Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 2377

Ирина КОЛОБОВА
24.03.2015 г.

Как определить уровень образованности, культуры и интеллигентности жителей среднестатистического российского городка – к примеру, такого, как наш Семенов?

Как это сделать без скучного анкетирования, опроса общественного мнения? Оказывается, все очень просто. Нужно задать прохожим один единственный, но довольно оригинальный для наших времен вопрос: «Вы не подскажете, как пройти в библиотеку?» Я воспользовалась этим приемом и была приятно удивлена. Пятеро из семи случайных прохожих послали меня в нужном направлении, а двое пацанов лет девяти еще и закричали с гордостью, перебивая друг друга, что у них на Дьяковском поле тоже своя библиотека есть, и они в нее ходят.

Может быть, опрошенные мною люди просто хорошо знают расположение всех городских зданий и учреждений? Может быть, они живут или работают где-то рядом? Неужели они, в самом деле, ходят в библиотеку? Оказывается, да, ходят. В этом я лично убедилась, побывав в Центральной библиотеке, которая год назад переехала в большое и красивое здание на площади Шаханова. Я как будто побывала в детстве. Нет, сейчас там, конечно, гораздо лучше, просторнее, не пахнет дымом от печей, не скрипят крашеные половицы… Но запах книг – все тот же, он не изменится никогда. Вот только тишины, как раньше, сейчас в библиотеке нет. Никто не шикает на посетителей, не смотрит строго из-под очков и не делает постоянных замечаний. Хорошо это или плохо?

В канун Дня работников культуры с этого вопроса мы и начали беседу с директором Семеновской Центральной библиотечной системы О. Ю. МЕЛЕХИНОЙ.

- Вы совершенно правильно заметили, – согласилась Ольга Юрьевна, – мертвой тишины у нас нет, она и не нужна. Современная библиотека – это не просто полки с книгами, иначе она бы просто не выжила в современных условиях. Сегодня библиотека превращается в культурный центр. Библиотекарь нынче – и актер, и режиссер, и сценарист, и психолог. Мы стараемся тянуть к себе все, что связано со словом «интерактивность», все, что применимо к книге.

Я б в директоры пошла…

ы сами как попали в эту систему? Глядя на вас, можно предположить какую угодно сферу деятельности, вплоть до модельного бизнеса. Профессия библиотекаря, если бы и пришла мне на ум, то в самую последнюю очередь.

- И, тем не менее, я – уже опытный библиотекарь, и моя трудовая деятельность после института началась именно с этой профессии и именно в этой библиотеке. Сказать, что это было мое призвание, я не могу. На тот момент было очень трудно найти работу, да еще и муж не особенно настаивал на моем трудоустройстве – хотел, чтобы я дома сидела. Но вот на работу в библиотеку он все-таки меня отпустил. И я работала с удовольствием. Но однажды мне вдруг стало немного скучновато, я почувствовала себя способной на большее и ушла в совершенно иную деятельность. Продержалась недолго, всего два года. Год назад вернулась, но уже на должность исполняющего обязанности директора библиотеки, а сейчас вот уже директор.

- Хороший карьерный взлет! Ни для кого не секрет, что такие должности просто так не раздаются. Как вы сами оцениваете такое положение вещей?

- Ну, я тоже не сразу директором стала, целый год в и.о. ходила. А если честно, я сама напросилась. Вот пришла и сказала: возьмите меня директором, не подведу. И Татьяна Парфеновна Скобелева мне поверила – поняла, наверное, что я смогу вытянуть библиотеку.

Поговори со мною, мама

библиотеку нужно вытягивать?

- Смотря в каком контексте употреблять это слово. Если не вытягивать, то тянуть с одного уровня на другой, выше и выше. Я бы рада была, если бы приходилась не тянуть, а просто вести за собой в нужном направлении, но любое большое и серьезное дело легко не дается. Я вот, например, практически живу на работе, но это меня совсем не напрягает, мне нравится такой ритм жизни. Я вообще не понимаю, как можно просто бестолково лежать или сидеть. Вокруг меня должно все энергично и, главное, с пользой вращаться, а я сама должна быть эпицентром. Перед дочкой, правда, стыдно бывает. Ей, наверное, не хватает моего внимания, она иногда просит меня просто поговорить с ней. Ну ничего, она девочка взрослая, в седьмом классе учится – поймет. А самостоятельность еще никому не навредила.

- А муж, который вообще не хотел отпускать вас на работу, как отнесся к вашей новой должности?

- На удивление положительно. Он уже хорошо изучил мой характер и знает, что я всегда добиваюсь всего, что задумала. Он меня поддерживает и помогает.

- А ваши коллеги, с которыми вы много лет бок о бок трудились на библиотечной ниве, как отнеслись к тому, что вы теперь – их руководитель?

- Я склонна думать, что они отнеслись хорошо. В принципе, никакой авторитарности я не себе не позволяю, и большой градации по должностям у нас нет, каждый делает свою работу, а вместе мы делаем одно общее дело. В любом деле главное – это команда. У нас хорошая команда. Отошли те времена, когда в библиотеке сидели скучные тетеньки, тихонько выдавали книжки, заполняли формуляр и следили, чтобы была тишина и порядок. Теперь жизнь у нас бьет ключом. В прошлом году в нашей библиотечной системе было проведено две с половиной тысячи различных мероприятий. А это колоссальная работа библиотекарей.

Однажды полюбив…

ероприятия вы проводите, люди на эти мероприятия ходят, в библиотеке весело и многолюдно. Все это очень хорошо. А обычные читатели ходят к вам – просто, чтобы взять книгу? Я где-то читала, что в Древнем Египте во времена фараонов библиотеку называли аптекой души – то есть, египтяне считали, что книги лечат душу. Конечно, что с них взять, они же древние… У нас теперь интернет – лучший друг человека.

- Уверяю вас, библиотека со времен древних египтян не потеряла своего главного предназначения. У нас очень много постоянных читателей. В основном, это те, кто пристрастился читать еще в советские времена и не бросил своей хорошей привычки. Сначала они приводили к нам своих детей, а теперь внуков. Может быть, вы удивитесь, но у нас очень читающий город. Интернет – это очень хорошо: жизнь, наука и техника не должны стоять на месте. Но человек, однажды полюбивший настоящую, бумажную книгу, никогда не разлюбит ее. Он может немного забыть ее, отложить до лучших времен, чтобы успеть насладиться плодами научно-технического прогресса, но бездушная электроника очень быстро надоест, захочется взять в руки настоящую книгу. А все многочисленные мероприятия, которые мы проводим, имеют только одну цель – привлечь как можно больше посетителей, потенциальных читателей. Потому что так не бывает, чтобы человек пришел в библиотеку и не взял в руки книгу. А дальше уже начинает действовать настоящая книжная магия. Человек не может оторваться и становится нашим постоянным читателем. Это чистая правда. Так происходит в девяноста случаях из ста.

Миром правят книголюбы

олучается, что вы используете все средства для достижения главной библиотечной  цели – увеличения числа читателей?

- Не все, а только благие. Известно, что миром управляют те, кто читает,  и если для привлечения читателей понадобится выйти с транспарантами на улицу, провести какую-то акцию, флешмоб – мы выйдем и проведем. Кстати, уже и проводили. В условиях конкуренции с интернетом нам тоже приходиться меняться. Мы потихонечку становимся основным  информационным центром. Кроме того мы, безусловно, стараемся сохранить теплую, уютную атмосферу и всегда идем навстречу читателю. Посетители оставляют свои пожелания по поводу того, что они хотели бы видеть в библиотеке, какие книги. И мы прислушиваемся к их просьбам. Обидно и немного стыдно бывает, когда мы не можем исполнить просьбу читателя и достать для него нужную книгу. Но мы работаем над этим вопросом.

- Директорская работа отнимает у вас много времени, но отдыхать-то все-таки надо. Какой вид отдыха вы предпочитаете?

- Может быть, покажется странным, но, несмотря на свой энергичный характер, отдыхать я люблю тихо. Люблю вышивать, складывать пазлы. Главное, чтобы была цель, и я бы ее добивалась.

Когда мы построим дом…

воей профессиональной цели вы добились, какая следующая?

- Следующая – это личная: дом. В смысле, мы с мужем строим дом за городом. У меня теперь каждая мечта связана с этим домом. Вот когда мы построим дом, мечтаю я, то обязательно отведем специальное помещение под библиотеку. Правда, муж не очень доверяет этой моей идее – говорит, что я все свои книги на работу перенесу. В этом он прав – я пока только детские книги не унесла, которые дочери для школьной программы нужны, а остальные давно библиотечный фонд пополняют. Еще одна моя мечта звучит так: «вот когда мы построим дом, к нам в гости будут приезжать друзья, много-много друзей». Хочу, чтобы у нас всегда было весело и многолюдно.

После посещения библиотеки и беседы с Ольгой Юрьевной у меня в голове появилась стойкая уверенность, что у российских библиотек вообще и у нашей в частности есть будущее, и никакие нанотехнологии не истребят настоящий храм книг. И дело не только в количестве и качестве проведенных мероприятий или в грамотно распределенном библиотечном пространстве. Все дело в невероятно комфортной, спокойной и дружественной атмосфере. Короче говоря, здесь ты дома – или почти дома. И еще одна грустная мысль не давала мне покоя: мне ужасно жаль потерянного времени, в котором не было ни стройных библиотечных стеллажей с любимыми книгами, ни тихого и уютного читального зала. Что ж, нужно идти в библиотеку наверстывать упущенное.