Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 2993

Юрий ХРАМОВ
30.07.2015 г.

Редеет с каждым годом деревня. Все меньше остается там местных жителей. Сколько в нашем округе населенных пунктов, где живут всего две-три семьи!

Да, в последнее время туда, кроме нижегородских дачников, стали приезжать и семеновские пенсионеры, у которых остались дома от родителей. Но они тоже, как перелетные птицы, летом приезжают в деревню, а на зиму – обратно в город, в уютные гнездышки со всеми удобствами.

Вот и мы недавно приехали в одну из таких деревень, которая насчитывает всего 12 домов. Это  Зарубино Ивановского сельского совета. Местных жителей там всего-навсего пять человек. А зимовать остаются две семьи.  Недалеко от деревни мой взгляд невольно упал на сплошные перелески, густую высокую траву. А ведь когда-то здесь были колхозные поля – люди сеяли рожь, овес, выращивали лен, картофель. Все заросло… 

Останавливаемся около одного из домов. Навстречу идет пожилая женщина – как оказалось, старожил деревни и долгожительница К. С. Болотова. Она, ни на кого не жалуясь, никого не ругая, просто рассказывает о своей жизни.

- Я много лет проработала здесь дояркой на ферме, – вспоминает Ксения Степановна. – А в колхозе начала работать с двенадцати лет: помню, собирала колоски в поле, лен убирала. Когда началась война, нас с подругой послали от колхоза учиться в Семенов на трактористок. Практику-то мы, правда, прошли, а вот больше на железного коня так и не садились. Зато с живой лошадью дело имела – приходилось и верхом ездить, и пахать. У нас в семье было восемь детей. Одного брата убили на фронте. А сейчас в живых остались только две сестры. Я ведь здесь только летом живу, а зимой меня дочка к себе забирает, в Нижний Новгород. Огород тоже дочь посадила, я его  пропалываю, не люблю без дела сидеть. Мне ведь только еще 92 года. Вот сейчас малину стану собирать. Недавно помощники приехали – внучка с племянницей. 

Я к работе привычная, до 80 лет корову с мужем держали, а как он умер, так и продала свою кормилицу. Когда покупатели приходили, я старалась не смотреть на нее – до того жалко было расставаться!

- А однажды (это было несколько лет назад) мой дом обокрали, утащили все иконы, – продолжает рассказ Ксения Степановна. – Воров-то, правда, потом поймали, а иконы так и не вернули. Вот какая жизнь настала, а раньше мы и двери-то никогда не закрывали на замок. Была у нас здесь начальная школа, училось много ребятишек. Сейчас с племянницей только вспоминаем об этом.

Хозяйка соседнего дома – тоже местная жительница, ветеран труда А. М. Коломенцова.  И ее жизнь неразрывно связана с колхозом имени Калинина, как-никак четверть века бригадиром полеводческой бригады отработала.

- У нас здесь две фермы было, – рассказывает Агриппина Марковна. – На одной – сто голов коров, на другой – столько же телят. Я ушла на пенсию двадцать лет назад, а сейчас мне 75. Помню, хотели в Зарубине соорудить большой животноводческий комплекс. Уже половину здания построили, скважину подвели, а потом – перестройка. Все доски, бревна растащили, так и не получилось ничего.

Живем нормально, на что жаловаться-то? Если нужно съездить в семеновскую больницу, идем пешком три километра до Анниковки, а там уже на автобус садимся. Или еще вариант – добираемся до Фундрикова, там есть медпункт. А уж если сильно прижмет, скорую помощь вызываем. Зимой у нас здесь живет две семьи – моя, да Акифьевы Валерий и Людмила.

Дороги от снега чистят, правда, не так часто, но все равно проехать можно. Три раза в неделю приезжает автолавка – привозит продукты, хлеб, молоко. 

Сейчас в лесу грибов полно, дачники все ходят, сдают потом. Я один раз сходила – для себя, не для сдачи, так чуть не заблудилась. Перепугалась, больше в лес ни ногой.

До чего же вы выносливы, терпеливы наши ветераны. Пережили войну, подняли страну, воспитали детей. О себе и думать некогда было. Все надеялись – вот заработают пенсию и отдохнут. И заработали…. У кого-то десять тысяч, у бывших животноводов аж двенадцать тысяч рублей выходит…

Возвращаясь из Зарубина, заглянули мы еще в одну деревню – Анниковку. Здесь – аналогичная картина. Живут в основном пенсионеры, местных всего человек десять. Об этом нам рассказала Е. Н. Корнилова.

- Больше двадцати лет трудилась дояркой! – говорит Елена Нестеровна. – Всегда занимала второе место в колхозе по надоям, первой была моя сношенница Зоя Корнилова. А живем мы теперь с сыном Анатолием. Он с бригадой лес заготавливает, а где еще работу в деревне найдешь? Я вот вспоминаю нашего председателя Шанина, который погиб в автокатастрофе. Был бы он жив, может, и колхоз сохранился бы. От грамотного руководителя многое зависит. Теперь-то уж вряд ли кто возьмется возрождать хозяйство. Время ушло, в деревне остались одни старики. Мне уж за восемьдесят – какой из меня работник… 

Фото Александра ЮРЬЕВА


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle