Игорь ВАСИЛЬЕВ
31.08.2013 г.

Путешественник Антон КРОТОВ видит мир добрым, верит в науку и советует людям умерить потребительский пыл.

«Если вы посмотрите на состав современной красиво упакованной еды, – то вы можете прочитать там такие вещи, как "натуральные и идентичные натуральным вкусовые и ароматические вещества", или "комплексная пищевая добавка 'Сыр'"... Так вот, разница между едой, выросшей на грядке и приготовленной на огне, и комплексом из "натуральных и идентичных натуральным вкусовых и ароматических веществ" – это и есть разница между вольным путешествием и поездкой от турфирмы.

Разница между приглашением в гости и ночлегом в гостинице. Разница между купанием в настоящем море и хлорированным бассейном. Разница между настоящей жизнью и театром.

Поездка от турфирмы – тот же театр, та же комплексная пищевая добавка "Сыр". Специально для вас приготовленный транспорт, обслуга и ночлег, экскурсия по специально для вас благоустроенным местам дадут вам совсем не то впечатление о стране, какое получим мы, вольные путешественники. Мы едем в тех машинах, в коих едут местные жители, и вместе с ними вытаскиваем грузовики из грязи и песка; ночуем в тех же домах и едим ту же пищу, приготовленную на огне методом, привычным в этой стране; сегодня нас приглашает в свою хижину бедняк, завтра – бизнесмен-миллионер; общаемся на местном языке (пусть знаем всего несколько слов), и стараемся понять людей, говорящих с нами тоже на их реальном языке; мы чувствуем вкус природной, не ресторанной пищи, запах базаров, храмов и улиц; вместе с другими жителями этой страны мы живём близкой к ним жизнью и узнаём о них больше, чем проезжающие мимо на джипах клиенты туристических фирм.

Ананасы с грядки и финики с пальмы, ангольские дороги и турецкие автобаны, тысяча настоящих закатов и утр на всех берегах, настоящие северные комары летом и полярное сияние зимой, магаданские бичи и индийские сикхи, северные просторы и тропические дожди... Аромат реальной жизни, чувство всемирного братства людей – это то, что никогда ни за какие деньги не даст вам ни одна турфирма в мире. Аромат настоящей жизни!.. Что тут может значить "смесь натуральных и идентичных натуральным вкусовых и ароматических веществ"?..»

Наверное, половину своей жизни Антон Кротов провёл в дороге. С 15 лет он, поддаваясь зову других городов и стран, регулярно колесит по планете, открывая для себя всё новые территории, узнавая образ жизни местных жителей и изучая их правила и обычаи. Он не нуждается в путёвках и особом снаряжении. Самое главное, что ему необходимо, по его словам, – это рюкзак, кипятильник и мозг.

Если люди как-то перемещаются – значит можно перемещаться с ними. Достаточно выйти на дорогу, поднять руку и предложить свою компанию остановившемуся водителю. Хотя одним автостопом Антон не ограничивается. Он считает себя Вольным Путешественником – а потому сам волен выбирать, куда он едет, как он едет, платно или бесплатно.

«Есть такое довольно распространённое мнение, что автостопщик должен всегда ездить бесплатно. Это такое же странное мнение, как и противоположное ему, что все должны всегда ездить платно. Нет ничего греховного в том, чтобы проехать где-нибудь платно; я сам нередко езжу цивильно в поездах. Бывали даже случаи, что я без каких-либо огорчений давал деньги водителю, неожиданно оказавшемуся «деньгопросом»; были несколько случаев, когда я даже давал денег водителю ещё прежде его намёка об этом, понимая, что тот ждёт и будет доволен пожертвованию. В общем, платить или не платить – дело совести каждого. Вольный путешественник не перестанет быть таковым, если где-нибудь заплатит, например, за проезд или воспользуется так называемым рейсовым транспортом. Смысл путешествий вовсе не в этом!»

В свои 37 лет Антон Кротов посетил более 70 стран, побывал практически во всех регионах России. Километраж его путешествий перевалил за отметку 800 тысяч. «Я изучаю свойства и сущность окружающего мира и законы, действующие в нём. Стараюсь узнать что-то и сообщить об этом людям – научиться самому, научить других. Кто владеет информацией, тот владеет миром. Кто знает, что есть добро и что есть зло, тот свободен. Кто знает своё место и дело в мире, тот и счастлив. Я просветитель – хочу, чтобы и другие люди были свободны и счастливы, чтобы у них не было постоянных проблем – для этого я передаю информацию другим людям». Потому Антон Кротов написал уже более сорока книг и регулярно посещает города России и СНГ с лекциями, на которых рассказывает о своих приключениях и о том, как можно путешествовать, не затрачивая денег больше, чем на обычную жизнь, и как относиться к людям и миру, чтобы такие путешествия доставляли радость.

Вечером 20 августа у семёновцев случилась возможность посидеть с Антоном в тесной компании за чашкой чая и интересно побеседовать в Центральной Районной библиотеке.

Автостопом по европам

- Для чего вообще нужны путешествия? Почему именно автостоп?

- Путешествия – это расширение кругозора, получение знаний об окружающем мире, приобретение навыков общения с людьми, физическая закалка, развитие неприхотливости, новые встречи, осознание единства планеты и мира, ощущение Судьбы, Провидения – той силы, которая нанизывает события одни на другие наилучшим образом. В дороге год идёт за два или три, каждый день происходит столько событий, сколько в обычной оседлой жизни может не пройти и за неделю. В дороге люди быстрей взрослеют, умнеют, набираются опыта и жизненной мудрости.

А автостоп – это просто метод передвижения, метод познания мира, часть Вольного Путешествия. Но он не может быть ни стилем, ни принципом, ни исключительным смыслом моей жизни. Это лишь одна из составляющих. Мой стаж – более 800 тысяч километров, из которых около 500 тысяч пройдено традиционным автостопом, а другие – в кабинах локомотивов, на электричках, гидростопом (на попутных теплоходах, баржах, лодках). Иногда случался даже авиастоп – на воздушном транспорте – явление значительно более редкое, но в далёких и глухих местах, где другой транспорт ходит с трудом, довольно реальное.

При этом, заметьте, если какой-то человек заявляет, что он проехал автостопом более миллиона километров, то такой человек наверняка врун. Миллион (а сейчас, скорее всего, уже и два) проехал только Алексей Воров – ветеран отечественного автостопного движения, создатель Петербургской Лиги Автостопа (ПЛАС).

- Можно поподробнее вообще об этом движении?

- Автостоп как явление существовал очень давно. Только многие из автостопщиков порой сами не догадывались, что являются таковыми. Люди выходили на трассу и передвигались – кто от безденежья, кто из интереса или из любви к свободе, кто просто случайно. Кто-то в соседний город, кто-то из Москвы в Петербург или в Крым... В ту мезозойскую эру автостопа практически отсутствовала такая вещь, как информационное поле. Не было ни интернета, ни газет бесплатных объявлений. Поэтому информация о вольных путешествиях распространялась плохо. В 1978 году благодаря Алексею Ворову возникла «Ленинградская Лига Автостопа». Здесь впервые возникла наука об автостопе, плодами которой мы пользуемся по сей день. Техника, тактика, стратегия, снаряжение, ночной стоп, яркие автостопные комбинезоны - всё это появилось около тридцати лет назад.

В 1991 году распался СССР, в этом же году открылись внешние границы, и каждый желающий смог получить загранпаспорт и возможность путешествовать за рубежом. С распадом Системы увял организованный туризм, а вольные путешествия, напротив, расцвели. Бедность большинства россиян в начале 1990-х делала автостоп самым дешёвым и доступным способом путешествий.

В 1994 году возникла «Московская школа Автостопа» Валерия Шанина, а в 1995 году и я создал «Академию Вольных Путешествий». Эти клубы сконцентрировали в себе своеобразные подходы к автостопу. В понятии ПЛАС автостоп - это спорт, у АВП - это наука, у МША - это халява. Подобное различие сохраняется во многом и до сих пор. Кроме них существовали и существуют другие клубы, но своего нового учения никто, кроме ПЛАС, МША и АВП, не создал.

Под эгидой «Петербургской Лиги Автостопа» регулярно организуются автостопные гонки. Их правила подробно расписаны на нескольких страницах, но общая идея одна: проехать автостопом какой-либо маршрут как можно быстрее, обогнав соперников. Соревнуются между собой автостопщики-одиночки или пары, иногда – целые команды. Маршруты гонок с каждым разом усложняются, сейчас протяжённость типичного ПЛАСовского "маршрута выходного дня" составляет примерно две тысячи километров.

- А чем занимается твоя «Академия Вольных Путешествий?

- АВП – это содружество друзей, увлечённых вольными путешествиями – самостоятельными поездками по России, СНГ, Евразии и Африке. Иногда мы собираемся вместе, рассказываем друг другу о своих путешествиях, пьём чай, планируем даты и маршруты очередных больших и маленьких поездок, самоходных походов, мероприятий и ходим в них. Иногда организуем публичные лекции в Москве и других городах, рассказываем людям о свойствах окружающего мира.

Никто никого не учит, люди имеют возможность самонаучиться при помощи книг, друг друга и себя самих. Сейчас АВП – совокупность людей и информации, которой мы владеем, собираем и распространяем.

Лесной Трезвый Сход АВП – мероприятие, которое проводит наш клуб в подмосковном лесу дважды в год – в первые выходные июня и в начале осени в честь дня рождения АВП. Участники мероприятия, направляясь к нам на Сход, обязуются выполнять несколько простых правил: не употреблять алкоголь и наркотики, не курить у общего костра, отправлять естественные надобности в особо отмеченном месте, не сжигать мусор, а уносить его на помойку, не рубить живые деревья и относиться по-дружески к другим обитателям Лесного Схода и к местным жителям. Каждый год приезжает больше ста человек. На Сходе АВП все собираются у большого костра и слушают рассказы опытных путешественников. Кроме того бывают лекции не о путешествиях, например, религиозные диспуты или песни у костра. В общем, есть всё большое, хорошее, одно на всех, чтобы всем хватило.

Ещё один наш проект – «Дом Для Всех» – подразумевает создание Домов для всего человечества в разных местах. В различных городах мира мы снимаем дом или квартиру, куда приглашаются все желающие. Каждый человек, выполняющий правила обитания в Доме (трезвость, некурение, незловоние), может остановиться там на день, неделю, месяц, причём сделать это бесплатно или внести любое пожертвование. Дома могут существовать несколько месяцев – пока есть люди-активисты, готовые следить за порядком. В Домах одновременно живут по 10-20-25 человек из разных городов и стран, а суммарно число обитателей составляло до 130 человек. На данный момент было организовано 10 Домов Для Всех: в Иркутске, Оше (Киргизия), Каире (Египет), Владивостоке, Архангельске, Душанбе (Таджикистан), Стамбуле (Турция), Красноярске, Куньмине (Китай) и Мехико (Мексика). Кроме того известны другие Дома, созданные не под эгидой АВП, но по схожим правилам, как например: в Краснодаре, Евпатории, Самарканде, Гренаде и т.д. В течение ближайших двух лет я планирую создать Дома Для Всех в Антананариву (Мадагаскар), во Львове, Берлине и где-нибудь в Индонезии. Возможно, и у вас в Нижнем Новгороде.

Нашей «Академией» было организовано множество путешествий. Вот лишь некоторые из них: на Соловецкие острова в 1994 году; путешествие в 20 тысяч километров до Магадана и обратно в 1996 году; по Грузии, Армении, Ирану и Средней Азии (1997 г.); Иран, Пакистан и Индия (1998 г.); в 1999 году добрались и до Африки – проехались по Турции, Сирии, Иордании, Египту и Судану; в январе 2000 года проехали по зимнику в Нарьян-Мар; с июля 2000 по февраль 2001 продлилась Трансафриканская экспедиция АВП, охватившая множество стран Ближнего Востока и Африки; Афганистан (2002 г.); Китай (2004 г.); Шри-Ланка, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Папуа-Новая Гвинея (2010-2011 гг.).

После денег - коммунизм

- На какие деньги всё это организуется? Кто вас финансирует?

- Никто. Академия Вольных Путешествий не увлекается поиском спонсоров. Все наши путешествия проводятся на средства самих путешествующих, а также за счёт изобильности окружающего мира. Мы знаем, что успех путешествия зависит не от количества денег, а от качества подготовки и от отношения к окружающему миру того, кто направляется в путь.

- Неужели в наше довольно неспокойное время водители по-прежнему охотно подвозят незнакомцев по трассе, а местные жители приглашают к себе домой погреться и на ночлег?

- В большинстве своём люди добры. В мире в миллион раз больше мест спокойных, чем неспокойных, в миллион раз больше хороших людей, чем насильников и убийц, каждый день в миллион раз больше людей живёт, чем умирает... Но журналисты, стараясь получать побольше денег, повысить рейтинг своих СМИ, специально обшаривают весь мир метр за метром в поисках происшествий, отклонения от правильного порядка вещей. И все читают и ужасаются. Вы же, отправляясь в путь или живя в собственной квартире, помните, что жизнь в общем-то равномерна и спокойна, и новости о том, что с каждым годом в мире всё больше преступлений, эпидемий, наводнений, взрывов, войн, – не воспринимайте слишком серьёзно. Это означает лишь одно: с каждым годом в мире всё больше журналистов. Как, впрочем, и всех иных людей. В том числе и автостопщиков...

Легко и с большим удовольствием соглашаются подвезти путешественников, например, водители-дальнобойщики. За тысячи монотонных километров пути их одолевает тоска и скука, а ближе к ночи – ещё и сон. И они всегда рады весёлому и общительному попутчику, который расскажет им интересные истории из своей жизни и не даст предаться унынию и сну на рабочем месте.

Человек, всю жизнь не выезжавший из своего городка или деревеньки, с радостью угостит кашей и пригласит к себе на ночлег путешественника и с большим интересом послушает за вечерним чаем его истории о странствиях по диковинным дальним странам.

Главное – не превращаться в «бомжа» и попрошайку. Нужно следить за собой, своей чистоплотностью, категорически нельзя вызывать жалость у людей своим внешним видом и поведением. «Я несчастный путешественник, у меня год назад украли все деньги (или я их проел), дайте мне 1 фрукт» – это неправильно. «Я счастливый путешественник, я целый год путешествую вокруг света, подарите 1 фрукт» – лучше так.

- То есть всё путешествие можно провести, не потратив при этом ни копейки собственных денег?

- Теоретически – да. Но не надо пытаться ехать автостопом чисто ради экономии. Трасса не любит халявщиков.

Лично я в любое путешествие беру с собой все или почти все имеющиеся на данный момент деньги и трачу их в процессе поездки. Зачастую к концу странствия путешественник переходит в безденежный режим. Не надо этого бояться и медленно растягивать момент наступления "часа Х", не нужно беречь заначку. Когда все ваши деньги перейдут в поддержку экономики окружающего мира (вы их потратите, или их украдут), и у вас не останется ничего, вы неожиданно для себя окажетесь в полностью коммунистическом обществе. То, что вы покупали, теперь вам будет доставаться даром, совершенно незнакомые люди будут дарить вам деньги и еду, иногда даже без вашей на то просьбы. Вообще, едой в мире так часто угощают, что проблема обычно другая – как бы это всё съесть.

Когда же вы вернётесь домой, помните доброту незнакомых людей и изобильность окружающего мира и помогайте по мере сил тем, кто сейчас в пути, тем, кто не имеет денег – чтобы и они чувствовали изобильность мира и всемирное братство людей.

Лучшее оружие – мозги

- Случаются ли в пути какие-либо происшествия, аварии и другие нежелательные события?

- Попасть в автомобильную аварию – вполне реальное приключение, но не чисто автостопное, а вполне распространённое автодорожное происшествие. Оно случается не только с автостопщиками, но и с пешеходами, и с водителями, и с обычными (не автостопными) пассажирами автотранспорта. Люди, много ездившие автостопом, обычно попадают в аварии в среднем один раз на 100-200 тысяч километров. Чтобы минимизировать вероятность попадания в аварию, не садитесь в машину с пьяным водителем.

Иногда в пути меня обкрадывали. Хотя чаще это случалось у меня дома – недобросовестными гостями моей квартиры. Если у вас что-то украли, примите это как должное и пожелайте, чтобы украденное принесло вору пользу, и постарайтесь его простить. В последующие дни вам подарят всё, в чём вы будете нуждаться.

Бывают и случаи задержания правоохранительными органами. 90% всех полицейских проблем в мире разрешается в течение часа, и 90% из оставшихся – в течение суток. Если вас задержали, не нервничайте. Дайте полицейским спокойно поисполнять свои служебные обязанности. Когда они убедятся, что вы не террорист, наёмник или шпион, вас отпустят.

Кстати, не на территории России, но тем не менее случалось видеться и со сторонниками террористических методов. В данном случае важнее не говорить, а слушать. Эти сторонники жёстких методов потому их и применяют (или мечтают применить), что никто из представителей противоположной стороны не хочет их выслушать. Так что учимся слушать и уважать собеседников – и тогда они и не будут применять свои грубые методы.

Вообще, нежелательность тех или иных событий зависит от вашего отношения к окружающему миру. Один человек сочтёт нежелательным дождь, укус комара, дым костра или даже овсяную кашу (если он её не любит); для другого, более мудрого человека, всё сие – лишь компоненты окружающего мира, которые он приемлет с радостью. Все неприятности живут только в вашей собственной голове. Если у вас в голове всё нормально, то и в окружающем мире будет нормально тоже. Если же в ваших мыслях, поступках, желаниях что-то не в порядке, всё это отразится и на окружающем мире! Нужно снимать маску неудачника, научиться привлекать успех и хороших людей, самому становиться более правильным человеком. Грамотное поведение и отношение к миру – и в любой точке мира вы будете спокойны. Помните, что любая последовательность событий всегда верна. Если вам кажется что-то неправильным, значит, эту последовательность событий вы ещё не досмотрели до конца.

Если же со мной случится что-то совсем диковинное и необычное: например, попаду в заложники (в рабство, в плен) к боевикам, вдруг окажусь в космосе без скафандра, упаду с самолёта без парашюта или если на город, по которому я гуляю, упадёт атомная бомба или комета Галлея... – буду считать, что мне очень повезло попасть в чрезвычайно редкую ситуацию, и, если выживу, постараюсь написать об этом книгу.

- Случались ли когда-нибудь конфликты с аборигенами и иными людьми, встретившимися в пути? Есть ли у тебя какие-нибудь средства самозащиты?

- Никаких средств защиты у меня нет. Лучшее оружие - правильное поведение.

В 1990-х годах от пассажиров электричек, в которых я продавал свою книгу, я почему-то иногда выслушивал обещания набить морду. Но обещания эти не выполнялись. При обнаружении конфликтогенных личностей (а они сами обнаруживают своё присутствие) проще всего покинуть место спора. Личности, испускающие крики, обычно пьяны и несамоходны. Как правило, их беспокоит какое-то ваше действие, внешний облик или просто нахождение на «их территории». Выйдя из их зоны видимости, вы сделаете их победителями в их нетрезвых глазах и не будете продолжать конфликт. Не курите и не пьянствуйте: общая дружба с табаком и выпивкой объединит вас с конфликтогенными элементами в одном, недружном коллективе.

Все случившиеся у меня неприятные физические контакты с другими людьми можно перечислить здесь: 1) В 1993 году в тамбуре электрички меня избили милиционеры за то, что мой тогда ещё советский паспорт использовался мной как записная книжка; 2) В 2005 году в Афганистане я подрался с солдатом, который, обыскав меня, попросил у меня бакшиш (взятку); 3) В 2008 году меня в Чечне жёстко обработали российские правоохранительные органы (ОВД города Гудермес). Вот, кажется, и всё. Получается, что единственными вредоносными для меня людьми явились как раз блюстители порядка и закона.

- Случались ли с тобой во время путешествий болезни или другие серьёзные проблемы со здоровьем?

- Мне кажется, что серьёзные заболевания происходят у людей в старости. 37 лет – не возраст для заболеваний. Болеть некогда и незачем. Помните, что вольное путешествие не снижает, а повышает сопротивляемость организма, улучшает настроение и даже лечит многие уже имеющиеся у вас болезни. Если же всё-таки какая-то болезнь с вами случилась, не забывайте, что во всех местах России и мира существует такой человек, как доктор. Дойдите, доползите до него – наверняка он сможет вам помочь.

Если же врачебная помощь уже не помогла и вы умерли – не огорчайтесь. Знайте, всё в руках Божиих, и смерть не приходит не вовремя. Помните, что любая последовательность событий всегда правильна, и начинайте своё новое, самое интересное ваше путешествие – на этот раз не по сему, а по иному миру.

Параллели и меридианы

- Есть ли страны, внутри которых автостоп невозможен? До каких стран трудно добраться? Есть ли те, на которые ещё не ступала нога отечественного автостопщика?

- Вообще, почти нет стран, где нельзя путешествовать автостопом. Если есть жители, то они как-то перемещаются. Значит, и нам можно перемещаться с ними. Две страны пока под вопросом – Северная Корея и Бутан. Там иностранцу много чего нельзя. Да в КНДР и транспорта почти нет.

Путь автостопом в Америку проложили в 1992 г члены Петербургской Лиги Автостопа во время своего кругосветного путешествия. Ехали зимой при температуре до минус 55 по зимникам через Сибирь, Якутию и Чукотку, затем через Берингов пролив – авиастопом на Аляску. Такой путь чрезвычайно сложен и опасен. Этот подвиг подвластен только истинным Мудрецам, и его пока ещё никто не повторил. Гораздо проще улететь на рейсовом самолёте. С автостопом внутри Америки никаких проблем нет.

Наземный путь в Африку возможен в различных вариантах – через Европу или Ближний Восток, где один-два раза потребуется воспользоваться паромной переправой.

Путь в Австралию был проложен в 2000 году Валерием Шаниным и его последователями. Они направились из России через Монголию, Китай, Лаос, Таиланд. Через два года Григорий Кубатьян повторил этот путь и благополучно вернулся. Он же однажды вписался в антарктический круиз и с юга Аргентины достиг Антарктиды.

По поводу стран, на которые не ступала нога автостопщиков – вот страны о вольных путешествиях в которые лично мне ничего неизвестно: Бутан, Катар, Бахрейн, Кувейт, Северная Корея, Ливия, центральное и восточное Сомали, Либерия, Сьерра-Леоне и многие мелкие государства-острова, как в Тихом Океане, так и в Карибском бассейне.

- А Россия уже вся объезжена и исследована?

- Смотря что называть «объездить Россию». И если считать, что «объезжание» заключается в том, чтобы хотя бы раз побывать в каждом регионе страны, то такая задача выполнима. Участники экспедиций и мудрецы АВП побывали во всех регионах России. Лично я на данный момент ещё не посещал Корякию и Чукотку. К сорока годам планирую заполнить все пробелы по регионам не только России, но и стран СНГ.

Но и сейчас, несмотря на сотни тысяч километров пройденных маршрутов, Россию всё равно трудно назвать полностью изученной или объезженной. Регионы России, особенно в восточной её части, сами по себе очень велики. Якутия по величине равна Индии и в десять раз больше Италии; Эвенкия больше Украины или Франции; Иркутская область больше, чем Финляндия и Швеция вместе взятые... Возможности для путешествий и открытий в России останутся всегда, даже тогда, когда остальной мир будет объезжен, изучен, поделен и заселён до последнего метра.

- Какие страны тебе понравились больше всего?

- Я люблю, пожалуй, каждую страну, в которой побывал, и каждую – своей особой любовью, в каждую хочется опять вернуться.

Но особенно люблю арабские страны. Что-то меня тянет туда. Мне кажется, люди там проще, честнее, гостеприимнее. Искренние – в самом наивысшем смысле слова. Если он рад встрече с тобой, то прямо так и говорит, и настолько искренне, что ты ни на минуту не можешь в этом усомниться и предположить, что своим появлением доставил ему какие-то неудобства. Сирия, Иран, Судан, Пакистан - примеры таких волшебных, дружелюбных стран.

Очень приятна и интересна Индонезия. Тысяча обитаемых островов, и на каждом из них – своя жизнь, свой мир, и тысячи пароходов, паромов и лодок между всеми этими островами. Контраст – от небоскрёбов Джакарты до дикарей Новой Гвинеи. Тёплый климат, низкие цены, гостеприимный народ.

Очень комфортная страна Таиланд – там застряли на месяцы и годы многие мои друзья.

Многообразен и интересен для путешествий Китай. Единственное неудобство – это сложный для нас китайский язык.

- Как жители других стран реагировали на то, что ты из России. Как там вообще относятся к русским?

- Ни разу в жизни не сталкивался с негативным отношением к себе по той причине, что я из России или из Москвы. Люди сами по себе дружелюбны, особенно в «незагаженных» интуризмом местах.

В странах СНГ простой народ в большинстве своём ностальгически вспоминает времена СССР и мечтает о воссоединении с Россией. Прибалтика и Западная Украина вернуться в СССР не мечтают, но простой народ тоже хорошо относится к путешественникам из РФ.

В тех зарубежных странах, где мы когда-то строили социализм: возводили заводы, прокладывали дороги, воздвигали плотины, копали каналы – мы вызываем ностальгическое воспоминание. Многие так и не поняли, почему накрылся СССР, и всем интересно, когда же мы опять начнём у них строить, лечить, учить, копать, возводить и снабжать деньгами их бедные нации. В таких странах ностальгическое, хорошее воспоминание. В Сирии, Эфиопии, Лаосе, Анголе можно встретить много советских машин, много людей, учившихся у нас и говорящих по-русски, и, соответственно, найти особенно хороший приём среди них.

В то же время в некоторых странах «третьего мира» местные жители имеют крайне смутное представление о том, где находится Россия, Москва или СССР. В Ботсване несколько раз меня переспрашивали, где находится Россия – в Европе или в Азии, – а один водитель даже предположил, что это остров.

А вот власти, чиновники, а также полицейские некоторых стран мира могут предполагать в нас потенциальных нарушителей, шпионов и т. д. В том же Афганистане полицейские подозревали нас в том, что мы террористы из Аль-Каиды. Здесь уж будьте внимательны и не давайте повода к развитию этих предположений. Хотя люди мира – одна семья, но вот бюрократы мира не таковы.

О семье и детях

- Расскажи о своей семье. Как близкие относятся к твоему образу жизни?

- С пониманием, но сами автостопом и вольными путешествиями не занимаются. Мои родители – Виктор Кротов и Мария Романушко – писатели, издавшие на двоих около сотни книг. Мы живём с ними в одном квартале и часто видимся (когда я в Москве). Мама несколько раз посещала и с удовольствием жила в наших «Домах для Всех», но добиралась до них обычными, «цивильными» способами. Сейчас она захотела посетить Испанию, и все заботы про оформлению документов и разработке маршрутов взвалила на меня. Скоро повезу показывать Европу.

Жены и детей у меня нет. И не собираюсь заводить. Нужно улучшать жизнь уже имеющихся людей, а не увеличивать объём потенциальной работы изготовлением новых. Когда я жил в Иркутске, в Оше, в Архангельске, в наш Дом Для Всех приходили местные дети, чтобы погреться у нас в избе и спрятаться от своих алкоголических родителей. Они были попросту голодны, и мы их кормили, общались с ними. Если вы любите детей, гляньте вокруг: почти наверняка вокруг вас уже есть дети, которые будут очень рады доброму слову, тарелке каши и просто вниманию, которое вы им окажете. Когда же вокруг нас уже не останется людей, которых надо кормить, воспитывать, вписывать, любить, когда все уже будут счастливы и сыты, – тогда уже можно думать о разведении дополнительных организмов. Но до этого пока нам бесконечно далеко.

Однако есть и женатые автостопщики. Более того, некоторые жёны не просто ждут своих странствующих мужей дома, а сами путешествуют с ними в паре. Скажу ещё больше, бывает, что семейные пары берут с собой и своих детей, стараясь приучить их к поездкам с самого юного возраста (случается – и с самого первого года жизни). Летом 2009 года к нам во Владивосток приезжал Вадим Назаренко с женой Диной и «несколькомесячным» ребёнком. Ехали они автостопом из Москвы, потом слетали ещё на Камчатку и затем вернулись домой. За время путешествия ребёнок в прямом смысле повзрослел в два раза. Опыт их показывает, что и такое возможно.

- У тебя есть образование?

- Обычная школа плюс два с половиной года в МАИ (Московский Авиационный Институт). Оттуда ушёл и больше учиться не собираюсь.

Я не думаю, что для свободной и счастливой жизни необходимо исполнить 10-15-20-летний обряд образования. Не думаю, что каждому человеку нужно проходить многолетнюю процедуру превращения себя в винтик государства. Не думаю, что бумажка о том, что ты прошёл все обряды институтов, армии и т.д., стоит потраченного на них времени жизни. Такие заведения, как школа, институт, армия, никак не учат быть самим собой, они учат быть похожими на других. А в том, чтобы «быть как все», вряд ли заключается смысл жизни каждого человека.

Моя родная младшая сестра Ксюша никогда не ходила в школу. И это никак не помешало ей вырасти умным, всесторонне развитым и интеллигентным человеком. У неё тоже вышло несколько книг.

Не верьте в пенсию! Верьте в науку

- Как ты зарабатываешь деньги? Постоянно путешествуя, карьеру построить сложно.

- Людей, путешествующих по полгода ежегодно, немного. И у каждого из нас своя технология жизни и заработка. Я, например, занимаюсь книгами: пишу, издаю их и продаю.

А вообще, жизнь каждого человека – и есть его работа. Один путешествует, другой музыку сочиняет, третий собирает троллейбусы на заводе, четвёртый – финики с пальм. Главное, чтобы вам нравилась ваша работа и ваша жизнь. Если вам совсем не нравится деятельность, которой вы занимаетесь, – бросьте. Проблема нашей страны в том, что многие люди живут так, как им не нравится. Найдите то, что вам больше всего нравится делать, и делайте это, постарайтесь делать это хорошо, постарайтесь получать за это деньги – и вы достигнете успеха.

Вообще, проблема нынешнего общества – в непомерно раздутых потребностях человека. Он хочет иметь по десять одежд, пять пар ботинок, десять штанов, хочет, чтобы в каждой семье были всякие стиральные машины, компьютеры, автомобили. Один компьютер ему плохой – подавай новый, мобильник чёрно-белый уже не в моде – покупает цветной, а потом и другой, который стоит больше, чем целая папуасская или эфиопская деревня. По телевизору и в газетах рекламируют всё более новые и дорогие вещи, чтобы человек приобрёл их скорее, чтобы всю жизнь работал и потреблял всё больше ресурсов Земли. Это и называется «повышать уровень жизни».

Сейчас, в XXI веке, с возросшей производительностью труда, с успехами науки и медицины, человек в обычном российском городе живёт лучше, чем князь в Средневековье, имея электричество, горячую воду, газ, сотни книг, одежду – такого не имели и цари в старые времена. И всё же ему мало, всё новое ему подавай – машины, пылесосы, большие экраны. Так что с такими темпами жадности мы скоро уже слопаем все ресурсы планеты. Человек может трудиться не 200 часов в месяц, а 20 и иметь всё необходимое для пропитания и жизнедеятельности. И планета может прокормить втрое больше народу, если народ всё же умерит свои потребности. Учитесь жить скромней!

- Всё равно с таким образом жизни наверняка сложно рассчитывать на достойную пенсию в будущем. Каким ты видишь себя в старости?

- Статусность, карьера, успешность – капканы, не дающие вам прочувствовать настоящую жизнь. Люди сами себя загоняют в рамки должностей, приковываются к окладам, пенсии и карьерному росту, думая, что это и есть главная цель в жизни.

