Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 3153

05.09.2013 г.

Откуда берется «ершистость» и что нужно знать родителям подростка, рассказывает врач-педиатр, Отличник здравоохранения Мария Васильевна ЛИНЕВА.

Уже не ребенок, еще не взрослый

Период полового созревания является поворотным, критическим моментом человеческого развития. После периода новорожденности и грудного возраста, когда детский организм особенно чувствителен к неблагоприятным факторам окружающей среды и не всегда может приспособиться к этим условиям, пубертатный период становится третьим периодом детства, когда организм находится перед новым большим физиологическим скачком количественного и качественного роста и резкой перестройки большинства органов и систем. Детский организм превращается во взрослый, и в этой перестройке ведущую роль играют изменения в половой сфере и эндокринном аппарате, перестраиваются большинство органов и систем, в частности, нервная.

Пубертатный период у девочек начинается в возрасте 8-9 лет, а у мальчиков в 10-11 лет. Юношеский возраст оканчивается с завершением соматического роста у девушек приблизительно в 19 лет, а у юношей – на 22-23 году жизни, причем в современном мире прослеживается тенденция к ускорению развития и полового созревания подростков. Первое место среди причин усиленного роста занимают, несомненно, социальные и экономические факторы, и в первую очередь, питание. Следует отметить и такие факторы, как новые формы и методы воспитания и образования, постоянно общение между мальчиками и девочками, повседневное мощное воздействие кино, телевидения и Интернета, интенсивное развитие транспорта, спорта и физкультуры.

Ускорение развития подростков не всегда проходит гармонично в отношении соматической и психо-эмоциональной структур: вес, рост, структура тела, созревание половых органов и эндокринного аппарата, эмоциональное, умственное развитие, профессиональное, трудовое и социальное развитие.

Как в критическом периоде новорожденности, так и в подростковом, наблюдается ряд явлений, стоящих на границе между нормой и патологией. Физиологические отклонения могут касаться почти всех органов и систем. Усиленный рост, повышенная двигательная и нервно-психическая активность приводят к напряжению в работе нервной системы (особенно вегетативной), эндокринных желез и обмена веществ. В результате у школьников часто наблюдаются вегето-сосудистая дистония, ранимость психики и поведения, может, например, образоваться подростковый зоб, склонность к повышенному и пониженному содержанию глюкозы в крови, ювенильная гипертония, нейроциркуляторная астения и др.

Наибольшие тревоги самим подросткам и их родителям причиняют отклонения в развитии половых органов, появление вторичных половых признаков (иногда преждевременное), расстройства менструального цикла, появление грудных желез у мальчиков. Физиологические отклонения наблюдаются при функциональной нагрузке опорно-двигательной системы (сколиозы, плоскостопия), со стороны кожи (себорея, юношеские угри).

Станьте старшим другом

Развивается психика подростков, которые перестали быть детьми, но еще не стали взрослыми. В развитии интеллекта наблюдаются отчетливые изменения, причем у одних подростков сталкиваешься с ускорением умственного развития, а у других – наоборот, наступает регрессия последнего. В процессе пубертатного развития повышается концентрация внимания, механическая память переходит в логическую.

Дети в этом возрасте обладают ярко выраженным чувством справедливости, ищут правду, не любят нотаций и давления, формируют свое мировоззрение. Эмоциональная жизнь в недостаточной степени контролируется рассудком, часто меняется настроение, но за внешней грубостью часто скрываются сильные эмоциональные переживания.

Подростки легко утомляются как физически, так и психически, что бывает обусловлено неправильным распределением времени, перегрузкой внешкольными обязанностями или односторонним увлечением.

Итак, подростковый возраст – это период, когда развивающийся организм готовится вступить во взрослую жизнь. Молодые люди стремятся к самостоятельности.

В воспитании подростков принимают участие семья, школа, общество и все лица, окружающие ребенка. К сожалению, взрослые зачастую не знакомы в достаточной степени с особенностями развития психики подростков, и часто допускают ошибки при общении.

Так, например, обращаются с подростками, как с детьми, и в то же время ожидают от них взрослого поведения. Такое отношение стесняет или даже оскорбляет молодых людей.

С помощью одних лишь приказаний и без дружеского подхода от подростков нельзя ничего добиться. Они уважают тех, кто умеет сблизиться с ними, найти время по-дружески с ними побеседовать, дать нужный совет. Подросток нуждается в товарищах-ровесниках и в старших друзьях, с которыми можно было обсудить различные проблемы и посоветоваться в тех случаях, когда не может найти выхода из создавшегося положения. Друга он ищет не только среди детей, но и среди взрослых – членов семьи, учителей.

В некоторых семьях детей взращивают в особо созданной для них покровительственной обстановке, исполняют каждый каприз, балуют ребенка. Это нездоровый культ ребенка не стимулирует его собственное правильное развитие, не может создавать подготовленности к жизни.

Ошибочным и нефизиологичным будет и слишком строгое воспитание, ограничивающее инициативу личности подростка. Оно приводит к чувству неполноценности, замкнутости характера, повышенной нервозности.

Состояние здоровья и всестороннее воспитание будущих граждан является для нашей страны первостепенным, исключительно важным делом. Перед нами, медиками, стоит серьезнейшая задача – уделять особое внимание сохранению жизни каждого подростка-школьника, осуществляя профилактические мероприятия, направленные на предупреждение каждого заболевания.

Не снимается ответственность и с родителей. В осуществлении всех профилактических мероприятий – периодических и углубленных медосмотров, профилактических проб и плановых прививок – требуется согласие родителей в установленной форме. На практике, к сожалению, запрос врачом на согласие родителей приходится оформлять по несколько раз.

Уважаемые педагоги, родители, любимые школьники! Поздравляю вас с наступлением нового учебного года! Здоровья вам всем и успехов в ваших делах!