Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 2881

Ирина КОЛОБОВА
05.04.2016 г.

Тему сегодняшней рубрики «Ваше право» подсказал городской прокурор М. З. ЯХЬЯЕВ. Серьёзность и актуальность этой темы заставляет взглянуть на бытовую, внутрисемейную проблему разводов с точки зрения Уголовного кодекса. 

Наша встреча с Маисом Заграбовичем состоялась почти сразу после визита в Семёнов епископа Городецкого и Ветлужского Августина, оставившего в душе прокурора неизгладимый след.

Жизнь в цифрах

- На этой встрече поднимались и горячо обсуждались самые животрепещущие и жизненно важные для человека темы, – говорит Маис Заграбович. – Глава администрации нашего округа Николай Фёдорович Носков без обиняков и недомолвок в цифрах и схемах представил картину социального развития не только нашего округа, но и всех северных районов, которые объединяет епархия. Честно скажу: не самая радужная получилась картина. Смертность превышает рождаемость, стабильно высокое количество разводов… Цифра, озвученная отцом Августином, вообще вызвала шок – за год в стране совершается 8-10 миллионов абортов (!) Институт семьи в России на грани вымирания.

- Но для вас, как для прокурора, эти цифры наверняка не новость? Ваш ежедневник переполнен вопросами, заметками, номерами телефонов, делами, которые должны быть решены незамедлительно, а на столе перед вами – графики, схемы, цифры. Почему же приведённые епископом цифры вас так поразили?

- Вы правы, я стараюсь быть в курсе всего, что происходит в жизни людей нашего округа, но одно дело – цифры на бумаге, а совсем другое, когда они озвучены авторитетными и уважаемыми людьми, так сказать, в красках и с живыми примерами. А уж если они касаются лично тех, за чью жизнь ты несёшь ответственность, то и воспринимаются с болью как свои собственные. За каждой цифрой – человеческая жизнь, и не замечать этого нельзя. Вот, например, как вам такая статистика: в 2013 году судебными приставами было возбуждено 46 уголовных дел по обвинению в неуплате алиментов, в 2014 году эта цифра снизилась до 30, а в 2015 – до 19. Прослеживается, конечно, тенденция к уменьшению, но всё равно ситуация угрожающая.

Безответственного мужа – за решётку?

- Вы хотите сказать, что за неуплату алиментов человека могут посадить в тюрьму?

- Это не я хочу сказать, это говорит закон. Да, при злостном уклонении от уплаты средств на содержание ребёнка отца могут лишить свободы. Это оговорено в статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации. Кстати, именно одно из последних заседаний суда по обвинению злостного неплательщика алиментов, в котором я принимал участие, и заставило меня обратиться в газету. 

- Вы решили через газету озвучить содержание этой статьи и разъяснить гражданам их права и обязанности?

- Нет, каждый, кто интересуется этим вопросом, может взять в руки Уголовный кодекс. Я хочу обсудить не столько правовую сторону этой проблемы, сколько моральную. Да, разводов у нас очень много, да, алименты многие бывшие мужья платить не хотят, да, бывшие жены обижаются и стараются найти любые методы взыскания денег на содержание детей, которые, между прочим, не могут быть бывшими. К тому же закон полностью на их стороне. Судебные приставы редко вникают в проблему глубоко и оперируют именно цифрами: накопил долг по алиментам – изволь заплатить и ответить по закону. 

- А у вас другая точка зрения?

- Я ещё раз повторю, что нельзя за цифрами и буквами закона забывать о человеке. Взять, допустим, судебное заседание, о котором я говорил, – молодая обиженная и рассерженная женщина требует привлечь бывшего мужа к уголовной ответственности за неуплату алиментов на содержание ребёнка. Мужчина приводил аргументы в свою защиту. Страсти были накалены до предела. Похоже, что за взаимными обвинениями и оскорблениями они забыли о главном действующем лице, не присутствующем на процессе, – о ребёнке. Пытаясь доказать всем, а главное, друг другу, что ребёнок им одинаково небезразличен, горе-родители, причём оба, не думая о последствиях, целенаправленно портят ребёнку жизнь.

- Каким образом они портят ребёнку жизнь и почему же оба? Ведь, судя по всему, мать добивается для своего ребёнка лучшей доли, а отец не хочет или не может эту долю обеспечить? На первый взгляд, виноват именно отец, а на стороне женщины и закон и правда жизни.

- Закон, безусловно, на стороне женщины, но не всё в этом мире меряется деньгами. Представьте себе, что мужчину осудили, что, кстати, и происходит в большинстве случаев, приговорили к принудительным работам или даже к лишению свободы. Что получает от этого ребёнок? Принудительные работы сроком на семь месяцев бывший муж отрабатывает, например, в какой-то коммунальной организации и выплачивает пять процентов от заработка. Представили себе эту сумму? Идём дальше. Ребёнок вырос, мать сделала всё возможное и невозможное для того, чтобы он получил хорошее воспитание, образование. И вот ему представляется возможность устроиться на престижную государственную или военную службу, где к анкетным данным предъявляются очень строгие требования. И что же он пишет в графе «Отец»? Осуждён по статье такой-то. Возьмут его на службу? Вряд ли… Да и пока растёт ребёнок, найдётся немало доброхотов, которые не преминут напомнить ему, что его отец судим. Страшно об этом говорить, но частенько в таких случаях дети отказываются от своих отцов, выбирая карьеру и мнимое благополучие. Что это, по-вашему, как не полное моральное разрушение веками складывающихся семейных устоев?

- Но что же делать, ведь развод уже произошёл, алименты не платятся, воспитывать детей матери очень трудно. Отцы всеми правдами и неправдами скрываются, уклоняются. Их не пугают никакие меры воздействия, ни преследование со стороны судебных приставов, ни лишение всяческих прав и свобод?

- В первую очередь, нужно крепко подумать, прежде чем принимать решение. Идти в суд с заявлением на бывшего мужа нужно с холодной головой и прежде всего думать о благополучии ребёнка. «Я хочу, чтобы его осудили!», – категорично заявила женщина на вышеупомянутом процессе. Я спросил почему, а она ответила, что устала от нужды и бытовых проблем, а он знать ничего не хочет и живёт припеваючи. Мой аргумент, что она вряд ли выиграет материально, её не убедил. «Ну и что, зато он получит по заслугам!» Вот это аргумент! Мужчина же в свою очередь заявил, что не любит бывшую жену и не желает её содержать, да и денег у него нет. Складывалось впечатление, что эти люди просто ещё не вышли из детсадовского возраста и не могут поделить игрушку. Я пытался примирить бывших супругов, приводил вроде бы убедительные аргументы, но в этом случае у меня ничего не получилось.

Пахать надо, мужики!

- Разве примирение входит в обязанности прокурора? И случались ли в вашей практике примирения сторон?

- Да, к счастью, были такие случаи, и неоднократно. Однажды ответчик после нашего личного разговора попросил у судьи время и в срочном порядке нашёл нужную сумму, чтобы возместить долг по алиментам. Правильное и вовремя сказанное слово может сделать очень многое. Что касается примирения и объяснения, то это должно входить в обязанности всех, кто несёт ответственность за людей. Это аксиома, и доказывать её не нужно. Суд по определению призван мирить людей, и в ход должны идти все без исключения способы и аргументы. Бывает, что действительно у мужчины нет ни денег, ни работы. Но ведь для того, чтобы не быть привлечённым к уголовной ответственности, иногда бывает достаточно просто вскопать землю, вырастить картошку и притащить своим детям мешков пять этих овощей. Помните старый фильм «Любовь земная»? Там герой тоже был на грани развода, и это в строгое советское время. Я считаю, что достойную уважения позицию его семьи, жены должны бы взять на вооружение  современные женщины. А настоящее мужское отношение героя к этой жизненной проблеме должно бы стать девизом для современных мужиков. Он признался своему другу, что влюбился, но в результате стал вдвое больше пахать, ведь содержать-то надо уже две семьи. 

- Многие женщины, наверное, посчитают, что вы защищаете и оправдываете  мужчин. А слишком эмансипированные вообще не любят приведённого вами литературного героя. Они уверены, что в подобной ситуации развод – самое лучшее средство, то есть, лучше одной воспитывать ребёнка, чем делить мужа с другой женщиной. Есть ли, по-вашему, жизненные ситуации, оправдывающие развод?

- Ситуации в жизни бывают всякие и, безусловно, есть такие, которые разрешить может только развод. Но я уверен, что в большинстве случаев семью можно спасти. Слишком нетерпимой стала молодёжь. Я не отрицаю, что современная жизнь провоцирует людей на подобные шаги. Молодёжь не приучена работать, отвечать за своих близких людей. И если их не научили этому в семье, посторонним людям сделать это очень сложно. Разве не ссорились и не скандалили наши родители? Разве мало бед, несчастий и нужды выпало на их долю? Но они старались сохранить самое главное в жизни – семью. Когда уже о любви почти не вспоминается, и чувства остыли, и слов красивых не находится, остаётся долг.  А кто сказал, что семья – это сплошная радость и удовольствие, а дети – приятное развлечение и способ похвастаться ими перед людьми? Когда я просматриваю статистику разводов, мне начинает казаться, что единственный человек, который говорит молодым о сложностях семейной жизни, это Галина Степановна Соколова, наш главный регистратор браков и разводов. Вот она делает это с большим знанием дела, с большим чувством и невероятно просто и доступно. Жаль только, что в момент её речи молодые совершенно не вслушиваются в слова, их головы заняты совсем другими мыслями. Да и глупо было бы представить, что после её предупреждений о подводных камнях семейной жизни кто-то вдруг передумал жениться, решив ещё немного подумать. Поздно думать, стол накрыт, гости собрались, деньги (родительские) потрачены. Вот отгуляем свадьбу, а дальше  посмотрим, можно и дубль два сделать. А дальше пойдут дети, и дубль два обрастает неожиданными сложностями. Я не хочу показаться типичным домостроевцем, но уверен, что главная забота о сохранении семьи лежит всё-таки на женских плечах. Так уж повелось на Руси, и как бы нас не пытались развратить пошлыми примерами из жизни пресыщенных европейцев, мы всегда останемся верными своим традициям. По крайней мере, к этому надо стремиться. Что скрывать, мужчины иногда могут допустить слабость, которую обиженные жены сразу же классифицируют как измену и главную причину для развода. И сами женщины иногда могут ненадолго забыть свой семейный долг, задержавшись в компании подружек за рюмкой-другой. Не надо ломать копья – это и есть та самая жизнь, о которой, к сожалению, молодёжи очень мало говорят. 

Семья – на первом месте

- Понятно, что лучший пример для молодёжи – это родители. Но иногда они, слишком перелюбившие своих чад, не хотят пугать их тяготами семейной жизни, всячески скрывают от них свои собственные сложности. А иногда родители просто не представляют собой хорошего примера. Так кто же в таком случае должен говорить детям обо всём?

- Все должны говорить, начиная с детского сада. В школе на уроках этики нужно не только и не столько половое воспитание преподавать – простите меня за грубость, но физиология сама подскажет, «как и что», а врождённая нравственность научит «когда». Семейным отношениям нужно учить детей. Сейчас принято ругать всё советское, коммунистическое, но стоит задуматься хотя бы о том, что все коммунистические постулаты – это суть библейские истины, и плохого в них не может быть. Другое дело, как этими истинами пользоваться и в каких целях применять. Так вот, в советские времена семья была на первом месте. Это не значит, что все советские семейные люди были поголовно счастливы, что они не влюблялись, не изменяли, но это всегда считалось по православному закону грехом, а по мирскому – проступком. И за это нужно было отвечать. За это и на партком вызывали, и «стружку снимали», и партбилеты отбирали и т. д. и т. п. Боролись, одним словом, за счастливую советскую семью. Может быть, с перегибами, но в целом это было правильно. А вот мы сейчас ни за что не боремся, не соответствует, видите ли, это мировым понятиям о настоящей свободной жизни. А нужна ли нам такая свободная жизнь? Мы – русские, и нам судьбой предначертана другая жизнь, и ломать её устои – самый большой и непростительный грех. 

- Но, может быть, всё-таки не стоит игнорировать все иностранные новшества, корректирующие семейные отношения? Я говорю о брачном контракте. Как вы относитесь к этому?

- Честно признаюсь, во мне очень крепки патриархальные устои и подобный насквозь меркантильный акт мне не по душе. Всё-таки создание семьи – это не бизнес-план и не долгосрочный договор с пролонгацией и форс-мажорами. Я склонен верить, что браки совершаются на небесах. Но, дабы избежать ситуаций, всё чаще разбираемых в судах, и в целях благополучия детей, возможно, брачный контракт был бы нелишним. Это опять же очень индивидуально и в основном противоречит широкой русской душе. 

- Да, бросать своих собственных детей на произвол судьбы, отказывая им в минимальной материальной помощи, – это преступно, и за это нужно наказывать. Но не слишком ли жесток закон, отправляя за это на скамью подсудимых?

- Наш суд по-прежнему самый гуманный суд в мире, и в настоящее время уже решается вопрос о декриминализации 157 статьи закона, наряду с ещё несколькими уголовными статьями. Так что, скорее всего, – это только вопрос времени. С одной стороны, идея, конечно, благая и гуманная, снизится количество осуждённых за всякого рода незначительные с точки зрения общественной опасности преступления, снизится нагрузка на органы предварительного расследования и суды. Но будет ли найден баланс между карательными санкциями и возможностью защитить женщину и ребёнка? Я остаюсь при своей точке зрения, и уверен, что большинство проблем и разногласий можно и нужно решать на уровне личных взаимоотношений между истцом и ответчиком, и в обязательном порядке при условии включённых мозгов и холодной головы.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle