Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 4245

Галина РАЗУМОВА,
медицинский психолог

17.10.2015 г.

В конце сентября Нижний Новгород принимал участников X Рождественских образовательных чтений. На открытии чтений епископ Городецкий и Ветлужский Августин в своем обращении к участникам форума подчеркнул, что «образование в подлинном смысле этого слова («образование» – от «образ», образ божий в человеке) может дать юношеству нравственный, главный в жизни и судьбе закон. Учиться жить, сообразуясь с вечным, спасительным, а не временным, сиюминутным никогда не поздно, пока жив человек».

Дети - наши копии

К большому сожалению, в наше время во всем мире увеличился рост детской и подростковой смертности от суицидов. Россия вышла по этим показателям на первое место, у нас в 4 раза больше случаев детских самоубийств, чем в странах Европы. Что же происходит с нашими детьми, если они самостоятельно отказываются от жизни? Почему не срабатывает инстинкт самосохранения? Когда, на каком этапе программа на продолжение жизни искажается? В чем эта поломка?

Хотим мы того или нет, но дети наши копируют своих родителей и на генном, и на поведенческом уровне. Мне кажется, что главная трагедия нашего времени – это вымывание из сознания людей слова и образа. С появлением на свет у ребенка происходит знакомство с миром, словом и образом. Вспомните, какие первые слова произнес ваш ребенок, определите его жизненный настрой. Психологи считают, что по ранним детским воспоминаниям можно определить стиль жизни человека, на этом основании создана специальная методика. В последнее время утрачивается культура воспитания детей с пестованием, народными, переходящими из поколения в поколение традициями. 

А какая кладезь народной мудрости в наших русских сказках! Это же настоящая программа преодоления трудных жизненных ситуаций. С приходом в нашу жизнь компьютерных технологий живое слово методично вымывается. Мы перестали читать художественную литературу, писать письма, мыслить образно.

«Нечто среднее»

В образовании прививаются гибридные западные технологии, тестирование, ЕГЭ, при этом утрачивается, ликвидируется личность педагога, а вводится что-то опосредованное по западному образцу, ребенок должен сам всего добиваться и лишен помощи и поддержки. Данная система образования приучает детей мыслить типовыми категориями, приводит к тому, что люди, даже в экстремальных ситуациях ищут выход по заданной, конкретной схеме, не допуская попыток принять свое собственное, неординарное решение, прислушаться к своему сердцу, интуиции.

Однако этот опыт образования плохо прививается на нашей почве, дает худые плоды. Получается, новое не прижилось, а старое утратили. Между тем, нам есть на что равняться – вспомните культуру слова в дворянских семьях. Следующий этап вымывания слова – это замена его мимикой и жестами.

Многие считают, что главное в общении – не что сказать, а как сказать.

Представьте, мама ласково говорит своей дочке «гнилушка ты моя», «лягушонок», «бестолковка», «глупенькая». Каким бы ласковым голосом это сказано не было, смысла оно не меняет. Слово родителей всегда имеет свою сакральную силу и власть, и надо об этом помнить.

Микродозы агрессии

Наши дети все чаще предпочитают живому общению  обезличенное, интернетное, заменяют слова смайликами, сленгом. Не обращают внимания на орфографические ошибки, а незнание русского языка демонстрируют и воспринимают как некую оригинальность. И мы, взорослые, постепенно привыкаем к тому, что наши подростки переходят на нецензурно-жестовое общение. Мы спокойно воспринимаем микрофакторы телепузиков, когда уже с младенчества дети приучаются к вымыванию языка. И прекрасное «до свидания» заменяется на «пока», «здравствуйте» на «привет». Упрощение речи, сленговая речь, нецензурные выражения…

Мы все чаще и больше говорим о вреде наркомании, но самое страшное в наркомании – это микродозы, потому что они полностью разрушают личность, вызывая зависимость.

Самое страшное – это микродозы агрессии, когда в классе к тебе могут подойти и небрежно пронести в сантиметре от лица неуважительно поднятую руку, когда тебе могут сказать все что угодно, когда надсмеяться ничего не стоит.

В детстве ребенок остро чувствует жизнь, если растет под любящими взглядами взрослых. Раскрывать себя, стать самим собой можно только в любви. Если же ее нет, ребенок замыкается в себе, пытаясь оградить себя от равнодушных окружающих.

Последний аргумент

Поднимая руку на самого себя, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре со взрослыми. К такому аргументу, который, по его мнению, не может быть не услышан. Не вполне еще ощущая непреодолимость границы между жизнью и смертью, ребенок нередко представляет себе смерть как некое состояние, имеющее начало и конец. Искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности предполагает жить, и здесь нет холодного расчета и попытки шантажа, характерного взрослым. Есть наивная вера, пусть хотя бы смерть образумит родителей, тогда закончатся все беды, и они вновь заживут в мире и согласии. Порой, выговаривая подростку, а точнее, выкрикивая ему свои упреки, мы, взрослые, произносим слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Забывая при этом, или не думая вовсе, что безобразным своим криком буквально толкаем детей на опасный для жизни поступок. Детско-родительские конфликты – наиболее частая причина покушения на самоубийство подростков во всем мире. И все же в таких ситуациях руки на себя накладывают именно подростки. Не родители. Почти всегда. Что же делать? Можно ли предупредить подростковый суицид?

Когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать, даже если вы тысячу раз правы. Испугайтесь! В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен. Та агрессия, которую он проявлял по отношению к вам, моментально обернется против него самого. Любой попавшийся под руку острый предмет: лекарство в вашей аптечке, подоконник в квартире – все станет реально опасным, угрожающим жизни.

Учитесь жить!

И не кричите, не распускайтесь, не лейте на собственного ребенка грязь и помои, в которых даже взрослый захлебнется! Ведь ребенок действительно может подумать, что вы его ненавидите. Он будет в отчаянии, а вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите. Подростки склонны к переживаниям, которые на профессиональном языке называются сверхценными. Охваченность такими переживаниями бывает столь сильна, что абсолютно нарушает жизнь подростка. Он не спит, не ест, забрасывает занятия, делается взвинченным, озлобленным, замыкается, отгораживается от жизни. Если у подростка возникают суицидальные намерения или попытки, ему показано обращение к специалистам психиатру или психотерапевту.

Можно позвонить на анонимный телефон доверия по телефону 5-38-61, с 8 до 12 часов, где с вами побеседует квалифицированный специалист. При этом взрослым нужно знать, что душевное равновесие подростка очень зыбко. Хрупкая психика легко разлаживается, в особенности под напором потрясений, которые несут за собой новое, характерное для этого возраста чувство – любовь. Подросток буквально заболевает. Конечно, лечить от любви вряд ли возможно и уж во всяком случае, не психиатру.

Запомните, наша жизнь меняется с теми, кого мы любим. Она определена, заполнена значимыми для каждого своими людьми. Все эти встречи – подарок! Нужно учиться жить изо всех сил, вкладывая душу целиком во все, что делаем, думаем, чувствуем!


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle