирующих для газетного фотоснимка, можно честно сказать: Семёнов им к лицу! И они Семёнову очень подходят. Может, всё-таки, правду говорят знаки…
Фото Юлии МЕРКУШОВОЙ