Всем людям мужского пола моего поколения и моложе раскрою секрет: пенсии у нас не будет. Независимо от того, готовить её или нет. Предпринимать какие-либо действия для добычи пенсии я считаю глупым. Сейчас, например, средняя продолжительность жизни мужчин в России 62 года, а пенсионный возраст – 60. Через тридцать лет пенсионный возраст ещё поднимется. Шансов дожить до пенсии у мужчин не очень много, но и тем, кто доживёт, придётся наблюдать, что молодёжи почти нет, остались одни бабульки-пенсионерки (наши нынешние ровесницы). Пенсии неоткуда будет брать, нынешнему поколению ничего не достанется. Обеспеченная старость от государства – это миф. Думайте своей головой, не верьте пенсионным фондам, ваучерам, государству, страховым компаниям, банкирам и другим корпорациям, обещающим вечное счастье в далёком будущем за материальные вложения сегодня.

Будущее путешествий вообще зависит от мировой экономической ситуации. Мир стремительно становится одинаковым, наша планета уменьшается. Раньше для того, чтобы проехать даже из одной точки России в другую, требовались годы, а сейчас – дни или даже часы. Путешествовать становится всё удобней, быстрей, безопасней, но не так интересно. Всё проще попасть в какую-нибудь точку планеты, всё проще получить визы, но эпоха открытий уходит. Я чётко планирую свою жизнь и свои путешествия на три-четыре года вперёд. Но я не знаю будущего планеты через полстолетия. Так же не знаю и своего далёкого будущего. Есть несколько разных вариантов. Более-менее точно знаю, что если доживу до старости, то буду писáть, чем занимаюсь уже много лет. А путешествия – будут ли они иметь смысл и будут ли они интересны через полвека – это мне неизвестно.

- А что запланировано у тебя на ближайшее время?

- Этой осенью свожу маму в Прибалтику и Испанию, потом – Восточная Африка (Кения, Танзания, Уганда, Руанда, Бурунди, Коморские острова), зимой – Мадагаскар (Дом Для Всех), где встречу Новый Год. Весной – Камчатка.

Чем ближе планы к сегодняшнему дню, тем они точней. Всегда можно впихнуть какое-то неожиданное дело, небольшой поход, ответвление от маршрута, лекцию, встречу, мероприятие. Планы, написанные в общих чертах, намеченные на следующий и последующий год, можно и нужно уточнять и уплотнять.

- Как ты так много всего успеваешь?

- Я не трачу время на то, что мне не нужно: например, на официальную работу, изготовление сложной пищи, пьянство, курение, просмотр телепередач, фильмов, рассматривание чужих профилей «ВКонтакте», мысли на тему «как хорошо было бы, если бы...», ссоры, длинные телефонные разговоры не по делу и так далее. В свободные минутки во время путешествий, например, в поезде, я могу достать ноутбук и написать что-нибудь интересное для книги или блога или почитать полезную книгу.

Но самое главное: если на завтра у вас написано, например, встать в 4.30 и пойти на утреннюю электричку, ни в коем случае нельзя «забивать» и наутро менять план, подумав, что можно не на первую электричку, а и на вторую... Утренний мозг соображает плохо! С какими мыслями ложимся спать – так и нужно встать, как будильник прозвенел. Или ещё на минуту раньше. Не валяться. Решил что-то сделать – сделай.

Любое сильное желание всегда исполняется. Не нужно мечтать - нужно планировать. Если мне чего-нибудь хочется – я изучаю возможность, как это сделать, нужно ли это, и когда на это найдётся время. Вписываю в календарный план своих действий – назавтра, на следующий месяц или год. Если вы ещё не научились точно планировать, не откладывайте свои мечты больше чем на год. Любую мечту можно исполнить. Мечты должны сбываться! Всё возможно! Главное – займитесь этим всерьёз. Не откладывайте!

Знать, что окружающий мир изобилен и добр, знать, что в любом городе можно найти питание и ночлег, что в любой стране мира тебя встретят хорошо, – это и есть наука. Как посмотреть этот мир, как найти ночлег и как делать так, чтобы тебя повсюду встречали хорошо – это тоже наука. Хорошо относиться к окружающим, принимать гостей из разных городов, подавать нищим, кормить тех, кто не откажется от этого, – это тоже наука.

Мы верим и знаем, что человек, владеющий этой наукой, будет счастлив; а когда все люди будут знать, как всё вокруг устроено, – это будет вообще здорово, это и означает, что наука победит!

Помните, что наука всегда побеждает! И любой человек, пока не умеющий чего-то, может этому научиться!

Фото автора,
Александра ЮРЬЕВА
и из личного архива Антона Кротова

 

 

 

 
   
   

   

   
Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

Мы в соцсетях  

   

   

   

Комментарии  

 
   
© «Семёновский вестник» 2017-2018